В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Стенограмма делового завтрака с участием Г.Н.Батанова Назад
Стенограмма делового завтрака с участием Г.Н.Батанова
Ведущий - Сергей Литовченко (исполнительный директор Ассоциации менеджеров):

- Уважаемые коллеги, мы продолжаем серию наших бизнес-завтраков с ведущими представителями государственных органов управления, общение с которыми представляет интерес для делового сообщества. Сегодня у нас в гостях Геннадий Николаевич Батанов, Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Геннадий Николаевич имеет очень богатый личный и профессиональный опыт. Он служил в ракетных войсках стратегического назначения, работал заместителем Главы администрации Краснодарского края, занимал руководящие посты в аппарате Государственной Думы. Геннадий Николаевич работал заместителем Министра юстиции, Статс-секретарем-Первым заместителем Министра юстиции, Полномочным представителем Правительства в Государственной Думе, был Руководителем аппарата Счетной Палаты, аудитором Счетной Палаты. В ближайшие дни исполнится сто дней, как Премьер-министр назначил Геннадия Николаевича Председателем Правления Пенсионного фонда. (...)

Уважаемые коллеги, я хочу передать слово Геннадию Николаевичу Батанову, Председателю Правления Пенсионного фонда РФ.

Геннадий Батанов (Председатель Правления Пенсионного фонда РФ):

- Спасибо. Прежде всего, хотелось бы выразить благодарность Ассоциации Менеджеров. Я думаю, что если руководство Пенсионного фонда России будет чаше общаться со всеми категориями граждан, и деловыми людьми в том числе, это будет только на пользу нашему делу.
Итак, я приступил к работе в Пенсионном фонде в качестве Председателя Правления около ста дней назад, совсем недавно. Я хотел бы сказать, что пенсионные реформы, начавшиеся с 1 января 2002 г., уверенной поступью движутся по стране. С этими проблемами я был знаком и раньше, работая аудитором счетной Палаты Российской Федерации. В сферу моей деятельности входил контроль над исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов. Имеются в виду Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Кроме того, под моим руководством была инспекция, которая занималась контролем расходования средств на СМИ - электронные и печатные, я имею в виду государственные средства массовой информации. Из шести лет на должности аудитора, на которую меня избрал Совет Федерации, я проработал три года. До этого я работал руководителем аппарата Счетной Палаты, придя туда вместе со Степашиным. Степашин был избран Государственной Думой на должность Председателя Палаты 19 апреля 2000 г. У него уже закончится пятый срок полномочий.
Поэтому я уже имел отношение к Пенсионному фонду, мы его ежегодно проверяли. В соответствии с Федеральным законом о Счетной Палате Федерации, Счетная Палата, наряду с тем, что она готовит заключения на исполненный бюджет или на проект бюджета на очередной год, так же готовит заключения на исполненный бюджет Пенсионного фонда и других фондов и проект бюджета на очередной год. Сейчас как раз с 1 июля Счетная палата приступила к оценке наших проектов на следующий год. Бюджет Пенсионного фонда на следующий год превышает один триллион рублей. Позже я поясню, почему нельзя сказать, что мы очень вольготно чувствуем себя в средствах, в том числе - в средствах на выплату пенсий нашим гражданам.


