В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Президент РСПП Аркадий Вольский: `Я не вывел Ходорковского из бюро союза` Назад
Президент РСПП Аркадий Вольский: `Я не вывел Ходорковского из бюро союза`
Скандал, развивающийся вокруг возможного раскола Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), постепенно переходит в открытую фазу (см. интервью Александра Шохина во вчерашних "Известиях"). Сегодня в эксклюзивном и весьма откровенном интервью обозревателю "Известий" Андрею Колесникову многолетний президент РСПП Аркадий Вольский рассказывает о том, каким ему видится будущее союза и кто может его возглавить.

известия: Аркадий Иванович, сначала о том, что всех волнует, - вы и в самом деле уходите с поста президента РСПП?

Аркадий Вольский: Ну не заслуживает вопрос "Кто придет вместо Вольского?" такого внимания! Я вообще-то считаю любую публикацию, кроме некролога, полезной, но обсуждайте что-нибудь другое...


Я за должность не держусь. У меня уже столько было зигзагов в биографии, я столько повидал - и Венгрию, и Чехословакию 1968 года, и Карабах, и Чечню. Так что очередного зигзага не боюсь. Надо быть готовым передать должность в хорошие руки, хотя мне президент во время нашей недавней встречи сказал: "Что вы, Аркадий Иванович, в огороде сидеть собираетесь?". Если удастся до съезда РСПП найти достойного человека, я его только поддержу. Есть хорошие кандидаты - Александр Шохин, например, хотя год назад мы его вывели из бюро правления РСПП. Игорь Юргенс - один из самых вероятных кандидатов. Очень ценю Алексея Мордашова. Думаю и о других кандидатах. Но сначала мы все-таки проведем съезд.

известия: У вас же в конце сентября закрытое заседание бюро правления, а затем - правление. Не будет попыток взорвать ситуацию?

Вольский: Бюро собирается 28 сентября, правление - 30-го. Почему так поздно? Потому что многие крупные предприниматели отдыхают, гуляют. А гуляют они, черти, хорошо... Поэтому раньше их все равно не собрать. Правление - это 160 человек, из них 80 - представители региональных организаций. Я, конечно, опасаюсь "волнений" как со стороны олигархической части союза, так и со стороны региональных отделений, которые недовольны как раз позицией крупного бизнеса. Надо понимать, что в регионах есть свои олигархи, хотя и не такие крупные. И многие горячие головы хотели бы исключить из РСПП олигархов "федеральных". Я категорически против этого. С другой стороны, ощутимо стремление превратить союз в этакий "клуб олигархов", в профсоюз крупного бизнеса. Так что моя задача двуединая - не допустить развала РСПП на "регионалов" и "олигархов" и не дать его приватизировать отдельным группам.

Думаю, что мы спокойно разберемся со всеми этими темами, назначим дату съезда, причем регулярного, а не чрезвычайного, в котором я не вижу надобности. И в 2006 году этот XV съезд проведем. Нам есть что обсудить, потому что это мероприятие должно быть отчетно-выборным. Я надеюсь на присутствие президента, мы должны оценить среднесрочную программу правительства, избрать новый состав бюро и правления РСПП.

известия: Нет ли у вас ощущения, что в последнее время РСПП в меньшей степени востребован, чем раньше? Я имею в виду прежде всего внимание власти.

Вольский: Начну издалека, иначе мы в проблеме не разберемся. РСПП существует уже 15 лет, будучи правопреемником еще Научно-промышленного союза СССР. Я вообще считаю, что мы должны вести свою родословную от Императорского союза промышленников и купцов, образованного 100 лет назад. РСПП мало чем отличается от аналогичных объединений в западных странах. Другой вопрос, что долгое время мы были единственным союзом, потому что после распада СССР, исчезновения Госплана, Госснаба директора еще не приватизированных предприятий почувствовали себя как собаки, потерявшие хозяев, и им нужно было сбиться в стаю. Мы не успевали принимать людей - настолько активно шел народ. Мы были очень авторитетны, и, скажем, в 1990-е годы у нас не было проблем попасть к Ельцину, Гайдару, другим первым лицам. До 2000 года члены РСПП производили 44-45% ВВП. В 2000-м многое изменилось. Президент объявил политику "равноудаленности", которую я бы назвал политикой "равноприближенности", и попросил нас принять в союз олигархов: мол, что они ходят по одному, пусть приходят вместе, выработав единую позицию.

известия: То есть все-таки получается, что власти было так удобнее управлять олигархами?

Вольский: Конечно. Только я не вижу в этом ничего плохого - это абсолютно правильный подход. Кстати, не люблю я это слово - "олигархи"...

известия: А традиционные члены союза пережили перемены спокойно?

