В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ДОКЛАД Председателя Совета ВОПД `Наш дом - Россия` В.С.Черномырдина `О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ И ЗАДАЧАХ ДВИЖЕНИЯ` Назад
ДОКЛАД Председателя Совета ВОПД `Наш дом - Россия` В.С.Черномырдина `О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ И ЗАДАЧАХ ДВИЖЕНИЯ`
Уважаемые делегаты! Уважаемые гости Съезда! Друзья!

Прежде всего позвольте мне самым сердечным образом приветствовать всех находящихся в этом зале. Через пару недель нашему Движению, "Нашему дому..." исполнится два года.

Сегодня можно сказать: мы состоялись идейно, политически и организационно. НДР знают везде в России. Наши товарищи по Движению работают в каждом регионе, в большинстве городов и районов страны. "Наш дом - Россия" успешно выступил на первых выборах в Государственную Думу и имеет там вторую по численности фракцию. В одиннадцати законодательных собраниях субъектов Российской Федерации также зарегистрированы и активно работают наши фракции. Более половины избранных в прошлом и в этом году губернаторов и глав республик пришли к победе в избирательных кампаниях, опираясь на нашу поддержку.

Очевидная политическая реальность наших дней состоит в том, что только две организации, а именно НДР и КПРФ, имеют разветвленные общероссийские структуры. И это очень примечательно, ибо на деле означает, что "Наш дом - Россия" смог предложить общественно признанную и реальную альтернативу неокоммунистической версии устройства и исторического пути нашей страны.

Сегодня наше Движение является по сути самым крупным политическим образованием в ряду демократических и центристских сил. Это далось немалым трудом, упорством, энергией, опытом и знаниями всех делегатов, всех структур НДР в центре и на местах, многих десятков тысяч наших активистов и сторонников. Поэтому самые глубокие и искренние благодарность и признательность за сделанное в "Нашем доме" и "Нашим домом" всем участникам Движения.

Хотя традиция подобных представительных форумов, как наше сегодняшнее собрание, предполагает зачитывание отчетных докладов, просил бы вас избавить меня на сей раз от этой роли.

Позволю себе остановиться на тех вопросах, которые считаю принципиально важными для настоящего и будущего нашего Движения.

Начну с экономики. Как Председатель Правительства я не могу быть удовлетворен ни происходящим сегодня, ни ходом и результатами реформ в целом. Жесточайшие бюджетные тиски, в которых мы находимся, астрономические суммы задолженностей по выплате заработной платы и пенсий, необеспеченные обязательства государства - только этого уже более чем достаточно, чтобы испытывать постоянное беспокойство и задавать себе вопрос: а вообще-то есть или нет положительные итоги у прошедшего пятилетия.

Я отвечаю: есть.

Прежде всего, сегодня экономика в России живет и развивается все-таки по законам рынка. Конечно, есть много "но". Конечно, приходится делать оговорки. И все же рыночная экономика в нашем Отечестве - это уже реальность. Это еще не вылизанная европейская или американская автомагистраль, но это уже широкая дорога с жестким покрытием. Именно дорога, а не приблизительное направление. Так что не зарастет!

Принципиально важно, что мы справились с инфляцией. Сегодня ее темп - это уже принципиально другой режим функционирования экономической системы, позволяющий ставить и решать задачи роста.

Существенный итог пяти лет - утверждение в России частной собственности, которую государство должно защищать больше и лучше. Не все идет гладко. Однако основа для саморазвития рыночных отношений заложена.

И, наконец, еще одно, о чем не могу не сказать. Это - пришедшее с опытом преобразований осознание и понимание необходимости реформировать и саму роль государства в экономике, и само государство через наведение порядка во всех ветвях власти. В такой традиционно "государственной" стране как Россия, с ее-то наследием в самой психологии власти - это очень и очень немаловажно.

О том, что российская экономика может выпрямиться, что у экономического роста уже в этом году есть шансы, свидетельствуют и результаты того, как сработали в первом квартале. Впервые начало года лучше, а не хуже предыдущего.

В целом за квартал в стране нет спада по объемам валового внутреннего продукта, промышленного производства, розничного товарооборота. Есть даже небольшой прирост, хотя, пока и в десятых долях процента.

На 4 процента увеличились реальные денежные доходы населения. На 4 млн. человек снизилось число тех, у кого доходы ниже прожиточного минимума.

Неплохо идет сев. Показатели прошлого года, например, по яровым культурам перекрываем примерно в полтора раза.


Впервые за многие месяцы в апреле начала снижаться общая сумма задолженности по заработной плате. Пока не намного, всего на 4 процента. Но это уже есть!

Я хорошо понимаю скептиков. Мол, мало, недостаточно, не показательно. Да, пока мало! Но ведь все зависит от того, как будем работать, какие задачи будем ставить.