Эти три месяца позволили мне погрузиться в проблемы, имеющие место внутри Пенсионного фонда РФ. Система очень большая, она включает в себя сто десять тысяч человек, занимающихся сегодня пенсионным обеспечением наших граждан. Почти в каждом районе есть Управление Пенсионного фонда. Система пробивается до района включительно, и назначение пенсии, в основном, происходит в районах. Начальник районного Управления Пенсионного фонда России от имени государства - последний, кто ставит подпись о назначении той или иной пенсии.
Я расскажу о том, что мы хотим сделать в области назначения пенсий. Мы хотим уйти от районного звена, такая задача сейчас поставлена. Я также скажу о причинах, почему мы ставим перед собой такую задачу.
Итак, эти три месяца позволили мне погрузиться в проблемы, но, честно говоря, чем больше я погружаюсь в эти проблемы, тем сильнее осознаю их глубину. Есть серьезные глобальные вопросы, которые надо решать в масштабе всей страны. Категории людей, с которыми мы работаем, различны. Бытует мнение, что контингент Пенсионного фонда - это пенсионеры. На самом деле это не так. Пенсионеры составляют нашу приоритетную категорию, на сегодняшний день их 38,2 миллиона человек. Кроме нас, им никто не назначает и не выплачивает пенсию.
Кроме пенсий, мы делаем и иные выплаты: по социальным программам, адресную помощь. Я уже посетил много субъектов Российской Федерации. Меня порадовала благодарность губернаторов, глав районов. В последние два-три года мы принимали участие в газификации домовладений на селе, и тем самым оказали пенсионерам очень действенную и ощутимую помощь. Правительство и законодатели разрешают нам делать такие траты, и мы тратили в среднем до десяти миллиардов в год, не только на газификацию, но и на иную адресную помощь. Может быть, для страны в целом эта цифра небольшая, но некоторые регионы, где было особенно тяжело жить нашим пенсионерам, получили хорошую дотацию. Кроме того, мы прилично помогли домам престарелых, домам-интернатам, где проживают обездоленные люди. Я сам посетил немало таких учреждений, и по человечески было больно и тяжело смотреть на этих людей, особенно там, где для них не созданы соответствующие условия. Я часто задавал себе вопрос: а есть ли у них дети, внуки? Уже во многих субъектах Федерации совместно с администрациями субъектов Федерации мы создали прекрасные условия на высочайшем уровне для обеспечения достойного проживания этих престарелых обездоленных людей. Это курс пока остается, что касается финансирования социальных программ. Правда, источник уже иссякает, будем искать какой-то выход. Законодательно нам было разрешено все пени, штрафы, недоимки прошлых лет (имеется в виду до 1 января 2002 г.) использовать на эти цели. Этот источник постепенно иссякает. На следующий год по нашим данным (мы посмотрели вместе с Министерством по налогам и сборам) он резко падает. Мы ожидаем до четырех миллиардов поступлений этих средств, которые можно будет использовать на социальные программы.
Я бы хотел с вами поделиться тем, что меня не то чтобы поражало или удивляло, но что я уже воспринимаю как данность. Я глубоко вник в вопрос пенсионного законодательства, провел встречи с двумя иностранными делегациями и пришел к выводу о чрезмерной сложности нашего пенсионного законодательства. Наше законодательство невероятно сложное в части назначения и выплаты пенсии. Я думаю, что оно отражает историю нашей страны. У государства появлялись обязательства перед той или иной категорией людей, оно призывало их к каким-то действиям, к какой-то работе. Кроме того, происходили войны, революции, смены общественно-государственного строя. В результате всего этого возникли очень большие обязательства. Это отражается и в баталиях, развернувшихся вокруг льгот, и в сложной ситуации в пенсионном законодательстве, отражающем историю государства. Каких только пенсий мы не выплачиваем! Это на первый взгляд кажется: есть пенсия по старости, на что часто обижаются женщины, которые не считают себя старыми в пятьдесят пять лет. Я тоже думаю, почему бы законодательно не назвать эту пенсию как-то иначе, например, пенсией по возрасту. Кроме трех главных видов пенсии - по старости, по инвалидности и по потере кормильца - есть еще масса других пенсий, которые мы выплачиваем за счет средств федерального бюджета.
В юриспруденции я был не последним человеком, работал заместителем Министра юстиции и Первым заместителем Министра юстиции, представлял Правительство в Государственной Думе. Мы принимали законы, постоянно приходилось с представителем Президента выступать по этим вопросам. Но первая проблема, которая встала передо мной - сложность законодательства.
Второе. Я говорил, что наша приоритетная категория - пенсионеры. На самом деле, у нас три категории, с которыми мы очень тесно работаем. Вторая категория, которая для нас очень важна в соответствии с новым законодательством,- это категория застрахованных лиц, работников. Сегодня в персонифицированном учете мы ведем лицевых счетов на сто одиннадцать миллионов человек. Сюда входят пенсионеры -тридцать восемь с лишним миллионов, сюда входят шестьдесят пять миллионов работников. Работа с застрахованными лицами для нас сегодня важна и приоритетна, поскольку для большинства из них, особенно тех, кто имеет накопительную часть, мы формируем их будущую пенсию. На каждого ведется лицевой счет, в котором есть общая часть и страховая часть. Страховая часть - это деньги, которые платит работодатель, это 14%. Для некоторых граждан (при действующем законодательстве - для мужчин начиная с 1953 г. рождения) ведется специальная часть. Эта часть может накапливаться, или же мы инвестируем средства или передаем в управление частным компаниям по желанию работника или в государственную компанию. В последнее время эта тема много обсуждается.
Третья категория, с которой мы работаем очень тесно, и от которой в соответствии с законодательством очень во многом зависит, как формируется будущая пенсия гражданина - это работодатель. Их у нас свыше пяти с половиной миллионов юридических лиц. Я хотел бы коротко сказать об этой категории, к которой вы, присутствующие здесь, относитесь, являясь и работниками - застрахованными лицами, и в то же время - работодателями. В соответствии с законодательством работодатель перечисляет 14% в Пенсионный фонд РФ как страховой взнос за работника в пенсионный фонд Российской Федерации. По сегодняшним показателям законодательства - 14 % как в форме единого социального налога в части пенсионного фонда на формирование базовой части пенсии. Когда работодатели перечисляют в пенсионный фонд эти 14 % - 12,2, 10,4 -они несут большую ответственность перед законом и очень большую моральную ответственность перед своими работниками. Индивидуальные сведения в лицевой счет - адрес работника, год рождения, фамилия, имя, отчество и иные данные - пенсионный фонд получает от работодателя. Насколько они точны, настолько правильно будет формироваться накопительная часть и будущий капитал будущей пенсии.
Мы уже говорили, цифры открытые. Мы закрыли 2002 г., передали средства управляющим компаниям. Мы передали порядка сорока двух миллиардов государственным управляющим компаниям, Внешэкономбанку и порядка 1,6 миллиарда рублей передали пятидесяти пяти частным управляющим компаниям. Выбор был сделан в 2003 г. гражданами, которых было чуть больше семисот тысяч, в пользу частных компаний. Причин этому много, в том числе - и недостаточная информированность людей. Возможно, они пока не очень доверяют частным организациям, в том числе и управляющим компаниям. Скоро будут понятны итоги того, как отработает 2003 г. Я имею в виду то, что произойдет в отношении денег.
Работодатели сработали по внесению индивидуальных данных своих работников в России по 2002 г. таким образом, что у нас около девяти миллиардов средств не разнеслось. Из них было около полутора миллиардов по накопительной части. Остальные - по страховой части. О чем это говорит? Это говорит о том, что работник надеется, что его деньги попали туда, куда они должны были попасть, разнестись по счетам, и затем, если он промолчал, то их передали государственной компании, и они работают, сохраняя эти деньги от инфляции. Девять миллиардов - немалые деньги. Мы понимаем, что за ними стоят люди. С ними надо что-то делать. Законодательство устроено таким образом, что по окончании периода 31 марта деньги были разнесены и переданы в управление. Система по 2002 г. ставится на ключ, и никто не имеет права в эту систему входить. Мы ее задублировали на бумажных носителях, на случай, если что-то случится с информационной системой персонифицированного учета. У нас это все лежит в мощных сейфах, которые в случае пожара будут выдерживать до тысячи градусов. Такие сейфы были специально закуплены, поскольку постепенно будут накапливаться большие средства, и данная информация, с точки зрения людей, защиты информации в целом, защиты от стихийных и чрезвычайных ситуаций, должна быть сохранена.
