В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр БЕЗНАСЮК: Суд военный, справедливый Назад
Александр БЕЗНАСЮК: Суд военный, справедливый
В последнее время участились критические выступления в адрес судебной системы государства. Отдельные политики, видимо, в погоне за высокими рейтингами, юристы и журналисты начали требовать незамедлительного проведения новой судебной реформы. Обосновывая свою позицию, они ссылаются на несовершенство законодательства судебной системы, на рост недоверия граждан к судебным органам, на опыт зарубежных стран. Есть ли необходимость ломать существующую судебную систему? Об этом рассуждает председатель Московского окружного военного суда, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор Александр Безнасюк.
Как известно, российская судебная система представлена Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В подсистему судов общей юрисдикции входят и военные суды.
Одна из особенностей совершенствования деятельности судебных органов - в специализации судов. В настоящее время активно обсуждаются административные и ювенальные суды. Действительно, только судья-профессионал, специализирующийся на отдельных отраслях права, сможет лучше всех разобраться в возникшем правовом споре. Об этом свидетельствует и опыт зарубежных стран.
Последнее десятилетие стало испытанием для военных судов России. Их легитимность была поставлена под сомнение. Так, например, в пояснительной записке к проекту федерального закона "Об изменении подследственности и подсудности уголовных дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, административных дел о правонарушениях, совершенных военнослужащими, и гражданских дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих", внесенного в Госдуму группой депутатов, говорится: "Военные суды# будучи формально не зависимы от органов военного управления и командования воинских частей и соединений на самом деле находятся от них в реальной довольно жесткой зависимости, поскольку обеспечение социальных гарантий военных судей, прокуроров и следователей, присвоение им высших воинских званий, обеспечение их жильем напрямую зависит от Министерства обороны".
Более того, отдельные авторы приводят аргументы, что военные суды - это "наследие тоталитарного советского прошлого", говорят о том, что ни в одном ином демократическом государстве военных судов нет, поскольку "специфическое военное правосудие" не совместимо с гражданским обществом, а "дела, окрашенные военной спецификой, с успехом могут рассматриваться гражданскими судьями".
К чести законодателей, предложенные законопроекты не прошли не только в Государственной Думе, но и не были одобрены законодательными собраниями субъектов Федерации. Тем не менее, несмотря на это, в канун VI Всероссийского съезда судей "Парламентская газета" публикует статью под занятным названием "Зачем Фемиде три руки?". Автор статьи - Владимир Попондопуло, доктор юридических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, излагает свое видение очередного реформирования судебной системы страны. В числе прочих новых концептуальных преобразований автор предлагает упразднить и военные суды, поскольку они не совместимы с гражданским обществом и не вписываются в схему демократического правового государства.
В этой связи представляется необходимым напомнить, что военные суды образуются и действуют в полном соответствии с Конституцией РФ (ст.118), а также Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года No 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 22). Их полномочия, порядок образования и деятельности определены Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года No 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Это наиболее мобильная часть судебной системы России, поскольку такие суды обслуживают воинские формирования, находящиеся не только в "горячих точках", но и за пределами территории Российской Федерации. В систему входят 13 окружных (флотских) и 138 гарнизонных военных судов, в которых проходят службу около 800 военных судей и 1500 сотрудников аппаратов судов. Шесть военных судов дислоцируется за пределами территории Российской Федерации. В 2002 году создан Грозненский гарнизонный военный суд.
21 апреля 1992 года Съезд народных депутатов России внес дополнения в ст.ст.163, 164 Конституции РСФСР, включив военные трибуналы в судебную систему Российской Федерации, вернув им прежнее, дореволюционное название "военные суды". В пользу военно-судебной системы свидетельствует и зарубежный опыт. В большинстве армий мира - США, Великобритании, Франции, Китае, Греции, Израиле, Турции, Швейцарии и многих других - правосудие в вооруженных силах осуществляет именно военный суд. В некоторых странах имеется специальное законодательство для военных судов, в других - военные суды действуют на основе общих законов, как, например, и в России.

Напомню, что после принятия в 1999 году названного выше закона военные суды полностью выведены из состава Вооруженных сил Российской Федерации. Судьи и работники аппарата из числа военнослужащих прикомандированы к Верховному суду и Судебному департаменту. Решения о присвоении высших воинских званий принимаются только Президентом России по представлению председателя Верховного суда.
Никакого подчинения судей военных судов органам военного управления нет и быть не может. Деятельность военных судов финансируется из федерального бюджета, но не через Минобороны, а через Судебный департамент. Таким образом, ни к денежному содержанию судей военных судов, ни к материально-техническому обеспечению их деятельности, ни к приобретению жилья военное ведомство никакого отношения не имеет.
На должности судей военных судов граждане России назначаются также Президентом, равно как и судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Принципиальных различий здесь нет. Некоторые противники военных судов считают их репрессивными органами, всегда принимающими решения в пользу командира. Это далеко не так. В настоящее время военнослужащие от рядового до генерала видят в военном суде единственный государственный орган, который может защитить их нарушенные права и свободы. К примеру, если в 1993 году всеми военными судами страны было рассмотрено 3 тыс. жалоб военнослужащих, то в 1994 годах - уже более 13, 5 тыс.; в 1998 -1999 годах этот показатель превышал 40 тыс. жалоб ежегодно. Всего же за 10 лет с жалобами в военные суды Российской Федерации обратились около 1 млн. военнослужащих, в том числе и лиц, уволенных с военной службы. Подавляющее большинство рассмотренных военными судами жалоб (исков) военнослужащих (около 90 процентов) удовлетворено.

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод: права и законные интересы военнослужащих нарушаются и ущемляются представителями практически всех органов военного управления и различными воинскими должностными лицами. Так, например, только судами Московского окружного военного суда за период 1993 - 2003 годов в связи с рассмотрением конкретных жалоб военнослужащих были признаны незаконными и подлежащими отмене свыше 300 приказов министра обороны РФ, министра внутренних дел РФ, директора Федеральной пограничной службы РФ, директора Федеральной службы безопасности, руководителей других федеральных органов исполнительной власти. Разве это свидетельствует о "ведомственной подчиненности" военных судов? Ответ очевиден.
Особое место в деятельности военных судов занимает рассмотрение уголовных дел. Говоря о структуре преступности, следует выделить наиболее распространенные из них: хищения чужого имущества, нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, уклонения от исполнения обязанностей военной службы (дезертирства, самовольное оставление части и др.) и должностные преступления. Ежегодно военными судами рассматривается около 12 000 уголовных дел.
Уверен, военные суды необходимы России, об этом, подчеркну еще раз, свидетельствуют не только исторический опыт и национальные традиции нашего государства, но и опыт зарубежных стран, имеющих более развитую демократию.


29.11.2004
    



Парламентская газета от 29 ноября 2004 года

Док. 277364
Опублик.: 17.02.07
Число обращений: 419

  • Безнасюк Александр Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``