Поэтому я не устаю и не устану повторять: нам нужен рост, нужны инвестиции, нужна структурная перестройка. Мы объективно вошли в новый этап реформ и назад пути нет.

Что же нас тормозит и что нам мешает?

Прежде всего ситуация в государственных финансах. Бюджет за первый квартал по доходам исполнен на 58 процентов, по расходам - на 63 процента. Объем дефицита выше запроектированного на 8 процентов. Такова реальность. Причины известны - плохая собираемость налогов и неплатежи.

Можно произносить сильные слова, можно в самокритике быть, как говорится, святее оппозиции. Но все же, в первую очередь, нужно поправлять положение. Я только и слышу - бюджет плохой. Ну, а когда наши бюджеты были хорошими? Все они - следствие компромиссов. Все они всегда хуже тех вариантов, которые первоначально предлагало Правительство.

Я должен прямо сказать: срывами в исполнении бюджета мы расплачиваемся за промедления, за половинчатость действий, за собственные предрассудки. Расплачиваемся за то, что у нас все еще чрезмерно много старого советского государства, реформирование которого существенно, на порядок отстало от преобразований в экономике. А это все именно бюджетная сфера.

Важнейший текущий вопрос - ликвидация долгов по заработной плате и пенсиям. С начала года общая задолженность федерального бюджета по зарплате сократилась более чем на половину. В мае-июне оставшуюся часть закроем полностью. Это трудно, потому что приходится снимать деньги с незащищенных расходов этого года. Но чем быстрее избавимся от долгов, тем больше времени останется для маневра в сторону развития. Бюджетная конструкция 1997 года в принципе как раз и позволяет сделать это.

Сложнее с пенсиями. Корень проблемы в том, что Пенсионному фонду сегодня на круг должны вчетверо больше, чем он должен людям. Мы, конечно, ищем и находим источники для финансирования и текущих выплат, и погашения долгов. Но этого мало. Ситуация, в которой находится Пенсионный фонд, может повториться.

Вот здесь, между прочим, очень помогло бы слово НДР. И вообще, на мой взгляд, - взять пенсионные вопросы в стране под свой общественный контроль - это кровное дело нашего Движения. Нужны предложения по пенсионной реформе, ее организации, финансовым аспектам, законотворческой проработке. И, конечно, нужно мужество не обещать людям несбыточного. Предлагать, например, сейчас повысить минимальный размер пенсии, значит, просто нагло врать, рисуя доходы на бумаге.

По итогам первого квартала Правительство будет вынуждено пойти на секвестр бюджетных расходов. Но вот что и насколько сокращать, решать будем только вместе с Думой, взвешивая все вместе до последнего рубля.

Секвестр - это, конечно, рубеж отступления. Но мы готовы и будем наступать. На бесконтрольность в прохождении и использовании бюджетных средств. На хозяйственную безграмотность и неспособность наладить дело крупнейших неплательщиков налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд. На беспредел в торговле алкоголем. На неэффективность и неразумность в управлении государственной собственностью. На избыточные налоговые льготы, которых ни много ни мало 160 трлн. На закрытость деятельности и ценовой произвол естественных монополий.

Кстати сказать, мне не очень понятен ажиотаж вокруг этой проблемы. Все, что сейчас предлагается и делается в сфере естественных монополий, черным по белому прописано в среднесрочной программе Правительства на 1997-2000 годы.

Делить, дробить и растаскивать никто ничего не собирается. А вот контролировать финансовые потоки, и особенно инвестиции там, где государство обязано это делать, поскольку владеет крупными пакетами акций - это уже наша непосредственная работа. Коли хотим экономического подъема, то здесь чем жестче, тем лучше, тем ближе к цели.

Как другую важнейшую составную часть политики роста в современных российских условиях я рассматриваю переустройство тех секторов и сфер, которые поглощают сегодня львиную долю бюджетных средств, не обеспечивая ни их разумного расходования, ни социального эффекта.

Именно отсюда исходят экономические императивы военной реформы, реформы жилищно-коммунального хозяйства, аграрной сферы, угольной отрасли и многого другого.

Все это нужно делать немедленно, безотлагательно. Под эти направления сформировано по сути дела новое, очень динамичное и объективно сильное Правительство. Оно может быть неудобным, оно может быть колючим, но оно обязательно добьется результата.

Его часто критикуют за то, что оно, якобы, идет на поводу у МВФ. Скажу сразу: мы реализуем свой собственный курс. Но если даются толковые рекомендации, если нам прямо указывают на наши же ошибки в рамках того курса, то зачем от такой помощи отказываться?