Итак, поставили на ключ. 2002 г. у нас не закрыт. У нас не принят Закон об исполнении пенсионного бюджета фонда за 2002 г., и только по этой причине. Встал вопрос, в том числе перед законодателями: что делать с этими деньгами? Как с ними поступить? Было много разных предложений: отдать их в федеральный бюджет, отдать их на базовую часть пенсии и т.д. Тогда Михаил Юрьевич Зурабов и Алексей Леонидович Кудрин пришли к правильному выводу - зачислить эти деньги в резерв Пенсионного фонда и решить это законным путем, то есть открыть ключ и по мере появления сведений о застрахованных лицах все-таки разносить эти деньги. Это был первый опыт. Разнесение 2003 г. было знаковым моментом. Мы будем смотреть, что же произойдет сейчас. Мы подключили профсоюзы, администрации для того, чтобы на местах работали с работодателями с точки зрения внесения правильных индивидуальных сведений, в том числе - что касается адресной части.
Это три категории людей, с которыми мы сейчас работаем. Мы придумали одну вещь, чтобы эта работа была эффективной. "Московский комсомолец" 30-го числа поторопился обвинить Пенсионный фонд в том, что он сделал новый шаг к провалу пенсионной реформы, не проинформировал граждан Российской Федерации, имеющих накопительную часть, а таковых, по нынешнему законодательству, сорок два с лишним миллиона человек. Если здесь присутствуют представители "Московского комсомольца", я хочу сказать, что 1 июля - срок по закону - было доложено и Премьеру Правительства Михаилу Фрадкову о том, что гражданам Российской Федерации направлено сорок два миллиона двести шестьдесят шесть тысяч писем. В законе сказано, что Пенсионный фонд направляет письма до 1 июля. С такой массой отправлений почта России никогда не сталкивалась - с этим она сталкивается второй год. На сегодняшний день доставлено почтой около четырнадцати миллионов писем. Все остальные письма находятся в пути.
Меня, как гражданина России, поражает, что почта имеет право доставлять письма в течение месяца. Таков порядок в стране. В силу этого, мы вышли с законодательной инициативой - сейчас Правительство будет вносить в Государственную Думу 1 июля - проекта федерального закона об изменении срока информирования. Это стоит больших денег, поскольку надо, во-первых, напечатать, во-вторых, отослать, а тарифы у почты очень приличные. В прошлом году это нам стоило четыреста пятьдесят миллионов рублей. И только около одного процента людей воспользовались теми бланками заявлений, которые там лежали. Жалко денег. Законодательство позволяет делать эти траты, оно так устроено, и это, наверное, правильно. Но, кроме того, что мы решаем вопросы переносом сроков, мы решаем проблему вложений в конверты. Эта маленькая практика двух лет показала, что не надо направлять бланк заявления с инструкцией. Мы можем в органах Пенсионного фонда разложить, и каждый может их получить. С 1 января негосударственные пенсионные фонды начинают работать в системе обязательного пенсионного страхования, а также они начинают работать с накопительной частью наших граждан. Мы положили еще один бланк. Мы проинформировали о пенсионном капитале, о чистом финансовом результате, о том, что есть у каждого на счете в общей части и специальной накопительной части. Тариф устроен так, что до двадцати граммов цена еще приемлемая, а как только вес становится больше двадцати грамм, нужно платить гораздо больше денег.
В данном Законе также прописано, что мы направляем эти заявления в наши органы, и граждане будут иметь возможность в управлении, в отделе района получить этот бланк заявления и заполнить его.
Отвечаю "Московскому комсомольцу". Мы начали данную работу 15 апреля. Было вложено очень много сил, чтобы успеть к сроку. Мы работали ночами, установили смены, кормили людей, платили больше денег только для того, чтобы выполнить к сроку, установленному законом. В результате мы все выполнили. "Московский комсомолец" 30-го числа заявляет, что все провалили. Обидно это читать.
Сейчас идет очередной этап реформирования. Мы делаем регламент аппаратуры -восемнадцать миллионов человек, восемнадцать миллионов отправлений. Сроки не установлены законом, но мы должны до конца года проинформировать всех тех, кто не имеет накопительной части, специальной части лицевого счета, всех, кто родился до 1953 года. Как я уже сказал, у нас 38,2 миллиона пенсионеров. Из них шесть миллионов человек продолжают работать. Итого, мы отправим двадцать четыре миллиона.
Что еще хотелось бы подчеркнуть? Что показали поездки по регионам? Я вам назвал три категории граждан России, с которыми мы работаем. Юридические лица - тоже граждане. Три года назад, когда Пенсионный фонд забирал эту функцию - назначение, выплата пенсии - у собеса. Когда мы перешли на новое законодательство и начали работать с тремя категориями, которые я вам назвал, мы пришли к выводу, что нужно иначе построить взаимоотношения со всеми тремя категориями. Необходимо уйти от подвалов, сараев, где, как правило, находились собесы. Они находились в тяжелых условиях, многие - просто в невероятных. Законодательство позволило нам найти средства. Сейчас во многих районах, областных центрах, республиканских, краевых центрах мы строим нормальные здания, с хорошими службами. Мы ее назвали клиентской службой. Это, скорее, банковский термин, не очень подходящий для этого, но мы остановились на нем. Мы делаем подразделения клиентских служб. Соответственно, там есть кабины, они компьютеризируются. Если приходит любой клиент - работодатель, застрахованное лицо, пенсионер - он попадает в диспетчерскую службу, заносится вопрос, сделан соответствующий программный продукт. Программное обеспечение сразу показывает специалиста, номер кабины, в которую он должен зайти и получить информацию. Я полагаю, что скоро это оценят. Кое-где это у нас уже есть. Приоритет бюджетных проектировок, которые мы сейчас делаем на 2005 г., очевиден - это создание клиентских служб. Мы там сделали соответствующее постановление, я его подписал. Мы продумали все, начиная с содержательной части. Это повлечет за собой различные действия, в том числе - и ремонты. Я имею в виду закупку, материально-техническое обеспечение, программное обеспечение, подготовку специалистов. Мы даже продумали наличие телевизора и подачу чая, чтобы, когда пришел пенсионер, либо застрахованное лицо выяснять, в чем дело, он мог посидеть, посмотреть телевизор и с кем-либо пообщаться.
Я хочу сделать даже больше - чтобы это были места встреч пенсионеров. Мы построили подобные учреждения в Пятигорске и Железноводске. Там клиентские службы почти доведены почти до совершенства. Когда меня сопровождал мэр из Железноводска, я говорил ему следующее: "Вы - застрахованное лицо. Сколько вам лет?" Он оказался 1954 года рождения. "Вы не получили "письмо счастья". Что Вы должны делать?" Он ответил, что не знает. Я ему ответил следующее: "Вы - мэр, под Вашим руководством находится много человек. Вы должны прийти в управление Пенсионного фонда. Когда Вы придете, скажите, что Вы не получили письмо от Пенсионного фонда и хотели бы узнать состояние своего лицевого счета". Он начал у меня спрашивать, что такое лицевой счет, я ему об этом все рассказал. Это был мэр - представьте в данной ситуации простого гражданина! Он пошел в диспетчерскую, прошел, посмотрел, ему все показали, вывели его лицевой счет. Он сам является работодателем и застрахованным лицом. Индивидуальный лицевой счет у нас хранится на правах секретного. Перед этим я его спросил, не возражает ли он, если все присутствующие посмотрят его лицевой счет. Он сказал, что тайны в этом нет. На мониторе высвечивается: за него заплатило какое-то ОАО. Я ему говорю: "Вы же находитесь на службе. Вы где-то работали, получали пенсию?" Он начал переживать, отказываться, говорить, что у нас все неверно, и это неправда. Я ему ответил, что неправды быть не может. "Если мы запросим ОАО, и оно подтвердит, что Вы получили деньги, за Вас сделаны начисления в страховой фонд". Железноводск - прекрасный город, где находится множество источников минеральных вод. Он не хуже прославленных курортов, находится в прекрасном состоянии. В связи с этим я порадовался за мэра. Потом он вспомнил, что полгода он был членом Совета директоров данного ОАО, и ему за это заплатили какие-то деньги. Таким образом, мы разрешили возникший конфликт.
Если говорить обо всех направлениях, я скажу откровенно, что меня сейчас беспокоит. Это состояние наших информационных систем в целом и, так называемых, "примочек". Я имею в виду программное обеспечение, отвечающее за перерасчет пенсии. С 1 августа будет повышение индексации пенсии. Наши программисты делают соответствующие продукты. Система очень большая, громоздкая, мощная. В стране нет ни одной системы, которая бы имела такие данные о населении страны. Многие к нам обращаются с письмами, с просьбой дать различные сведения, в том числе - и крупные руководители отдельных структур. Я заверяю всех, что тайну мы храним. Пока законом не будет разрешено кому-либо давать информацию об отдельных лицах, никому ничего не дадим. Спасибо.

