В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Игнатенко. Уж кто-кто, а саудовцы хорошо понимают, что нужда не является причиной терроризма Назад
Александр Игнатенко. Уж кто-кто, а саудовцы хорошо понимают, что нужда не является причиной терроризма
События 9.11 породили массу гипотез и спекуляций. Гипотезы строятся на фактах или, как минимум, отталкиваются от них. Спекуляции представляют собой оперирование абстрактными концептами и нередко вырождаются в примитивную демагогию. Спекуляции по большей части игнорируют факты.

Первая и главная гипотеза, сформулированная чуть ли не сразу после событий, - исполнители 9.11 являются исламистами, принадлежащими к организации "Аль-Каида"2.

В спекуляциях не было и нет недостатка. Мощная спекулятивная линия, к слову сказать, терроризм в конечном счете оправдывающая, - сведение причин 9.11 к социально-экономическим обстоятельствам современного мира и отдельных его частей. Теракты 9.11 являются-де протестом нищего и все более нищающего мира (на выбор: "Юга", "Востока", "исламского мира", "ислама", "арабского мира", "угнетенных мира сего", "всемирных пассионариев" и т.п.) против другого - богатого и все более богатеющего мира (варианты: "Севера", "Запада", "золотого миллиарда", "однополюсного мира", "глобализации", "атлантизма", "американизма", "мирового правительства", "финансового капитала" и т.д.). В эти спекуляции вплетаются соображения в духе вульгарного экономизма - молодежь в нищем мире страдает все от той же нищеты, а также безработицы и других экономических зол, вот она и идет в экстремистские или террористические группы, получается - как бы на заработки3.

И все бы ничего. Но терроризм, в том числе - называемый исламским, - реальная угроза человечеству. А спекуляции относительно этой опасности обязательно сопровождаются соображениями о том, как бороться с терроризмом как глобальной опасностью. И тут предлагаются очень замысловатые пути искоренения терроризма - ликвидировать социально-экономические обстоятельства, приводящие к терроризму, и он исчезнет. Иными словами, нужно уничтожить нужду, нищету, безработицу в глобальных или национальных (в масштабах одного общества) масштабах - и только тогда, как следствие, исчезнет терроризм. Радикальное прочтение этой идеи - ликвидировать Соединенные Штаты Америки ("Запад"). И терроризм как рукой снимет.

Споры о ближних и дальних причинах, обстоятельствах и мотивировках исполнителей 9.11 будут продолжаться. В последнее время в этих спорах слышится и голос тех людей, которые отказываются принимать в качестве имеющих отношение к реальности спекулятивные утверждения типа нищета - протест - агрессия - теракт. Отказываются потому, что знают наверняка: эти утверждения не имеют отношения к действительности.

Саудовская газета "Аль-Ватан" опубликовала в конце декабря прошлого 2001 года два небольших текста в разделе "Сегодняшнее письмо" (аналог "Карт-бланша" в "Независимой газете"). Их авторы - земляки подавляющего количества тех 15 саудовцев, которые приняли участие в террористическом акте 9.11, первый даже принадлежит к одному роду с некоторыми из них, т.е. является их родственником4. И он, и второй автор5 хорошо знают семьи этих людей. Да и читателей газеты не обманешь: "Аль-Ватан" - региональная газета, издающаяся в городе Абха (район Асир в Саудовской Аравии), и ее местные читатели хорошо знают, о ком и о чем идет речь. Оба автора категорично и со знанием дела утверждают: "ни нужда, ни бедность, ни безработица - ничто из этих и подобных причин не могло привести к тому, что эти молодые люди приняли участие в террористической атаке 9.11".

Каков ход мысли авторов? Саудовский Юг (речь идет о районе Асир) - район, в котором за несколько последних десятилетий были реализованы многие экономические и социальные проекты; они сделали этот район, который до этого пребывал в жуткой отсталости, высокоразвитым в цивилизационном отношении. Раньше до него нужно было добираться только пешком или на ослах (несколько дней пути от Эт-Таифа), в отдаленных и изолированных от мира деревнях жители занимались малопродуктивным сельским хозяйством и скотоводством - как на самых начальных этапах истории человечества. Сейчас это - район, где есть дороги, аэродромы, электричество, современная связь, построены школы и больницы, открыт университет, процветает туризм. Приметами современной жизни являются супермаркеты и интернет-кафе6. Предоставлены возможности для учебы и работы - как в самой провинции, так и в других районах страны. Выходцы с Юга пополняют, в частности, вооруженные силы и службы безопасности. Саудовцы-южане, участники 9.11, как констатируют авторы, происходят из очень зажиточных семей - даже не из среднего класса, а из более высокой прослойки.