Я был бы только рад, если бы ту же самую функцию, но с гораздо более глубоким знанием российских реалий, а значит, и существенно более результативно выполняло бы Движение "Наш дом - Россия". Чтобы в деле реформ оно шло впереди Правительства, чтобы оно было жестче и радикальнее Кабинета Министров, чтобы исполнение решений в области экономической и социальной политики оно взяло под свой общественно-политический контроль.

Не готовы к этому сегодня, - значит, надо меняться и учиться быть "партией власти" не только по названию и персональному составу, а по существу. А это означает не только ставить цели, но и добиваться их достижения, нести за это ответственность перед россиянами.

В этом я вижу смысл и содержание лозунга "К стабильному развитию", который сейчас должен стать для нас главным.

Может ли НДР, например, пройти мимо острейших социальных вопросов, мимо проблем региональной и национальной политики. Да никогда!

Экономическая реформа повисает в воздухе, если не сопровождается реформой в социальной сфере. Правительство такую реформу подготовило и начало. Ее суть - обеспечение здоровой социальной динамики, уменьшение неизбежной структурной безработицы, создание условий для перетока рабочей силы из стагнирующих секторов экономики в развивающиеся. Это и активная политика на рынке труда, который пока во многом зажат оковами дореформенных правовых норм.

Уже совсем скоро мы столкнемся с проблемой вхождения в трудоспособный возраст одного из самых многочисленных за последние десятилетия поколений (примерно 4-5 миллионов человек). Подчеркну: это не какая-то дополнительная обуза, это своего рода "демографический подарок" России, еще один источник экономического роста. Но мы должны уже сейчас серьезнейшим образом думать о том, как создать сотни тысяч новых рабочих мест, во всеоружии встретить "удар" этой демографической волны.

Социальная политика должна смягчать и негативные последствия рыночных преобразований. Это касается прежде всего тех групп населения, которые имеют наихудшие возможности для встраивания в рыночную экономику.

Очень и очень непростой вопрос - предстоящая жилищно-коммунальная реформа. Необходимость ее очевидна. Но и шлейф сопутствующих ей проблем весьма велик. НДР должен и здесь выработать свою позицию, предложить механизмы, позволяющие наименее болезненно перейти на новые принципы в этом деле.

Мы должны коренным образом изменить ситуацию в социальной сфере с тем, чтобы реформирование общества шло на пользу основной массы населения России, укрепляло благосостояние ее среднего класса.

Особо хочу остановиться на отношении НДР к проблемам федеративного устройства России.

Что меня здесь настораживает? В последнее время нередко звучат призывы "железной рукой разобраться" с регионами, приструнить "непослушных". Доходит до предложений "упразднить" или "укрупнить" субъекты Федерации под предлогом реформы государственно-территориального устройства.

Думаю, что нам надо четко определить свою позицию по этому вопросу.

НДР - за укрепление российского федерализма, за рост самостоятельности субъектов Федерации, прежде всего в экономической сфере. Поэтому мы против ликвидации, укрупнения, перетасовки существующих субъектов Федерации. Мы против огульных и предвзятых обвинений республик в составе России в сепаратизме и прочих грехах.

В то же время НДР выступает за единство исполнительной власти России, строгое соблюдение Конституции и федеральных законов на всей территории страны, за сохранение и продолжение практики заключения договоров центра и регионов, более четко разграничивающих полномочия и предметы ведения.

Одним словом, наше Движение продолжает оставаться Движением регионов и видит свою основную опору именно в них.

Как Председатель Правительства и лидер Движения не поддержу никакие непродуманные эксперименты, скоропалительные действия в сфере федеративных отношений и национальной политики.

Уважаемые делегаты!

На своем опыте мы не раз убеждались, что скорость и глубина реформ непосредственно зависят от их точного и своевременного законодательного обеспечения.

Для этого мы боролись на выборах 1995 года, создавали собственную парламентскую фракцию. Сегодня у нас 65 депутатов, имеющих не только богатый потенциал, но и опыт почти шестнадцатимесячной работы в Думе. Ими сделано немало, в том числе и в регионах. Как Председатель Правительства, я не раз чувствовал их поддержку в самых сложных ситуациях. Бойцовские качества у фракции НДР налицо.

И все-таки хотелось бы большего. Нашими депутатами самостоятельно или в соавторстве внесено более 80-ти законопроектов. Многие из них приняты. В то же время за все время работы нет ни одного прошедшего через Думу закона, предложенного нашей фракцией как таковой.

Повторяю, НДРовцы внесли за все время 80 с небольшим, а только с начала этого года в Думу поступило 585 законопроектов. Для вторых по численности, согласитесь, имеем бледноватый вид. Аналогичное положение и с постановлениями Думы, в которых депутаты, как правило, как раз и выражают определенную политическую позицию. "Наш дом - Россия" здесь тоже отстает.

