В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Марат Гельман: `Должно быть интересно, денежно и без криминала` Назад
Марат Гельман: `Должно быть интересно, денежно и без криминала`

Марат Гельман - политтехнолог и менеджер от искусства - одна из самых противоречивых и мифологизированных фигур в Украине. Он умен, образован, в меру (или не в меру) циничен, не чурается самопиара. Несмотря на скандальность репутации, на вернисажах в его галерее не стало меньше аншлагов. Марат Гельман знает все как об искусстве, которое продается, так и о том, которое купить невозможно. Под знаменем его проекта "Россия-2" консолидируются серьезные интеллектуальные силы.

Его выставки современного искусства актуальны, как никакие другие.

Его коллекция украинских живописцев сейчас в самой моде. А его дневник в "Живом журнале" превратился в одно из самых интересных Интернет-СМИ.

СПРАВКА "ПЛ"

ГЕЛЬМАН Марат Александрович

Директор и владелец "Центра современного искусства" ("Галерея Гельмана", бывший совладелец Фонда эффективной политики (ФЭП), бывший заместитель гендиректора ОРТ.

Родился 24 декабря 1960 года в Кишиневе. Сын советского драматурга Александра Гельмана ("Мы, нижеподписавшиеся...", "Премия" и др.). В 1983 году окончил Московский институт связи.

С 1983 по 1985 год работал заведующим лабораторией нестандартного оборудования кишиневского телевизионного завода "Альфа". В 1985 году работал инженером кишиневского НИИ методов неразрушающего контроля.

В 1985-1990 гг. - генеральный директор центра НТТМ в Кишиневе.

В 1990 году переехал в Москву и создал художественную "Галерею Гельмана".

С 1991 года занимается политическими технологиями. Сотрудничал с имиджмейкерской фирмой Ефима Островского.

На думских выборах 1995 года значился в списке кандидатов блока "Поколения рубежа".

С июня 1995 по 2002 - совладелец АОЗТ "Фонд эффективной политики" (ФЭП) (вместе с Г.Павловским). Попал в поэму Андрея Вознесенского "Компра" ("Пиковая дама явилась

к Гельману. Марату. Чтобы зарезать его в ванной. Достала кинжал. Но ванная не работала").

С 1997 года - соиздатель (вместе с Г.Павловским) ежемесячного публицистического журнала "Пушкин".

В 1999 г. был руководителем предвыборного штаба Сергея Кириенко на выборах мэра Москвы.

С конца 2000 г. участвовал в организации "Медиасоюза", созданного Александром Любимовым в противовес Союзу журналистов России. Вошел в правление "Медиасоюза"

и возглавил в нем в 2001 году гильдию Интернета.

В 2001 г. по приглашению С.Кириенко, возглавил предвыборный штаб действующего губернатора Нижегородской области Ивана Склярова на губернаторских выборах. Во втором туре Скляров проиграл Геннадию Ходыреву.

В мае 2002 г. отказался от своего пакета акций Фонда эффективной политики.

В июне 2002 г. был назначен заместителем гендиректора телеканала ОРТ - руководителем аналитической дирекции телеканала.

В 2003 г. курировал - как считается, от Владислава Суркова, - проект "Родина".

16 февраля 2004 подал в отставку с поста заместителя генерального директора ОАО "Первый канал", заявив, что "Первый канал" и нынешняя власть больше не нуждаются в его "интеллектуальном обслуживании".

На президентских выборах на Украине в 2004 году участвовал как политтехнолог в кампании за Виктора Януковича и против Виктора Ющенко ("Если Ющенко станет президентом, то я буду считать это своим личным поражением").

1 марта 2005 фракция "Родина" по инициативе Александра Чуева приняла заявление, в котором просила Генпрокуратуру привлечь к уголовной ответственности организаторов выставки современного искусства "Россия-2", в частности, Гельмана. По мнению фракции, экспонировавшиеся на выставке так называемые "произведения искусства" носили явно оскорбительный характер не только для православных, но и для всех, кому дороги духовные ценности России".

Летом 2005 г. вступил в Социал-демократическую партию России (СДПР; лидер - Владимир Кишенин).

