В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей БОРИСОВ, президент `ОПОРЫ России`: `Давайте создавать `черные списки` чиновников` Назад
Сергей БОРИСОВ, президент `ОПОРЫ России`: `Давайте создавать `черные списки` чиновников`
Глава организации малого и среднего бизнеса Сергей Борисов в интервью обозревателю "Известий" Ирине Федотовой рассказал, как малые и средние предприниматели могут бороться с монополистами.

известия: Что является, по-вашему, основным препятствием для экономического роста?

Сергей Борисов: Во многом это "жадность" государства. Налоги составляют 55% (у американцев - 25%) цены топлива на внутреннем рынке, от этого страдает конечный потребитель, который двигает экономику. И цена на нефть тут ни при чем, поскольку вклад зависящего от нее налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - не определяющий, это всего 3 рубля из 18.

известия: А что является определяющим для нефтяных цен?

Борисов: Самый большой вклад дают НДС и экспортные пошлины, которые и заставляют нефтяников поднимать цены на внутреннем рынке. До взлета нефтяных цен бензин в США был в два раза дешевле, чем в Европе - не в последнюю очередь из-за мягкой налоговой политики. Но мы взяли пример с Европы.

известия: Но не в части монополизированных цен?

Борисов: Монопольная составляющая в росте бензиновых цен - определяющая, поскольку две трети территории России находятся под контролем нефтяных монополий. Монополизм шагает по стране семимильными шагами: как создали нефтяники когда-то картельное соглашение, так оно живет. Есть регионы, где 1 или 2 компании диктуют цены на топливо. Если бы там возникла честная конкуренция, цены сразу бы снизились. Монополизация рынка - одна из главных проблем нашей экономики. При этом Закону о защите конкуренции продолжают чинить препятствия. А ведь вопрос совершенно правильно поставлен: за злоупотребление доминированием на рынке монополиста надо наказывать, и штраф должен составлять 24% от оборота. А сейчас это всего $20 тыс. - копейки для монополиста.

известия: Как "замораживание" цен отразится на конечном потребителе?

Борисов: Однозначно ответить нельзя. Но, спрашивается, зачем было сначала разгонять, чтобы потом замораживать? Вся эта чехарда - не более чем лицемерие. Оно касается розничных цен, но если одновременно не будут заморожены и оптовые, это может разорить независимых владельцев АЗС. Их на рынке - более половины, и им нужна рентабельность хотя бы в 10%, чтобы окупить вложения. А нефтяная компания может установить на своих заправках 1-процентную наценку, используя трансфертное ценообразование, и получать прибыль совсем в другом центре прибыли (на заводе или базе хранения), оптимизируя налогообложение. Существование независимого сектора на топливном рынке - это для государства благо, а не беда. А получается, что государство у нас отстаивает интересы монополистов, забывая обо всех остальных.

известия: А причина этого - коррупция?

Борисов: Это вообще гигантский тормоз для нашей экономики. Я полностью согласен с Сатаровым: по его оценке, коррупционный бюджет составляет примерно $340 млрд., причем за последние 4 года произошел его 11-кратный рост. Предприниматели на себе чувствуют: аппетиты чиновников растут в геометрической прогрессии. Как будто они хотят сейчас как можно больше "хапнуть", чтобы потом где-то отсидеться. Я считаю, что по отношению к ним должны применяться жесткие меры. Мне приятно общаться с чиновниками из правительства, но что творится на уровне власти где-нибудь в глубинке - не передать никакими словами. Чиновник, не стесняясь, идет в бизнес. Он уже готов застолбить себе место в чужом успешном бизнес-проекте, а лучше всего - отобрать его.

известия: Вы не считаете, что это похоже на рэкет?

Борисов: Это и есть рэкет: ведь чиновник теперь не просто требует - заплати мне "кэш", он теперь требует пустить его самого или его структуру "в долю". Может потребовать вообще уйти с какого-то сегмента рынка. И это явление становится все более массовым, особенно в регионах. Мы обратились за помощью к генеральному прокурору России. Ведь необходимо защищать предпринимателя от коррумпированного чиновника. И уже есть результат - с 17 августа вступил в силу приказ за подписью генпрокурора. Теперь предприниматель может напрямую жаловаться на чиновника в прокуратуру, которая будет обязана инициировать расследование. Мы сейчас проводим мониторинг ситуации по регионам и в ноябре вместе с Владимиром Устиновым подведем первые итоги.

известия: Чиновники в стабильность не верят, а верят ли в нее предприниматели? Ведь капиталы продолжают утекать из страны.

Борисов: Если правительство хочет, чтобы бизнес занимался долгосрочными проектами, государство должно обеспечить стабильность правил игры. Посмотрите, мы зазываем к нам инвесторов, а они не идут, боятся, хотя у нас здесь просто непаханое поле. Основные причины - коррупция и плохо работающая судебная система. По данным нашего исследования, проведенного совместно с ВЦИОМом, 70% малых предпринимателей не верят в суды.

известия: А значит - каждый сам за себя?

Борисов: Иногда идут к "браткам", которые, как "третейский суд", разберутся "по понятиям". Но за это приходится платить или отдавать долю в бизнесе. Конечно, в основном так было принято поступать, когда переходили от плановой экономики к рыночной. Хотя фактор бандитизма уже заметно уменьшился. Сейчас предприниматели больше боятся государственного рэкета, а точнее, чиновничьего бандитизма. Это сейчас самая большая проблема. А выход из этой ситуации простой. Давайте создавать "черные списки" чиновников, давайте показывать их по телевидению. Сделайте передачу об антикоррупционных расследованиях, и вся страна будет у телевизора. А те коррупционеры, которые еще не попались, задумаются.




Ирина ФЕДОТОВА
06.10.2005
http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-953291

Док. 277479
Перв. публик.: 06.10.05
Последн. ред.: 18.02.07
Число обращений: 338

  • Борисов Сергей Ренатович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``