Между тем парламентская деятельность Движения - это важнейший инструмент проведения его политической линии. Зачем же нам сужать свои возможности? Я знаю, что в последнее время положение начало меняться. Внесен очень важный законопроект "О порядке принятия федеральных законов, реализация которых невозможна без изменения федерального бюджета". Рассматриваю его как надежный заслон для решений по расходам, не обеспеченным источниками финансирования.

Большую пользу может принести и проект закона "О взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации", который призван упорядочить взаимодействие Центра и регионов именно на стадии исполнения бюджетов. На подходе и другие проекты: по поправкам в Гражданский кодекс, регулированию трудовых отношений в рыночных условиях, частной собственности на землю.

Все это исключительно полезно. Но ведь немало законодательных актов принципиального значения застряло как раз в тех комитетах, где руководители - наши депутаты. Где, например, так необходимые сегодня новые редакции законов "О несостоятельности (банкротстве)" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", на какой стадии закон "О финансовых основах местного самоуправления"?

Можно было бы назвать еще и еще. Можно было бы привести примеры проектов, прямо увеличивающих расходную часть бюджета. Суть не в этом.

Именно сейчас важно собраться и максимально задействовать весьма значительные резервы парламентской деятельности Движения. Справедливости ради нужно сказать, что и Совет Движения, и члены Правительства, входящие в НДР, и я сам нередко пускали наш депутатский политический авангард на волю волн. Вот и получаем, что имеем.

Нам предстоят очень напряженные месяцы до летних думских каникул. Так же плотно, как с бюджетом, предстоит работать над секвестром его расходных статей, законопроектами по укреплению доходной части, Налоговым кодексом, который Правительство внесет до 30 апреля. Требует ускорения работа над законами, отсутствие которых тормозит развитие важнейших рыночных институтов, сдерживает инвестиции. Ну сколько, к примеру, можно говорить о разделе продукции или об ипотеке. Надо же делать.

Я согласен, что фракции необходимо больше внимания и поддержки со стороны Движения, но столь же верно, что и мы все вправе ожидать большей отдачи от депутатов "Нашего дома".

От того, насколько интенсивно мы работаем с Думой и в Думе, зависит и наше понимание созидательных возможностей и потенциала парламента именно как государственного института. Нравится или не нравится он, скажем, Правительству, это вопрос частный. Парламент надо принимать таким, как он есть. Стране сейчас равным образом не нужны ни вотумы, ни угрозы разгонов. Нужны результативная работа и сотрудничество как основы согласия.

Теперь о новых политических измерениях сегодняшней ситуации. Крупные выборные кампании 1995-1996 годов остались позади. Расстановка главных политических сил, конфигурация власти, да и оппозиции оформилась, стала более или менее устойчивой. Конечно, мы и сейчас не гарантированы от неожиданностей, от всякого рода политизированных всплесков.

Но все же при прочих равных наше Движение обретает качественно новые суть и смысл. Ему тесно в привычных рамках "голосовательной машины". Перед нами открывается широкое поле конкретной конструктивной работы во власти и рядом с властью.

Вспомните, мы всё время твердили, что объединяемся для созидания. Так вот сейчас самое время созидать. Всем умеющим работы хватит, чтобы по-хозяйски, рачительно обустраивать "Наш дом".

Стоя сегодня здесь перед вами, я хочу сказать о наболевшем, о своем личностном отношении к реформам. Я уже пятый год руковожу Правительством, а значит, и опыт позволяет, и моральное право я на это имею.

Меня до сих пор пытаются отлучить от курса реформ, считают чуть ли ни их скрытым противником. А для меня они стали делом всей моей жизни, кровным делом.

Все мы, по крайней мере, принадлежащие к поколениям старше сорока, вышли из одной "шинели", из одного "плавильного котла" социалистической системы.

Лишь немногие, напрягая все силы, обдирая кожу, получая синяки, выламывались из ее жестких рамок. Скажу честно (а для меня сегодняшнее стояние на этой трибуне - как исповедь): расстаться с менталитетом советского директора, партийного функционера, хозяйственника - было очень и очень непросто.

Не сочтите за нескромность: я такую попытку предпринял еще в конце 80-х, положив немало сил, чтобы оторваться от привычной "совминовской пуповины" и создать реальную рыночную структуру, когда рынка как такого и в помине не было.

Тот самый "Газпром", который сегодня полощут на всех углах как реликт социалистической экономики, был на самом деле первой ласточкой экономики рыночной, пробивавшей дорогу и через частокол заскорузлых цековско-госплановских правил, и преодолевая вязкое сопротивление западных конкурентов. Эта закалка дорогого стоила.