Еще не так давно Марат Гельман работал заместителем гендиректора канала ОРТ, где обеспечивал идеологическую поддержку думских и президентских выборов. Затем совместно с Глебом Павловским работал в штабе Януковича. Сегодня он говорит, что больше не интересуется политикой, зато политика заинтересовалась им.

- Как вы оцениваете предвыборную "галерею", то бишь кампанию, в Украине? Вопрос к вам как человеку, продающему произведения искусства. Насколько это было талантливо или бездарно?

- Я бы сказал, что украинская "галерея" адекватна ситуации. Впрочем, как и российская. В России Парламент ничего не решает, и поэтому все наши политики либо андроиды, либо клоуны. В Украине "галерея" формировалась несколькими обстоятельствами, первое из которых - низкий порог прохождения (отсюда - разнообразие брэндов и возможность "региональных партий", "героев места"). Второе - реальные лоббистские возможности для "человека с мандатом" (отсюда - практически неразличимая грань между политиком и бизнесменом). И третье - молодость страны (в результате, входной билет в политику не дорог, а сама политика несколько вторична).

В целом получается все-таки не галерея, а театральная сцена. То есть, украинские политики (за исключением, может быть, Ющенко и Мороза) не являются носителями собственного мессиджа, они лишь актеры, играющие роли более или менее талантливо. Иногда получается интересно, так как режиссеров у спектакля несколько.

- В украинской кампании традиционно принимали участие российские технологи, однако на этот раз их присутствие на рынке было гораздо более сдержанным и латентным. Чем вызвана такая скромность?

- Ну, это общее место. Что касается меня, то я стал персонажем украинского фольклора и просто фактом своего присутствия мог бы нанести клиенту больше вреда, чем пользы своими разработками. Впрочем, это касается и прошлых выборов, в которых я принимал участие исключительно в качестве персонажа журналистских расследований, а не в качестве технолога. Известность политтехнологу противопоказана. Что касается Глеба Павловского, то его аффелированность с нашей Администрацией на прошлых выборах использовалась как элемент позиционирования Януковича. Сегодня, особенно после газового скандала, везде, кроме Крыма, такая связь с Россией во вред.

- Вы знаете этих латентно присутствующих технологов?

- Да, конечно.

- Российский политикум за последние годы (второй срок Путина) ощутимо изменился. Изменился ли украинский политикум? И какие качественные характеристики отличают его от российского?

- В России реальная политика осуществляется внутри президентского круга. И политическая борьба вся сконцентрирована в Кремле. У нас говорят о "борьбе башен Кремля друг с другом". Про изменения в украинском политикуме мне ничего не известно. С уходом Кучмы явно изменились "веса" отдельных политиков.

- Какова перспектива российско-украинских отношений в ближайшие три года?

- Я думаю (даже можно сказать, знаю), что все будет гораздо лучше, чем сейчас. Предыдущие годы Украина отдалялась от России уже потому, что надо было дать содержание слову "суверенное государство", и практические вопросы были на втором плане. Сегодня больше нет чисто политических мотивов удаляться (кроме внешних), начнет работать и экономическая прагматика, и территориальная близость, и новый политический расклад, в котором все политические партии, кроме "Нашей Украины", имеют закулисные отношения с нашей Администрацией.

- Рогозин ныне частый гость в Украине. Он здесь появляется, как летчик Рауль или продавец пылесосов из известного романа Грэма Грина. Как думаете, Юрий выполняет задание (и чье) или просто пылесосы продает - пиарится?

- У Мороза и Рогозина долгое время был один спонсор. Мороз, увы, пытался способствовать принятию "Родины" в Социнтерн, рискуя репутацией. Вообще Рогозин типологически скорее украинский политик-актер. Но, по-моему, заигравшийся и не заметивший, что декорации сменились.

- По слухам, вы потеряли интерес к Украине. Хочется уточнить: вы не видите здесь перспективы для работы как галерист, как политтехнолог или как гражданин России?

- Я продолжаю работать с украинскими художниками. Василий Цаголов получил двухгодичный контракт от галереи. Гнилицкий, Савадов участвуют в выставках. Я устал быть персонажем, поставляющим поводы для домыслов, и решил некоторое время не посещать Украину. Может, после этих выборов что-то изменится.