Вольский: Поначалу было очень сложно, но потом постепенно все успокоилось. В конце концов все члены РСПП - бизнесмены и задачи у нас общие.

В результате союз поменял тактику и стратегию. Да и как иначе, если представители РСПП уже производили не 45, а 82% российского ВВП. У нас начали функционировать комитеты и рабочие группы, которые стали вырабатывать предложения по разным аспектам экономической политики. Надо сказать, что из 16 наших предложений 14 были приняты, а 12 - выполнены.

известия: Но в последний год власть совсем мало внимания уделяет вашим предложениям...

Вольский: Ну это не наша вина - такова общая ситуация в стране. Хотя по-прежнему по крайней мере формальная готовность прислушиваться к нам существует. Например, инвестиционный фонд - это наша инициатива. И все равно правительство должно как-то активнее работать. Правительство - от слова "править". Поэтому оно и должно править, а не сидеть и смотреть, что получается. Почему мы, например, шарахаемся от понятия "промышленная политика"? Не нравится словосочетание "промышленная политика" - давайте назовем это системой приоритетов. Речь идет всего лишь о реальном понимании ситуации в стране. Ну, например, если с инсулином проблемы - он вообще не производится в России, - то, может быть, хотя бы на время стоит отложить полет на Марс!..

известия: Кстати, судя по сайту РСПП, один из комитетов до сих пор возглавляет Михаил Ходорковский. Это так?

Вольский: Я не вывел его из состава бюро. Пока не вступил в силу приговор суда - он невиновен. Правда, реальной работой в комитете по международным делам уже занимается Виктор Вексельберг. Что касается Ходорковского, то я два раза был у президента по этому поводу. Однако его позиция - все решают правоохранительные органы.

Меня больше всего беспокоит то, что, посадив руководителя компании, стали уничтожать фирму. В "ЮКОСе" работают 150 тыс. человек, а мы его банкротим! Вы бы знали, сколько нам стоило труда остановить забастовки на предприятиях "ЮКОСа" - у меня 70 человек не вылезали из командировок! А тут выходит к телекамерам генерал Вешнякова из Генпрокуратуры и заявляет: "Вольский оказывает давление на суд". Да никакого я давления не оказывал, просто считаю, что нельзя неаккуратными действиями и заявлениями разрушать эффективный бизнес!

известия: Аркадий Иванович, вы в свое время заступались за Гусинского, за Ходорковского, ходили разговаривать в прокуратуру. Но не сочтите за лесть, кроме вас и Анатолия Чубайса этого никто не делал и вряд ли сделает. Если рано или поздно вы покинете свой пост, кто будет реально защищать бизнес?

Вольский (разводит руками): Я и Чубайс стояли насмерть в деле Ходорковского, остальные олигархи промолчали...

известия: Не кажется ли вам, что одна из сегодняшних проблем РСПП - усиливающаяся конкуренция с другими союзами, в частности с "Деловой Россией", которая очень близка к партии власти?

Вольский: Честно говоря, я не очень понимаю, почему предпринимательский союз сотрудничает с политической партией. Считаю, что мы принципиально не должны заниматься политикой, не наше это дело. Я об этом говорил и руководству в Кремле.

известия: У вас нет ощущения, что конкуренция создается искусственно?

Вольский: Есть. Кремль ведь и создал эту систему "трех колонн" бизнеса: РСПП, "Деловой России" и ОПОРы.

известия: Но зачем?

Вольский (пауза): Знаете, в регионах, в отличие от Москвы, ко всему этому негативное отношение. До такой степени негативное, что от меня требуют исключить из состава бюро правления Бориса Титова, который возглавляет "Деловую Россию". Но я не вижу в этом ничего страшного и не считаю целесообразным исключать его из бюро. Главное, чтобы мы вместе добивались нужного бизнесу результата. Мой главный тезис: "Жила бы страна родная, и нету других забот...". Что же касается объединения малого бизнеса - ОПОРы, то с ним у нас прекрасные отношения. Считаю его деятельность очень полезной и не думаю, что, например, мы должны их поглотить или инкорпорировать.

известия: Аркадий Иванович, и все-таки - РСПП в кризисе?

Вольский: Это не кризис, а разногласия. Не думаю, что РСПП может развалиться. Другой вопрос, что я все-таки обеспокоен возможными вспышками недовольства. Но мы успокоим ситуацию, проведем совет отраслевых союзов при РСПП и совет региональных отделений до заседания правления. Погрязнувший в разногласиях РСПП проживет, но существенно ослабнет.

Андрей КОЛЕСНИКОВ
09.09.2005
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-947488

Док. 277483
Перв. публик.: 09.09.05
Последн. ред.: 18.02.07
Число обращений: 518

  • Вольский Аркадий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``