Конечно, легко прослыть реформатором, провозгласив броские идеи, а потом уйти в сторону: мол, черной работой путь занимается кто-то другой, а я буду рядом в "белых одеждах". И намного труднее быть реформатором, который ведет каждодневную черновую работу. Ведь реформы у нас приходится не проводить, а буквально продавливать, потому что каждый шаг к новому встречает огромное сопротивление, бьет по чьим-то интересам.

Невозможно сосчитать, сколько инициатив, направленных фактически на возврат к старому, пришлось спешно останавливать, сколько дури и глупости удалось таким образом отвести.

Еще проще стать реформатором, выдвигая радикальные лозунги и не думая о том, как это отразится на миллионах твоих соотечественников. И куда труднее быть реформатором, пытаясь помочь самым слабым и незащищенным, не сотрясая без нужды воздух.

Удобно прослыть реформатором, руководствуясь черно-белой схемой: вот - добро, вот - зло; вот - приверженцы реформ, вот - их противники. Намного тяжелее реформатору, который хочет нового не для той или иной группы, а для всего общества, который хочет, чтобы были общие для всех "правила игры" и чтобы в рамках этих правил был простор для личной инициативы каждого.

Могу сегодня сказать откровенно: я учился, я рос, я менялся вместе с реформами. Груз старых идей, привычек, методов работы тяжел, каждого из нас он тянет назад. Но я всегда считал: нам нужно непрерывно двигаться вперед, топтание на месте отбросит нас назад. И каждый день я преодолевал самого себя, вчерашнего. Поэтому кто бы этого ни хотел, я не сломаюсь и не поддамся. Меня ежедневно пробуют на прочность, но это было и год, и два, и четыре года назад. Не получилось. И не получится!

Для чего я все это говорю? По одной простой причине. НДР должно стать консолидирующей реформаторской силой в российском обществе, ежедневно доказывать делами свою правду, убеждая в ней людей.

У Движения только одно будущее - жить интересами простых людей, смотреть на реформы их глазами, говорить их простым и ясным языком, решать их проблемы.

Гарантия политического долголетия, признания и успеха - это подлинно народная основа НДР. Вот этим и нужно заниматься, если мы называем себя демократической силой. Словом, мы должны стать народной "партией власти", "партией народных интересов".

В этой связи хочу особо сказать о коалиционной политике НДР, о нашей стратегии союзов с другими реформаторскими и демократическими силами на федеральном и особенно на региональном уровне.

Мне порой бывает больно и горько сталкиваться с упрямым нежеланием вполне интеллигентных, умных и симпатичных людей, завоевавших заслуженный авторитет у многих честных и демократически ориентированных россиян, выступить единым фронтом против угроз дестабилизации и социального реванша, объединиться ради великой цели возрождения России. Трудно это понять. Но это, к сожалению, факт.

Тем сильнее наше стремление еще и еще раз предложить всем демократическим силам, всем тем, кто претендует на это гордое и ответственное наименование, заключить если не союз, то хотя бы соглашение о сотрудничестве.

Хотел бы обратиться ко всем демократическим и реформаторским образованиям: Движение "Наш дом - Россия" призывает вас создать широкое Объединение Демократических Сил.

Мы готовы на сотрудничество без всяких предварительных условий, без предубеждений и идеологических "разборок". Это реальный шанс защитить нашу молодую демократию от любых тоталитарных поползновений, от ощутимой угрозы авторитаризма.


Пока этот шанс есть, давайте не упустим его!

"Нашему дому" уже сегодня надо задуматься о том, на чьи голоса мы рассчитываем в 1999 и 2000 годах?

Думаю, что мы можем сегодня ответить на этот вопрос.

Наша социальная база, наши избиратели - это, во-первых, коллективы российских предприятий, нашедших свое место в современной рыночной экономике. И я не делю здесь на директоров и рабочих. В этом заинтересованы все. Таких предприятий сегодня еще немного. Но их будет много больше, если мы реализуем нашу программу.

Во-вторых, это самая активная часть населения - предприниматели, фермеры, кооператоры, студенты. Им нужны свобода, защита от преступников, минимальная, но надежная поддержка государства. Эти люди поддержали нас на выборах 1995 года, поддержат они нас и в будущем, если мы ясно и последовательно будем решать их проблемы.

В-третьих, потенциальными нашими сторонниками являются так называемые "бюджетники", которых в стране многие миллионы. Это учителя и врачи, работники культуры и ученые, преподаватели вузов и офицеры.

Это тот самый наш избиратель, которого мы сами оттолкнули в последние месяцы невыплатами заработной платы. Этот избиратель не хочет сегодня ни коммунизма, ни национал-патриотизма. Он хочет нормального демократического государства, в котором есть демократический порядок и нормальная экономическая ситуация. Нормализуем ситуацию с бюджетом, сделаем его выполнимым - и тогда наш избиратель к нам вернется. Вернется обязательно!

