В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Арбатов. Шестимесячный призыв - реформа или ошибка? Назад
Алексей Арбатов. Шестимесячный призыв - реформа или ошибка?
Материал к пресс-конференции заместителя председателя Российской демократической партии "ЯБЛОКО", заместителя председателя Комитета ГД по обороне

Алексея Георгиевича Арбатова



Последствия обсуждаемой Правительством и СПС реформы состоят в том, что произойдет уход далеко в сторону от главного магистрального направления военной реформы, а именно: цивилизованного дальнейшего сокращения вооруженных сил, с обеспечением увольняемых офицеров всем, что им положено по закону, включая жилье, наряду с быстрым (в ближайшие годы) переводом вооруженных сил, а в последствие и других войск, на добровольно-контрактный принцип комплектования.

Такое сокращение значительно улучшило бы уровень боевой подготовки войск, особенно к действиям в рамках новых концепций, связанных с антитеррористическими операциями, локальными конфликтами, миротворческими функциями. Экономия средств за счет содержания более компактных вооруженных сил позволила бы также существенно улучшить их оснащение новыми вооружениями, военной техникой, а также средствами стратегической мобильности.

Вместо этого сейчас внимание общества отвлечено на некие искусственные проекты, такие, например, как шестимесячный призыв. Генеральный штаб и Министерство обороны восприняли эту идею, по всей видимости, исходя из своих собственных интересов.

Не секрет, что шестимесячный призыв, при каждом конкретном уровне численности вооруженных сил, предполагает за один призыв привлекать в вооруженные силы в четыре раза больше призывников, чем при двухгодичном сроке службы. Даже если по предложениям СПС вооруженные силы будут сокращены, все равно объем призывного контингента, который требуется для того, чтобы укомплектовать призывниками данный рядовой состав, формирующийся на этой основе каждые шесть месяцев, потребуется призывать гораздо больше, чем призывается сейчас. В условиях дальнейшего демографического спада это повлечет отмену большинства из имеющихся ныне отсрочек, т.е. к серьезным социальным последствиям, в частности, в области образования, подготовки квалифицированных кадров для экономики, науки, культуры, здравоохранения и т.д. Может дойти даже до того, что призыв будет распространен и на женщин, потому что в ином случае укомплектовать рядовой состав по призыву не удастся.

По всей видимости, отдельные руководители Министерства обороны и Генерального штаба решили ухватиться за идею призыва на шесть месяцев, чтобы в ближайшие годы, опираясь на нее, добиться резкого сокращения количества отсрочек от призыва для молодежи призывного возраста. Что касается перехода на контракт и введения шестимесячного срока службы - отложить это на далекое будущее, что, в принципе, для них очень просто сделать, учитывая влияние исполнительных ведомств, позицию правительства и почти гарантированную поддержку исполнительной власти со стороны Государственной Думы и Совета Федерации. Кстати, СПС сам предлагает подождать с шестимесячным призывом несколько лет.

Вот такой вот "Уловкой 22", судя по всему, решили воспользоваться, чтобы добиться совсем не того, что, якобы, является целью сторонников этого нового варианта реформы.

Фракция "ЯБЛОКО" считает, что такого рода идеи как минимум бесполезны, а в худшем случае будут крайне контрпродуктивны для того направления военной реформы, с которым соглашаются все ее истинные сторонники. Фракция "ЯБЛОКО" разрабатывает ее уже много лет, еще с первого созыва Государственной Думы. Наш вариант реформы состоит в том, чтобы, не придумывая экспериментов с шестимесячным призывом, форсированным образом переводить на контракт вооруженные силы, а вслед за ними и другие войска. Расчеты наших специалистов показывают, что это вполне по силам российскому бюджету. Например, на 2003 г., если бы было решено перевести на контракт все вооруженные силы, потребовалось бы примерно 30 млрд. руб., что является менее чем 10 % бюджета национальной обороны. А если начать с перевода на контракт отдельных родов войск (как РВСН, ВКС, РКО, ВДВ), то всего 8 млрд.руб., т.е. 2,5 % военного бюджета.

20 ноября 2002 года
http://www.arbatov.ru/pub.shtml

Док. 277025
Перв. публик.: 20.11.02
Последн. ред.: 15.02.07
Число обращений: 429

  • Арбатов Алексей Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``