В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава Роснедр Анатолий Ледовских: `У нас 16 тыс. неучтенных скважин` Назад
Глава Роснедр Анатолий Ледовских: `У нас 16 тыс. неучтенных скважин`
Иностранные инвесторы могут разрабатывать российские недра, но к стратегическим месторождениям их не допустят. О том, как продаются месторождения, сколько их открывают в России и надолго ли нам хватит нефти и угля, в интервью корреспонденту "Известий" Федору Чайке рассказал глава Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских.

известия: Вы занимаетесь российскими недрами. В нашей стране открывают новые месторождения?

Анатолий Ледовских: В этом году впервые за десятилетие геологи вовремя, как в старые времена, выехали в поле на сезонные работы. Открыты 17 новых месторождений нефти и газа. На геологической карте страны появились восемь новых рудно-металлогенических зон и районов. Реализация их потенциала способна существенно улучшить ситуацию в минерально-сырьевом комплексе страны для отдельных видов полезных ископаемых, таких как золото, уран и другие. По сравнению с 2004 годом общее число объектов, где проводились геологоразведочные работы, увеличилось в два раза, вдвое выросло их бюджетное финансирование.

известия: А иностранцев нужно допускать к разработке месторождений?

Ледовских: Конечно, нужно допускать иностранцев. Но у нас есть класс месторождений, которые можно отнести к стратегическим. Я думаю, что в новой редакции закона "О недрах" будут прописаны общие принципы ограничения допуска иностранцев к таким месторождениям. А конкретные участки пропишут в специальном постановлении правительства. Пока же из нераспределенного фонда на аукционы на право пользования недрами выставляются перспективные участки на территории Восточной Сибири, в пределах которых могут быть открыты крупные и средние месторождения углеводородного сырья. Так что работа идет полным ходом. Никаких специальных мораториев и пауз у нас нет.

известия: Но "стратегические" аукционы не проводятся уже более полутора лет и еще не будут проводиться до того момента, как вступит в силу закон "О недрах". Как можно оценить ущерб нашему бюджету?

Ледовских: В целом, аукционы проводятся, и достаточно успешно. В этом году мы провели более 600 аукционов. Поступления в федеральный бюджет составили около 40 млрд. рублей. На аукционах мы заработали в 2005 году почти в четыре раза больше, чем потратили на свою деятельность. В декабре работа продолжается, хотя разовые платежи недропользователей поступят в бюджет уже в следующем году. А что касается стратегических месторождений... Ну, мы же должны что-то оставить нашим детям (смеется). Не думаю, что отсрочка в таких аукционах смертельна.

известия: Несмотря на увеличение объемов государственных средств, вложенных в отрасль, их все же недостаточно для восполнения природных запасов...

Ледовских: По закону прирост запасов обеспечивает недропользователь. А мы создаем условия для воспроизводства запасов. Не надо путать понятия: Роснедра занимаются региональными и поисково-оценочными работами, а разведку проводят сами компании, заинтересованные в том или ином участке недр. Так вот, средства, выделенные на геологическое изучение недр для агентства, в 2005 году впервые за последние 15 лет увеличились в полтора раза, составив 11 млрд. рублей. В 2006 году будет еще больше - 16 млрд. рублей. Но этого действительно недостаточно, поскольку география поисковых работ расширяется. Мы выходим на шельф, в неосвоенные регионы, и все это требует огромных затрат. Кроме того, все большее значение приобретают научные исследования. Прирост запасов - одна сторона проблемы, прирост геологических знаний - другая. Ее нужно решать комплексно.

известия: Сколько сами нефтяники инвестируют в работы по приросту запасов?

Ледовских: Пока не удалось переломить ситуацию с недофинансированием геологоразведочных работ недропользователями. В среднем свою добычу они восполняют новыми запасами лишь наполовину. Необходима четкая государственная отраслевая политика. Плохо, что принятие новой редакции закона "О недрах" затягивается. Одно из его положений гарантирует недропользователю право разработки месторождения, открытого им в процессе геологических работ за собственные деньги.

известия: Как вы считаете, достаточно ли разрабатываются восточносибирские месторождения, чтобы заполнить Восточную трубу?

Ледовских: Пока они еще не разрабатываются. Но, думаю, из этого региона вполне реально к 2009 году получить 8 млн. тонн. За счет Талаканского месторождения в Якутии, Верхнечонского - в Иркутской области, Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского в Эвенкии. Думаю, что первая очередь Восточной трубы может быть заполнена только за счет этих месторождений, а к 2020 г. за счет сырья из этих регионов мы сможем поставлять на восток до 50 млн. тонн ежегодно.

известия: Вы сейчас начали масштабную инвентаризацию скважин. Как так могло случиться, что последние 10 лет они были бесхозными?

Ледовских: Большинство скважин, которые сейчас считаются бесхозными, были оценены в свое время как бесперспективные, исчерпавшие свои ресурсы. В период реформирования экономики чиновникам нужно было быстро закрепить участки недр за недропользователями, выдать им лицензии, чтобы в государственную казну текли средства. А эти скважины были никому не нужны и, соответственно, не были приняты на баланс добывающих предприятий. Пришло время разобраться. Во-первых, оценить их состояние с точки зрения экологической безопасности, во-вторых - с точки зрения возможного использования при добыче.

известия: Когда будет закончена эта работа?

Ледовских: К весне будущего года у нас будет точная информация о неучтенных скважинах. Мы сейчас предполагаем, что их около 16 тысяч...

известия: И что вы будете с ними делать?

Ледовских: Вопрос сложный, находится в компетенции нашего ведомства, МПР, Росимущества и должен решаться коллегиально.

известия: На сколько нам хватит нефти, угля?

Ледовских: Угля - лет на 300. Нефти - одни ученые считают, что на 20-30 лет, другие - на 100-120 лет с учетом ресурсов континентального шельфа, глубоких горизонтов и открытия новых провинций.

известия: Годовой прирост запасов золота достиг рекорда за последние 15 лет. Нужно ли увеличивать его добычу и возможно ли?

Ледовских: Такая задача поставлена президентом России. Долгосрочный прогноз развития рынка золота хороший. Спрос на драгметаллы велик, растет цена - все это благоприятные факторы для создания механизма устойчивого развития золотодобывающей отрасли. Но есть и тормозящий фактор - жесткий налоговый режим. Выходом из ситуации может стать введение дифференцированной ставки НДПИ на эксплуатацию удаленных месторождений, месторождений с низким качеством руды, которые находятся в неблагоприятных географических и экономических условиях, где нет инфраструктуры.




Федор ЧАЙКА
27.12.2005

http://www.finiz.ru/cfin/tmpl-art/id_art-975834

Док. 277456
Перв. публик.: 27.12.05
Последн. ред.: 18.02.07
Число обращений: 339

  • Ледовских Анатолий Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``