Особо хочу сказать о людях, чья профессия - защищать Родину. Сегодня им трудно, может быть, труднее, чем многим и многим в стране. Государство в долгу перед ними. И наше Движение просто обязано активнее заниматься проблемами военнослужащих, их семей.

Еще одна "зона особого внимания" НДР - российская деревня. Должен сказать прямо: сельские проблемы мы упустили. Заботы сельского труженика должны быть и нашими заботами.

Судьбы всех тех, кого я назвал, полностью зависят от успеха или неудачи реформ. Именно они заинтересованы в таких экономических решениях, которые поднимут национальную экономику.

Поэтому мы и говорим о себе: мы - Движение правого центра. Мы - политическая сила, главная цель которой - решение задачи обеспечения экономического роста. Только тогда могут быть успешно решены социальные проблемы, создана надежная основа возрождения страны.

Часто задумываюсь над вопросом - в чем главная причина трудностей России последнего десятилетия?

Причин немало. Но если говорить о нынешнем этапе, то главная из них - это неспособность основных политических сил страны выработать совместные представления о путях дальнейшего развития страны.

О насущной необходимости объединения действий демократических и центристских организаций я уже говорил. Это должно быть стержнем нашего политического курса. Но нам нельзя исключать и цивилизованных отношений с оппозицией в рамках своего рода "антикризисного диалога".

За оппозицией стоят реальные настроения значительных социальных групп, а порой, и искреннее стремление по-своему помочь нашему общему Отечеству. Не учитывать этого было бы недальновидно.

И если мы исходим из принципа "Согласие в обществе во имя развития", то мы обязаны добиваться, чтобы и оппозиция тоже несла свою часть ответственности за положение в стране.

Уважаемые делегаты!

Стержневая, несущая конструкция идеологии и практической политики НДР - национальные и государственные интересы России.

Сегодня это не абстрактная формула, а весьма конкретные, практические вопросы. Это расширение НАТО, это Союз с Белоруссией и будущее СНГ. Это судьба Черноморского флота и положение соотечественников за рубежом, и многое другое.

Ни одна серьезная политическая сила не может стоять от этого в стороне, не сможет отмалчиваться. Это существенный элемент образа Движения в глазах людей, необходимое слагаемое доверия. НДР предстоит не просто высказаться по всему спектру этих проблем, но и немало сделать на этом поприще. Нужны четкие и сильные позиции.

Остановлюсь лишь на двух проблемах из перечисленных. Прежде всего, по вопросу, буквально "взорвавшему" общество в начале апреля, - об интеграции России и Белоруссии.

Говоря о Союзе двух государств, мы прежде всего ведем речь о синхронизации экономических реформ в России и в Белоруссии. И это не отступление России от завоеванных позиций, не топтание на месте, а, наоборот, подтягивание процесса преобразований у наших соседей до российского уровня.

Конечно, это дело не одного дня, и требует очень тщательно выверенных решений, подходов, конкретных механизмов. Никто не собирается "вешать" белорусские проблемы на "шею" российского бюджета. Я слишком хорошо знаю, о чем говорю, чтобы такое допустить.

Еще раз хочу высказать свою позицию: реальный, подлинный союз России и Белоруссии должен базироваться на волеизъявлении народов, на ясном и трезвом понимании, что без такого объединения всем нам будет не лучше, а хуже, на четком осознании геополитических, экономических, социальных проблем, в контексте которых происходит становление новой формы единства двух братских народов.

Скажу и проще: не отталкивать надо белорусов от россиян - такой обиды нам наши самые близкие соседи и родичи не простят, - а наоборот, привлекать их к себе. И привлекать не заверениями в вечной дружбе, а собственным примером - примером нормальной организации хозяйства, действующей демократией, качеством жизни.

Тогда, убежден, и с правами человека все будет в порядке, и кое-кому, для кого объединенные сильная Россия и сильная Беларусь - что нож острый, придется локти кусать, глядя на наш Союз.

С этих же позиций расцениваю и планы по расширению НАТО на Восток. Это едва ли не самая крупная ошибка после окончания "холодной войны". Ведь речь идет о решении, последствия которого определят ситуацию в Европе и мире на десятилетия вперед.

Реализация планов расширения объективно, вне зависимости от того, ставит ли кто такую цель или нет, создаст отчужденность между государствами Европы. Так стоит ли всю будущую систему европейской безопасности сводить к "натоцентристской" схеме?

Сейчас нужно делать все, чтобы активизировать разработку Хартии европейской безопасности, согласование которой предусмотрено решениями Лиссабонского саммита ОБСЕ.

Мы выступали и продолжаем выступать за максимально обязывающий характер документа, который должен определить параметры взаимоотношений между Россией и НАТО, гарантировать интересы безопасности российского государства.