Ведущий:

- Спасибо, Геннадий Николаевич. Коллеги, пожалуйста, ваши вопросы. Геннадий Николаевич с удовольствием на них ответит.
Вы, наверное, помните историю, когда в Великобритании долго не могли делать нормальные прогнозы погоды, а потом вдруг решили, что Гидрометцентр должен управляться теми, кому погода нужна больше всего. Гидрометцентр передали Военно-Морскому флоту. Я подумал, что в связи с большим объемом Ваших почтовых рассылок, Вам можно было бы передать почту?

Геннадий Батанов:

- Сергей, сейчас идет большое количество писем, в том числе от Рэймана, руководства Почты России. Я их понимаю. Пенсионное законодательство сегодня позволяет осуществлять доставку пенсии и получать 1,5 % от доставленной суммы органам Пенсионного фонда Российской Федерации, почте, кредитным и иным организациям. В законе прописано, кто это должен делать. Признак такой: волеизъявление пенсионера. Он должен написать заявление, кто ему будет доставлять пенсию - почта или Пенсионный фонд. Что бы я сказал почте? Мы не против. Например, в Дагестане пенсию доставляет Пенсионный фонд. Мы не против того, чтобы пенсию доставляла почта. Мы не хотим составлять конкуренцию. Мы за то, чтобы эта услуга сопровождалась с соответствующими подуслугами, как это делает Пенсионный фонд. Почему сейчас многие хотели бы, чтобы доставлял Пенсионный фонд России? Потому, что приходит наш работник, отдает деньги, пенсионер расписывается за получение. Наш сотрудник разговаривает с пенсионером, рассказывает ему о пенсионной реформе, что мы делаем, что происходит. В случае, когда пенсию доставляет почтальон, он просто приходит, отдает пенсию и уходит. Поэтому я говорил, и буду призывать: давайте думать о том, как сделать так, чтобы ваша услуга была конкурентоспособной. Мы не составляем конкуренцию почте. Пусть она доставляет. У нас своих проблем столько, что нам достаточно работы.

Ведущий:

- Коллеги, пожалуйста, ваши вопросы.

Женский голос (Агентство ИТАР-ТАСС):

- Вчера было заявлено о том, что с 1 августа будут повышаться пенсии. Не могли бы Вы сказать, на какую сумму будет повышена пенсия, и какой теперь станет размер средней пенсии?