"Так при чем здесь нужда?!" - восклицает один. Второй автор не задает риторических вопросов и прямо и твердо заявляет: "Связывать экстремизм, терроризм и преступность с бедностью и безработицей абсолютно неверно". И далее не без горькой иронии пишет: "Если бы бедность приводила к терроризму, мы бы не услышали ни об одном саудовце в этом деле (теракты 9.11. - А.И.), а обвиняемыми по нему были бы жители Сомали, Бурунди, Чада, Банладеш и других стран, находящихся ниже уровня бедности. Но мы как-то не наблюдаем ни в этих последних событиях, ни в других того, чтобы в коллективном террористическом акте участвовали люди из тамошних обществ. Если бы бедность и безработица были топливом террора, то речь бы точно шла не о жителях района Асир".

В чем же авторы видят причины или обстоятельства, которые подтолкнули молодых саудовцев к участию в коллективном террористическом акте? "Юное поколение южан стало аппетитным куском для экстремистов и тех, кто распространяет собственные усмотрения7, наивное мышление, используемое для его (юного поколения. - А.И.) подчинения горсткой самозванцев от религии"8.

Второй автор, соглашаясь в принципе с первым, считает, что тому "не достало смелости, чтобы увидеть суть проблемы". Он считает, что проблема формулируется так. Свою роль сыграл "тот менталитет, который внушил руководству южного сообщества и его религиозным авторитетам десятилетия назад, что их окружает духовный вакуум, а многие их обычаи и социальные традиции, более того - их мазхабные9 и правовые10 подходы совпадают с тем, чего хотят другие". Правда, этот автор тоже не очень-то четко выражается. Возможно, потому, что обращается к саудовским читателям, которые "в теме". Им, наверное, понятно то обращение, которым заканчивает свой текст этот автор. "Поразмышляйте о том, что происходило в период от смуты в Мекканском храме в 1400 году хиджры11 до нынешнего дня, и вам откроется истина".

Мы в рамках этой публикации не имеем возможности поразмышлять о трех десятилетиях в истории Саудовской Аравии (от 1979 года до настоящего времени) - очень многое пришлось бы разъяснять, слишком многое спорно. Но попробуем понять подход саудовских авторов к объяснению участия саудовской молодежи в 9.11. Оно обусловлено не некими социально-экономическими обстоятельствами аравийского общества, или района Асир, или обстоятельствами быта тамошней молодежи (нужда, бедность, безработица), а факторами, тем или иным образом имеющими отношение к религии (естественно, к исламу, никакой другой религии там нет). И речь идет не об исламе вообще, а об исламе в Саудовской Аравии, в частности - в районе Асир. Есть некие религиозные авторитеты, которые, давая собственные исламско-правовые интерпретации ислама, навязывают их молодым аравийцам, подталкивая их тем самым к совершению террористических актов, в частности - в Соединенных Штатах, с целью распространить по миру собственные обычаи, традиции, истолкования мировоззренческих и нормативных положений ислама.

Это - объяснение 9.11, которое не обязательно принимать в качестве истинного. Но всякий, кто надумает порассуждать о социально-экономических факторах, приведших к 9.11, пусть помнит о двух (это - как минимум) аравийцах из саудовского Асира, которые точно знают: нужда, нищета, безработица и прочие социально-экономические проблемы тут не при чем.

Примечания:

Вернуться1 9.11 - выражение, признанное в Соединенных Штатах самым употребительным в прошлом 2001 г. Им, для краткости, обозначают террористические атаки 11 сентября 2001 г. (в американской записи - 9.11) - удары захваченными самолетами с пассажирами по двум башням Центра всемирной торговли в Нью-Йорке и зданию Пентагона в Вашингтоне, а также уничтожение захваченного самолета с пассажирами в Пенсильвании.