Именно из национально-государственных интересов России мы исходим, определяя свою позицию по любым направлениям международной политики. Так было, так есть, и так будет!

Уважаемые делегаты!

Новое политическое измерение, в котором действует "Наш дом", требует и новых подходов к организационной и идеологической оснащенности самого нашего Движения, к тому, что по традиции зовется "партийным строительством".

Два года назад мы начинали практически с нуля. Многие делегаты помнят, как закладывались первые кирпичики региональных организаций, как путем проб и ошибок формировались рабочие органы Движения, как постепенно этот каркас обрастал активом единомышленников. Результат налицо - сегодня у нас 88 отделений в регионах, коллективными участниками Движения на федеральном уровне являются 32 общественных объединения, заработала молодежная организация НДР. Создан ряд территориальных организаций, основанных на индивидуальном членстве.

Не хотел бы сегодня заниматься подсчетами численности НДР. И как раз потому, что в политической арифметике зачастую такие простейшие действия, как сложение и умножение, рискуют ввести в заблуждение и добавить к "живым" душам немалое количество "мертвых".

Сколько ни складывай фермеров с физкультурниками, как ни накручивай "массовость", эффективности в работе от этого не прибавится. Поэтому я лично крайне осторожно отношусь к реляциям по поводу "всеобщего охвата" и тому подобного.

Однако факт остается фактом: в сегодняшней политической "гонке" НДР по праву занимает одно из ведущих мест. Но этого сейчас уже недостаточно. Задача как раз в том, чтобы мощным спуртом вырваться вперед и, рассчитав силы, прийти первыми к финишу 1999-го, а затем и 2000-го года.

Все ли у нас для этого готово? Конечно, нет!

Потенциальные возможности НДР раскрыты нами еще не до конца.

Речь идет, во-первых, о программной основе Движения. Да, у НДР добротная Программа, дающая представление о путях развития России, о взглядах и подходах НДР по ключевым проблемам экономики, социальной политики, государственного строительства. Но ведь в наше время каждый год идет за три, а то и за пять, а значит, мы отстаем в теоретическом и программном осмыслении стремительно развивающейся действительности.

Думаю, что назрел момент для подготовки новой редакции Программы НДР с учетом изменений в общественно-политической ситуации перспектив развития Движения на рубеже ХХI века. Видимо, стоило бы подумать о широкой дискуссии по программным позициям НДР с тем, чтобы уже до конца 1997 года обобщить мнения наших сторонников и внести коррективы в Программу на конференции "Нашего дома".

И еще об одном вопросе, имеющем прямое отношение и к Программе, и к политике, и к организационному развитию НДР. Как вы знаете, в последние год-полгода на заседаниях Совета Движения, в территориальных организациях, в ходе дискуссий все чаще звучит вопрос: не снижают ли политическую активность НДР рамки Движения? Не пришло ли время трансформироваться в партию?

Нет смысла подробно останавливаться на достоинствах самой формы Движения. Они очевидны. Главное из них - возможность опереться на широкую социальную базу, иметь как индивидуальное, так и коллективное членство. Мы это осуществили на деле.

Убежден, что в наших российских условиях наиболее перспективными представляются общественно-политические объединения, гибко сочетающие в себе преимущества единого действия по партийному принципу и демократичную открытость широкого союза политических сил, выступающих за общезначимые национальные цели. Эти подходы предлагается закрепить в Уставе НДР, новая редакция которого предложена сегодня вашему вниманию.

Независимо от того, преобразуемся ли мы в перспективе в партию или останемся Движением, НДР необходимо выйти на качественно новый уровень деятельности: укрепить свое влияние во власти и в обществе, внести коррективы в тактику и стратегию своего участия в осуществлении реформ.

Мы должны наполнить новым содержанием работу наших региональных и местных организаций.

В самом деле, что такое сегодня региональное отделение НДР? Как правило, это исполком, штатная структура которого свернута до очередных выборов. Его работа сводится к простому выполнению установок и рекомендаций центральных Совета и Исполкома, собственная инициатива сведена к минимуму. При таком положении дел на стойкий и долговременный успех рассчитывать трудно. Губернаторские выборы 1996 года показали, что на региональном уровне сейчас присутствуют только две организации - КПРФ и НДР. К сожалению, должен признать, что в чисто организационном плане соперники нас в большинстве случаев переигрывали.

Этот урок надо усвоить и сделать соответствующие выводы.

Важнейшая задача Движения - укоренение на низовом, районном уровне. Отделения НДР обязаны перейти на постоянный режим работы с населением по принципу "открытых дверей", знать запросы и нужды людей, выступать в качестве подлинных защитников народа. Именно здесь Движение должно реализовываться как партия народных интересов.

Необходимо выстроить в НДР и четкую систему идеологической, политико-массовой и разъяснительной работы, которая должна сделать Движение "прозрачным", открытым, ясным и понятным для общества.