Геннадий Батанов:

- Только вчера мы с Михаилом Зурабовым завизировали проект постановления Правительства Российской Федерации, который мы направляем в Правительство. В соответствии с законодательством производится индексация базой страховой части пенсии, в соответствии с постановлением, которое принимается Правительством Российской Федерации.
Раскрою Вам некоторые секреты. Нас насторожило, что индекс роста цен за полугодие не дотягивал до 6 %. В соответствии с Законом мы можем индексировать страховую часть пенсии. Нам нужно было, чтобы индекс роста цен был не меньше 6 %. Мы ожидали данные из бывшего Госкомстата России. Они к нам пришли только 5 июля, то есть вчера. Нас оповестили о том, что индекс роста цен (это пока предварительные данные) находится между 6,1 и 6,3. Это в соответствии с законом позволило нам проиндексировать.
Я говорю то, что мы предлагаем, а решение будет принимать Правительство Российской Федерации, -6,28. Министерство финансов Российской Федерации соглашается индексировать базовую часть пенсии на этот процент, перенеся его с 1 октября на 1 августа. Решение для Минфина и Правительства - очень серьезное, потому что это дополнительные расходы федерального бюджета. Я думаю, что Министерство финансов пошло нам навстречу, нашей категории, нашим пенсионерам. Индексация будет произведена, если Правительство Российской Федерации разрешит с 1 августа, и по страховой, и по базовой части. Если говорить в рублях, для разной категории пенсионеров это совершенно разные цифры. Если усреднять, это будет порядка ста тридцати рублей, то есть от ста до трехсот рублей. Порядок, примерно, таков. С 1 августа будет подписано постановление Правительства Российской Федерации, и мы приступим к индексации пенсии. Сейчас мы заканчиваем работу по перерасчету пенсий работающих пенсионеров. Их, как я уже сказал, около шести миллионов человек. По закону мы должны сделать эту работу в июле.

Алексей Шкрапкин (Управляющая компания "КапиталЪ"):

- Геннадий Николаевич, в этом году к системе подключаются негосударственные пенсионные фонды. Скажите, пожалуйста, собирается ли Пенсионный фонд России с ними конкурировать, ведь по идее негосударственные пенсионные фонды должны предложить более качественный сервис, чем ПФР. Вы только что говорили о том, что создается система качественного обслуживания. Для чего это делается? Вы собираетесь удерживать своих клиентов? Если собираетесь, то, каким образом - за счет качественного обслуживания, или за счет более низких тарифов?

Геннадий Батанов:

- Я уже не в первый раз это повторяю и заявляю это вполне официально, как руководитель ПФР, Пенсионного фонда страны. Никогда, ни при каких условиях негосударственные пенсионные фонды не будут конкурентами Пенсионному фонду Российской Федерации. Никогда ни при каких условиях мы не будем конкурировать с ними. Если все граждане Российской Федерации, которых по нынешнему законодательству более сорок двух миллионов человек, имеющих накопительную часть, уйдут в управляющие компании, или в негосударственные пенсионные фонды, что тогда произойдет? Вы понимаете здесь разницу? Если это управляющая компания, то деньги государственные, в случае негосударственного пенсионного фонда мы передаем деньги, и они уже не будут государственными. У нас много проблем и задач, связанных с назначением, выплатой пенсии, всеми остальными пенсиями, которые мы платим. Я думаю так: если Вы убедите граждан России в том, что сегодня у нас частный бизнес настолько надежен, что он может отдать свои деньги к Вам в управление, мы будем только рады, что наконец-то в нашей стране наступил перелом - бизнес-сообществу граждане России верят.

Алексей Шкрапкин:

- У меня один маленький вопрос. Будет ли обслуживание клиентов Пенсионным фондом России осуществляться на возмездной основе? Негосударственные пенсионные фонды берут за свои услуги комиссию. Пенсионный фонд России берет за свои услуги комиссию, или нет?

Геннадий Батанов:

- Нет, не берет и не будет брать. Система заключается в следующем: вкладываются очень большие деньги, чтобы любое застрахованное лицо, любой гражданин, работник мог прийти и получить информацию совершенно бесплатно. Также и любое юридическое лицо, придя в Пенсионный фонд, получает информацию совершенно бесплатно.

Ведущий:

- Ольга Юрьевна, пожалуйста.

Ольга Голодец (Заместитель генерального директора компании "Норильский никель"):

- У меня два вопроса. Первый вопрос связан с пенсией для северян. Вы знаете, что сегодня пенсии на севере стали одной из основных проблем. Сегодня коэффициент замещения у северных пенсионеров составляет всего 10-15 %, то есть при средней заработной плате двадцать семь тысяч наш пенсионер больше, чем на три тысячи, рассчитывать не может. Проблема, прежде всего, состоит во взносах. Взнос даже по регрессивной шкале все равно составляет 22 %. Если бы мы размещали эти деньги в любом негосударственном фонде, то они бы гарантировали человеку больше пяти тысяч. Такая несправедливость существует.
Второй момент, который возникает в связи с северными пенсиями. Тот северный коэффициент, который человек получал, с которого всю жизнь платил пенсионные взносы, не вывозится на материк. Человек, например, закончил свою трудовую деятельность. Вроде бы государственная политика стимулирует человека уехать с северного региона, потому что и для государства сложнее содержать человека в условиях Крайнего Севера, особенно за полярным кругом. Но базовый коэффициент на пенсию начисляется только, если он продолжает жить в Норильске, Воркуте и т.д. Будет ли решен этот вопрос? Это был мой первый вопрос.