Вернуться2 Конкретные факты, на основании которых, если судить по публикациям в американских СМИ, была выдвинута эта гипотеза, заключаются в следующем. Во-первых, в ходе расследования были обнаружены специфические комплекты материалов, оставленные предполагаемыми исполнителями терактов, - учебники по самолетовождению, экземпляры Корана и, самое важное в этой связи, три экземпляра одинакового текста под названием "Последняя ночь" (Аль-ляйля аль-ахира) - предполагается: ночь накануне совершения акции геройского самопожертвования (араб. истишхад, шахада). Мне представляется, что этот текст - часть (глава, раздел) более обширного документа (книги или пособия). Факсимиле этого текста опубликовано на сайте ФБР США. Английский перевод - здесь. Текст представляет собой инструкцию для будущего шахида - того, кто собирается совершить акцию геройского самопожертвования, мотивированную религиозной верой.
Во-вторых, несмотря на ужасающую уникальность масштабов этого террористического акта, следователи смогли определить почерк, присущий именно исламистам, - сама форма "слепого" (т.е. направленного против случайного собрания людей) самоубийственного (предполагающего гибель исполнителя или исполнителей) террористического акта использовалась многократно; захваты самолетов тоже производились, причем, как минимум, в одном случае, в 1994 г. планировалось бросить захваченный авиалайнер на объект в Париже (речь шла об Эйфелевой башне), теракт был пресечен французскими спецслужбами, штурмовавшими захваченный алжирскими исламистами самолет во время дозаправки в Марселе; проект подобного теракта обнаруживался американскими спецслужбами в документах арестовывавшихся ранее исламистов; наконец, Всемирный торговый центр в Нью-Йорке уже был один раз (в 1993 г.) объектом террористической атаки исламистов.
В-третьих, удалось определить предполагаемый состав террористических групп и их связи, которые вели к "Аль-Каиде".
В своих заявлениях, переданных катарским спутниковым каналом "Аль-Джазира", Усама Бен Ладен подтвердил тот факт, что исполнители теракта - именно те, кого в качестве таковых рассматривают американские следственные органы и спецслужбы. Особый вопрос - почему и зачем Бен Ладен это сделал. Я полагаю - затем, чтобы спровоцировать американцев на более жесткое отношение к властям Королевства Саудовская Аравия, а тех - на вынужденный уход в противостояние с Соединенными Штатами, отказ от какого-либо сотрудничества с международной антитеррористической коалицией и, если получится, даже на сопротивление ей. Но само авторство Усамы Бен Ладена в отношении этих заявлений исламистами не подвергается сомнению. Полный текст последнего по времени заявления Бен Ладена (конец декабря 2001 г.) опубликован как абсолютно аутентичный, например, на исламистском (ваххабитском) сайте "Аль-Осва" ("Добрый пример").
Выясняется, что из 19 человек, подозреваемых в осуществлении 9.11, пятнадцать человек - саудовские подданные, 2 - жители Объединенных Арабских Эмиратов, 1 ливанец, 1 египтянин.

Вернуться3 Вульгарный экономизм не может объяснить самоубийственные террористические акты, при которых исполнитель гибнет, - о чем он знает заранее.

Вернуться4 Таррад Бен Саид аль-Умари. Аль-Харб аль-джадида: аширати ва-ль-ирхаб (Новая война: мой род и террор) // Аль-Ватан, Абха (КСА), 22 декабря 2001 г. По-видимому, автор статьи является роственником Абд-аль-Азиза аль-Умари (Abdulaziz Alomari), который находился в "Боинге-767" (рейс No 11 компании American Airlines), врезавшемся в Северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Вернуться5 Али Саад аль-Мавси (или аль-Муси). Аль-Джануб ва-ль-ирхаб (Юг и террор) // Аль-Ватан, Абха (КСА), 24 декабря 2001 г.

Вернуться6 Подтверждением того, что Интернет пришел в аравийский Асир, является то, что я, сидя дома у метро "Аэропорт" в Москве, могу по утрам загружать себе в компьютер с сервера, находящегося в Абхе, свежие номера газеты "Аль-Ватан".

Вернуться7 Употреблено слово "ахва", означающее некое усмотрение в религиозных вопросах. Слово "ахва" всегда использовалось именно в этом смысле авторами многочисленных исламских доксографий, которые излагали религиозные представления и нормы различных направлений и сект ислама. Ср.: Ибн-Хазм (994-1064). Китаб аль-миляль ва-ль-ахва" ва-н-нихаль - Книга религий, усмотрений и вероисповеданий.

Вернуться8 Автор, наверное, сильно волновался, когда это писал: во фразе три синтаксических ошибки. Но самозванцы от религии там точно есть.

Вернуться9 Мазхабный - от слова "мазхаб", или учение, доктрина, толк, школа (богословская, философская, хадисоведческая) и т.п. См.: Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991 г., С. 152.

Вернуться10 Употреблено слово "фикхи", производное от фикх - исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (исламское право в широком смысле). См.: Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991 г. С. 254-259.

Вернуться11 Об упоминаемых событиях см.: Александр Игнатенко. Исламский радикализм как побочный эффект "холодной войны" // Центральная Азия и Кавказ, Лулеа (Швеция), 2001 г., No 1. Чтобы не читать всю статью и сразу попасть на историю о том, что происходило в Мекке 1979 г. от Р.Х. (это и был 1400 год хиджры), задайте в Поиске контекст 1979 г.




Александр Игнатенко

8 Января 2002
http://religion.russ.ru/ideas/20020108-ignatenko-pr.html

Док. 277259
Перв. публик.: 08.01.02
Последн. ред.: 16.02.07
Число обращений: 341

  • Игнатенко Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``