Очень важно усилить наше взаимодействие со средствами массовой информации, не ждать, когда на нас обратят благосклонное внимание, а самим создавать события и факты нашей жизни, мимо которых просто нельзя пройти журналистам. Одновременно с этим нужно отстраивать и свои каналы выхода в российское информационное пространство.


Дорогие друзья!

В заключение хотел бы еще раз сказать о том, в чем вижу задачу нашего съезда. Впереди у нас сегодня открытая и откровенная, надеюсь, острая товарищеская дискуссия. Это абсолютно необходимо, потому что заинтересованный разговор единомышленников, сопоставление позиций, "сверка часов" как раз и есть живая жизнь нашего Движения.

И все же основное, то, за что сегодня болит душа, и что беспокоит больше всего - это способность всех нас двигаться вперед в практических делах по обустройству новой России.

НДР умеет внятно и по делу высказываться в поддержку реформ. Безусловно, это уже само по себе исключительно ценно. Но сейчас этого мало. Сейчас нужно практическое участие. Нужно впрягаться и тянуть российский воз. Честно говоря, сегодня, стоя здесь перед вами, я более всего желаю, чтобы вся деятельность нашего Движения - организационная, парламентская, программная, пропагандистская, да и любая другая - стала политическим механизмом осуществления реформ.

Поэтому основа основ всей нашей работы, если хотите, смысл самоопределения Движения и состоит в том, чтобы люди говорили о нас: "Да, НДР - сила реформаторская! Почему? Да потому, что они сами делают эти реформы". Реальный политический капитал "Нашего дома" может прирастать только реформами, только решениями вопросов и проблем, отвечающих жизненным интересам россиян.

Именно здесь лежит единственный путь к успеху на парламентских выборах 1999 года, к которым мы должны готовиться уже сейчас.

Я глубоко убежден, что никакая изощренная предвыборная тактика или избирательная технология не заменят самого определяющего - конкретного результата.

Мы должны раз и навсегда усвоить, что победить мы сможем только в стране с поднимающейся экономикой, с нормальным исполняющимся бюджетом, стране с налоговой системой, стимулирующей производство и инвестиции, в обществе более социально справедливом, чем сейчас, более безопасном для наших сограждан.

Мы сможем победить в России, реально укрепившей федеральные принципы своего государственного устройства.

России, интегрирующейся со своими соседями по Содружеству Независимых Государств.

России, последовательно отстаивающей свои интересы и защищающей своих граждан и поэтому уважаемой в современном мире.

Каждый из вас, я уверен, может продолжить, и наверняка, продолжит сегодня в ходе дискуссии этот перечень. И это очень важно. Ибо речь идет о самом серьезном и сокровенном, о том, какими мы хотим видеть на рубеже веков наш общий дом.

Очень хочу быть понятым правильно. Самое главное для всех нас - выстроить новую Россию. Мера успеха - именно в этом. И только через это мы должны смотреть на перспективу и 1999-го, и 2000-го годов.

Скажу даже жестче и откровеннее: Движение должно заработать моральное право выдвинуть собственного кандидата на президентских выборах. И рецепт здесь тоже только один - это очевидные перемены в народной жизни, принятые и признанные людьми как сдвиги к лучшему. Другого не дано! И другого не будет! В этом и есть предназначение НДР в современной российской политике.

Любое серьезное политическое движение, любая партия всегда и везде имеют собственное идеологическое лицо. Но именно лицо, а не маску. У нас есть программа Движения, есть программа Президента и есть программа Правительства. Они дополняют друг друга, пересекаются во взаимных уточнениях и конкретизациях. Ибо все они - одного демократического и реформаторского корня.

Для меня поэтому вся идеология нашего Движения, его основные ценности и принципы - там, в них. Их можно повторять, их можно вызубрить. Но гораздо важнее следовать им по жизни, сверять с ними свои действия. Я уже не помню, кто и в каком идейном споре сказал однажды: "Мой труд - вот моя молитва!"

В этих словах глубокая суть и мудрость. Они мне по-настоящему близки. Ведь точно так же можно сказать и о России.

Она ждет многого от нас. И ее завтрашний день зависит от нашей ответственности, от нашей способности к созиданию и социальному творчеству, от нашего умения вывести Отечество на путь стабильного развития!

Я верю, что НДР без колебаний примет этот вызов времени и даст на него достойный ответ. Пусть наш IV Съезд станет новым началом всей деятельности нашего Движения во благо и во имя России!




1997.- No 4 (21)
http://www.niiss.ru/mag15_cherndok.shtml

Док. 277322
Перв. публик.: 17.02.98
Последн. ред.: 17.02.07
Число обращений: 646

  • Черномырдин Виктор Степанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``