Геннадий Батанов:

- Я этой проблемой тоже занимаюсь. Мы тесно занимаемся этим вопросом с Президентом Якутии. Мы договорились с ним о том, что он переговорит со своими коллегами - руководителями северных регионов. Он приезжал. Мы имели очень долгую беседу на эту тему, обменялись письмами. В ближайшее время будет создана рабочая группа специалистов - подчеркиваю, не политиков, а именно специалистов. Предлагали депутатов Госдумы. Я говорил, что нужны специалисты. Мы даем специалистов, Вы все даете специалистов. Мы вырабатываем общий подход - тут все непросто. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Вы являетесь субъектом законодательной инициативы. Мы выработаем общий подход, и будем вносить законодательную инициативу в том, что касается пенсионного обеспечения граждан, проживающих на Севере. Конечно, несоизмеримы те страховые взносы, которые платят люди на Севере, и те, которые платят здесь, по сходным профессиям. Это несоизмеримые вещи. Они как бы кредитуют Пенсионный фонд России.
Есть одна проблема. Я уже несколько раз говорил о ней, скажу еще раз, чтобы мы друг друга понимали. Мы пока остаемся в распределительной системе. Я хочу сказать негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям, какие длинные деньги они будут получать, когда будут произведены первые выплаты по новой системе пенсий, если не перенесем сроки. Есть очень серьезная проблема этих денег. Мы заключили договор социального партнерства, хотя бы на вербальном уровне? Я имею в виду, что нынешние тридцать восемь миллионов человек нужно содержать. Они находятся в распределительной системе. Мы сегодня, формируя страховую часть пенсии, имеем виртуальные деньги. Мы их отдаем нынешним пенсионерам. Это обязательство государства будет потом. Высказывается идея индексировать на 30, 20 или 15 %. Мы все - ответственные люди - должны понимать, что мы сегодня сформируем обязательства государства, потом нас будут сильно ругать. Надо все делать очень сбалансированно, взвешенно. Договор социального партнерства существует до сих пор, и мы должны содержать нынешних стариков в распределительной системе, а у нас на сегодняшний день разовая месячная выплата составляет семьдесят четыре миллиарда. С 1 августа будет девяносто с лишним миллиардов. Это большие деньги. Умножьте эту цифру по году и увидите, сколько получится. Это ежемесячно, а пенсионеры просят достойной пенсии, а она небольшая. Мы их содержим, в том числе - и северян, хотя есть серьезные проблемы.
Итак, с Президентом Якутии мы договорились. Делаем рабочую группу и работаем в данном направлении, продвигаем эту проблему до законодателя.

Ольга Голодец:

- Второй вопрос. Вы его уже затронули. Я понимаю, что наше сообщество к этому очень неравнодушно. Это вопрос той когорты, которая сегодня оказалась не у дел. Вопрос даже не в отношении самих людей, а в некоторых правилах игры. Геннадий Николаевич, Вы правильно сказали, что есть некоторый договор социального партнерства. В прошлом году, когда тема пенсионного законодательства, пенсионной реформы обсуждалась, она действительно дебатировалась в деталях. Действительно это была серьезная работа. Вы сами, как человек, знающий жизнь в регионах, понимаете, сколько усилий требовала необходимость объяснить, наладить всю эту систему в регионах. Мы дошли до каждого человека. Действительно, были подключены и работодатели, и профсоюзы, и сами пенсионные фонды. Мы работали рука об руку. Прошло четыре месяца с момента, когда люди написали заявления, когда они вступили в данную систему. Вдруг было сделано заявление о том, что погорячились, и целая когорта выпадает. Дело даже не в том, что люди потеряли. Дело в доверии к той программе, которую акцептовали, которую приняли все социальные партнеры и которую все стали реализовывать. Сегодня выйти к людям мне, как человеку, работающему непосредственно с трудовым коллективом, очень сложно, объяснить, почему в прошлом году было, а в этом году для большей части трудового коллектива не будет накопительной пенсии. У меня больше нет аргументов, которые я могу привести достаточно обоснованно и сказать людям, что в декабре, ноябре прошлого года их уговорили, а в апреле выбросили. Это больше пожелание. Может быть, и у Вас есть какие-то аргументы? Если договорились о правилах игры, они должны соблюдаться. Мы должны видеть далекую перспективу. У нас на предприятиях есть программа до 2015 г. У нас есть стабильные правила игры на ближайшие три года. Когда мы отступаем от совместно выработанных норм, это самое сложное в отношении работы с людьми, тем более в тех пунктах, которые касаются каждого человека. Пенсия в нашей стране касается каждого человека.

Геннадий Батанов:

- Это будущее каждого из нас. Пенсия - основное в будущем. Я должен ответить на вопрос, примерно, так: есть позиция Председателя фонда, есть позиция гражданина. Я вспоминаю, что в апреле Пенсионный фонд принимал чилийскую делегацию. В нашей пенсионной реформе есть что-то от их пенсионной реформы. Более того, в свое время Верховный Совет России хотел перенять чилийскую модель пенсионного обеспечения. В 1983 г. они начали такую же реформу. У них тоже присутствовало все, что есть в нашей реформе - накопительная часть и т.д. Формирование накопительной части и первая выплата - через сорок лет. Начали формировать накопительную часть граждане, которым было до двадцати пяти лет. Я задал им вопрос относительно такого длительного срока -сорок лет. У их на пенсию уходят в шестьдесят пять лет. Они ответили, что поставили перед собой цель: за этот период действительно сделать хорошее замещение, хорошую, достойную пенсию, которую человек смог бы заработать. Я не знаю, как у нас это происходило, но за те десять лет, в течение которых мы хотели сформировать хорошую пенсию и осчастливить нашего будущего гражданина, этого не произошло. Расчеты это показывают. Я имею в виду среднего гражданина, а не тех, у кого есть много денег.
Был принят такой закон, который формировался с 1953 г. В среднем в тринадцатом году пенсионер получил бы по сегодняшним ценам пенсию в четыреста-пятьсот рублей. Это первое. Как тогда это просчитывалось, почему так было принято, я, как гражданин, говорю, что это здорово - изменить правила игры сразу.
Второе. Я Вам говорил о договоре социального партнерства. Теперь скажу больше. Бюджет пенсионного фонда балансируется с трудом. Тяжелая ситуация складывается и с тем, что мы понизили единый социальный налог. Мы при той ставке единого социального налога, а, как правило, его сбор шел с профицитом, балансировали страховую часть. Сегодня наибольший процент, который был снят с пенсионного фонда, составляет 8 %. От 14 % остается только 6 %. Федеральный бюджет нам это будет замещать, но пока не полностью. Мы на конец года ожидаем, что у нас будет резерв девяносто пять миллиардов. Те восемьдесят один миллиард, которые обещает нам Алексей Леонидович Кудрин - это существующая дыра в нашем бюджете, а это пенсия сегодняшних пенсионеров. Мы почти к нулю сведем свой резерв к концу 2005 г. Федеральному бюджету придется возмещать потери Пенсионного фонда по формированию базовой части, примерно, на сумму около двухсот миллиардов.
На что лично я надеюсь? Двести восемьдесят миллиардов мы оставили бизнес-сообществу, сократив единый социальный налог. Мы продекларировали, что первое пойдет на увеличение заработной платы или инвестиции в производство. Повысится зарплата, повысятся начисления, мы что-то получим. Самое главное: понижая ставку подоходного налога, сейчас все говорят, что начнут платить "белую" зарплату. Если начнем платить "белую" зарплату, то появятся приличные доходы в Пенсионном фонде, и эта "дыра" будет постепенно уменьшаться.
По содержанию передвижка возраста была необходима, чтобы не дискредитировать идею в 2013 г. Решение было нелегкое. Классик этих вещей - Михаил Юрьевич Зурабов. Мы много разговаривали на эту тему. Было нелегкое решение - доложить Президенту и Правительству, но его нужно было принимать. Это было нужно с точки зрения размера нашего бюджета Пенсионного фонда. Как я уже говорил, стариков надо содержать и не дискредитировать идею. Мы много думали о механизме замещения. Уже почти готов проект закона о добровольном пенсионном страховании, об этих четырех процентах и двух процентам по замещению из федерального бюджета в страховую часть. Это как средство, которое дает шанс реализовать утерянные возможности. Эти средства приходят в страховую часть. Страховая часть индексируется. Пока что заработная плата ведет себя так, что из года в год фонд заработной платы в целом по стране увеличивается. Мы индексируем в соответствии с ростом, растут наши доходы, и мы индексируем страховую часть. Эти темпы увеличения серьезнее сегодняшних управляющих компаний, которые замещают соответствующие инструменты на свои деньги.
Мы вместе должны как-то подумать, что же делать с инструментами. 2003 г. покажет, что эффективность этих инструментов, которые мы сейчас имеем, не очень высока. Нужно нарабатывать предложения и принимать их в законном порядке по расширению спектра финансовых инструментов, куда могут вкладывать деньги и государственные управляющие компании, и в том числе - негосударственные пенсионные фонды. Такова ситуация.

Елизавета Акулова ("Новая газета"):

- Сложилась такая ситуация, что в руках негосударственных управляющих компаний оказались мизерные средства, с которыми ничего практически не возможно сделать. Планировалось ли, что такая ситуация может сложиться вследствие распределения средств? Считаете ли Вы это проблемой? Если да, то как ее можно решать, и можно ли ее вообще решить?

Геннадий Батанов:

- Это Вы вчера про Степашина напечатали? Я хочу сказать всем присутствующим, что я со Степашиным дружу с 1991 г. Я знаю его дачу, знаю, как он ее приобрел. То, что написано в Вашей газете - мягко говоря, неправда.
Ответ "Новой газете". Задача обоюдная, и Пенсионного фонда Российской Федерации, и негосударственных управляющих компаний, и негосударственных пенсионных фондов. Она обоюдная в том смысле, что мы должны так проинформировать население, обещать такие доходы, которые стимулировали бы человека принести деньги в эту компанию. А как иначе? Мы не можем убедить людей. Это все-таки частные компании. Они должны заботиться о том, чтобы люди согласились нести деньги в частную управляющую компанию. Целыми предприятиями, целыми регионами - пожалуйста, мы будет только этому способствовать. Пенсионный фонд России будет этому способствовать.

Женский голос:

(мимо микрофона)

Геннадий Батанов:

- Надо информировать людей и предлагать им, но мы не имеем права это делать. Почему? Если я сегодня посоветую идти в конкретную управляющую компанию, а та компания подаст на меня в суд, сказав, что я использую служебное положение и рекламирую эту компанию.

Алексей Гончаров (директор Пенсионного проекта АО "РЕНОВА"):

- Я представляю работодателя, компания РЕНОВА. Мы поняли вектор пенсионной реформы. Когда нам ввели ЕСН, мы поняли, что в будущем обеспечивать пенсии и гарантировать пенсии будет работодатель. У нас сейчас вся налоговая система построена так, что работодатель будет обеспечивать пенсии. Мы понимаем вектор, но никак пока не можем понять, что происходит вокруг него. Как Вы сказали, у нас на сегодня нарастающий дефицит пенсионного фонда, а мы снижаем ЕСН. У нас у людей падает коэффициент замещения, и мы их вычеркиваем из реформы.
Самое главное, что хочется понять, что делать в дальнейшем? Верно, что у нас точно такие же вопросы. Я думаю, такие же вопросы будут и у ГАЗПРОМа, и у ЛУКОЙЛа. Что мы можем пообещать людям в будущем с точки зрения направления реформы? У нас будет меняться система ЕСН в будущем? Как Вы себе это представляете? Что у нас будет с дефицитом государственного Пенсионного фонда? На что нам рассчитывать? Если нарастающий дефицит Пенсионного фонда будет продолжаться, а я думаю, что, судя по актуарным расчетам, он будет нарастать, что будет с индексацией пенсии, в том числе - по тем же существующим пенсионерам? Что будем индексировать и, самое главное, из каких денег? Вопрос не праздный, поскольку, как Вы понимаете, все крупные работодатели помимо государственных пенсий, помимо ЕСН, который они все платят, дополнительно платят множество социальных программ и дополнительных пенсий своим бывшим работникам. К чему надо готовиться? Что будет завтра с пенсионным фондом? Что будет завтра с дефицитом пенсионного фонда? Что будет завтра с индексацией пенсий, пенсионных фондов?

Геннадий Батанов:

- Спасибо за то, что, как Вы сказали, вектор - правильный. Что касается ЕСН, этого налогового вычета, который превращается в страховой взнос в Пенсионный фонд РФ, - 14%. Я попросил своих специалистов дать мне выборку страховых взносов в пенсионные фонды в ряде развитых стран. У нас этот взнос - самый низкий, 14%. Я даже сам удивился. В среднем эта цифра варьируется от 20 до 40%. В Швеции или в Швейцарии - 40%. Я не знаю, как у них обстоит дело с ЕСН, а вот со страховой частью, четырнадцать плюс четыре в добровольное страхование, плюс два в федеральный бюджет получается двадцать. Эта цифра, которая формирует пенсию для достойного содержания нынешних пенсионеров. Я пока не говорю о ЕСН, я говорю о страховой части. Я полагаю, что тот дефицит, который образовался сейчас, в любом случае, будет пока закрывать федеральный бюджет, поскольку у нас солидарная ответственность, если мы не найдем инструмента, который решит проблему дефицита. Нынешнее руководство Министерства финансов нас не посадило на нулевой уровень, мы же закрываем бюджет, в том числе - с индексацией следующего года, также с первого апреля и с первого августа. Здесь же учитывается пересчет работающим пенсионерам с первого июля. Все закрывается. Скоро вы увидите проект бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, где это все показано. Мы даже остаемся с небольшим остатком. Я думаю, что все, что остается вокруг этого вектора, о котором Вы сказали, находится на постоянном контроле. Президент звонил Зурабову, он помнит, что первого августа индексация, и переживает, спрашивает о цифрах. Мы не оставим наших пенсионеров. Насколько я сейчас понимаю, вектор выбран правильный, иначе как можно заработать пенсию? Да, еще не скоро пенсионеры у нас будут получать хорошую, достойную пенсию, не через десять лет, возможно, даже не через двадцать. Но все будет двигаться в этом направлении, и Ваши дети будут иметь достойную пенсию.

Алексей Гончаров:

- Геннадий Николаевич, у меня был еще второй вопрос. Вы сказали, что в следующем году будет закрытие стабилизационного фонда. А известно ли, что будет дальше? За счет чего будет закрываться дефицит Пенсионного фонда? Он же нарастающий?

Геннадий Батанов:

- Я не говорил о закрытии. Мне нужны деньги, а источник меня не интересует. Если брать индексацию, инфляцию и пр., дефицит нарастающий. Я как раз и сказал: что мы ожидаем, в том числе - от вас. Те двести восемьдесят миллиардов, что мы отдали бизнес-сообществу в целом, должны сработать таким образом, чтобы не уйти куда-то не туда. Кроме всего прочего, люди не понимают, что, когда они получают в конверте зарплату, деньги в Пенсионный фонд на них не начисляются, и это влияет на их пенсию. Нужно подключиться профсоюзам. Мы договорились о том, что Пенсионный фонд России и ФНПР заключим соглашение, и будем работать с работодателями, с членами профсоюза. Это непростая задача. Мы ожидаем отдачу, мы ожидаем, что доходы Пенсионного фонда вырастут, если не в следующем, то в 2006 г. Мы в это верим, и верит вам.

Андрей Столяров (Газфонд):

- Геннадий Николаевич, сегодня уже говорилось о том, что негосударственные пенсионные фонды с первого января должны вступить в обязательное пенсионное страхование. В связи с этим возникает парадоксальная ситуация. Дело в том, что все средства, которые будут передаваться Пенсионным фондом Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, являются объектом налогообложения по налогу н прибыль. Какова официальная позиция ПФР?

Геннадий Батанов:

- Я согласен. Я считаю, что вы должны быть поставлены в такие же условия, в каких работает Пенсионный фонд. Что я могу здесь посоветовать? Работайте с законодателями. Я согласен, так быть не должно. С этими средствами надо поступать иначе. У Вас идет обложение за пределами ставки рефинансирования?

Андрей Столяров:

- Геннадий Николаевич, дело в том, что все средства, передаваемые из ПФР в НПФ по действующему налоговому законодательству являются объектом налогообложения по налогу на прибыль. Вы прекрасно знаете процедуру: инициировать вопросы изменения налогового законодательства сегодня может только Правительство.

Геннадий Батанов:

- Депутаты Государственной Думы - в том числе. Вы же понимаете, что это не проблема Пенсионного фонда России. Можно высказать свое отношение к этому, да, я считаю, что это так.

Владимир Васин (НПФ "Социум"):

- Можно еще один, последний вопрос? Геннадий Николаевич, Вы говорите, что с первого января пенсионные фонда вступают в область обязательного пенсионного страхования. Фактически, они уже вступили с первого июля, и уже началось заключение договоров с фондами. У Вас в Пенсионном фонде России была хорошая инициатива: создать подразделение, которое решало бы технологические вопросы связи Пенсионного фонда России с пенсионными фондами. Но пока оно не создано?

Геннадий Батанов:

- Я думаю, что проект такого решения, постановление о котором я должен подписать, сейчас находится на согласовании в структурных подразделениях центрального аппарата. В ближайшее время такое подразделение появится. Мы понимаем, что должны создать целое подразделение, и оно будет создано в ближайшее время.

Ведущий:

- Спасибо большое. Уважаемые коллеги, сегодня у нас в гостях был человек, который много путешествует по стране и знает жизнь непонаслышке, внимательно читает ежедневную прессу, руководит изменениями и отвечает за стабильность пенсионной системы - Председатель Правления Пенсионного фонда, Геннадий Николаевич Батанов. Я благодарю Вас от лица всех наших коллег. Мы очень признательны Вам за то, что Вы уделили время и в открытом режиме ответили на вопросы аудитории. Спасибо большое, надеемся на дальнейшие встречи с Вами в будущем.



6 июля 2004 г.
http://www.pfrf.ru/content/view/2495/131/



Док. 277128
Перв. публик.: 06.07.04
Последн. ред.: 16.02.07
Число обращений: 335

  • Батанов Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``