- Многие эксперты предрекают развал российской империи, если не будет укреплена модель "имперской демократии". Насколько это реально?

- У развала есть три сценария. Самый очевидный - северокавказский. Этот вариант будет нашим дамокловым мечом еще долго. Второй - татарско-башкирский. Этот вариант может быть реализован только как следствие глупой и безответственной политики. Ну, например, следующий Президент вдруг объявит Россию православным государством и поставит мусульман в унизительное положение изгоев. Третий вариант - распад - может быть связан только с экономической катастрофой и развалом самой властной машины (безвластье), но пока нет ни одной предпосылки к нему.

- По прогнозам некоторых технологов и журналистов, следующий Президент России - господин Медведев. Ваше мнение о возможном преемнике Путина?

- Медведев, безусловно, один из кандидатов.

- Бытует мнение, что вы близки к Вячеславу Суркову, который формирует идеологию - некое "священное писание" постпутинской концепции развития России. Насколько это правда и есть ли в этой ситуации ваши "пальчики"?

- Да, мы со Славой часто встречаемся в последнее время. Но интервью - не тот жанр, в котором возможен искренний разговор на эту тему.

- "С точки зрения политически ангажированного человека, я беспринципен", - написали вы в своем дневнике и сравнили профессию технолога с профессией адвоката. Какова мотивация, когда вы беретесь за дело, - выигрыш, гонорар, интерес?

- Должно быть интересно, денежно и без криминала.

- Свои походы в политику вы транскрибируете как походы из "ненастоящего мира искусства" в реальную жизнь. Являются ли определителем реальности для вас власть, слава, деньги, "делание" истории?

- Искусство - это мир жеста, политика - мир поступка. Из вами перечисленного - "делание истории". А вообще, сейчас я так не думаю, но когда начинал в политике, меня увлекал "масштаб" процессов.

- Вы как-то заявили, что уходите из политики: "Политика в какой-то момент исчезла, она превратилась в чистую литературщину. Помощник Жириновского выдвигается в Президенты - это чистая булгаковщина. Или кто-то исчезает из Москвы и появляется несколько дней спустя в Киеве - опять булгаковщина". Но слово свое не сдержали. Почему?

- Рогозин виноват. Фракция "Родина" подала в прокуратуру на мою выставку "Россия-2". Я ушел из политики, но политика пришла в искусство. И тогда я принял решение "поработать" с ними, тем более что в определенном смысле я их придумал и создал.

- Что вам дал опыт работы на ОРТ?

- Ничего. Служба с присутственными часами только отбирает и ничего не дает.

- Как изменились функции и предназначение СМИ в последние годы?

- Это большой разговор. Два последних инфовзрыва (карикатурный скандал и смерть Милошевича) показали, что СМИ могут играть роль бомбы и теперь вовсе не надо разрушать башни-близнецы, чтобы изменить ситуацию в мире.

- Постсоветский и европейский журналист - это суть разные вещи?

- Люди соответствуют системе. И ответ на этот вопрос совпадет с ответом на вопрос, чем отличается старая Европа от постсоветских стран.

- Еще одна цитата из вашего дневника: "Собственно успех ко мне пришел именно тогда, когда я бросил последние попытки заняться творчеством". Чувствуете ли вы себя этаким Сальери, который избавился от рефлексий сначала по отношению к отцу (отец Марата Гельмана - известный советский драматург Александр Гельман. - Авт.), потом - по отношению к людям, чьи картины вы продаете?

- Не Сальери. Я не завидую, а люблю талантливых людей. Отсутствие собственных амбиций помогает восхищаться.

- Ваши статьи (в том числе и дневник) достаточно откровенны. Насколько в них велик процент имитации искренности как инструмента для "вскрытия" аудитории? Ведь это всегда присутствует в художественном взгляде на мир, а вы им не обделены?

- Имитации нет. Но, безусловно, очень многое остается только для себя. С одной стороны - очень личное, с другой - всякого рода тайны.

- В таких людях, как вы, всегда есть некий центр конфликта, "точка кипения", которые и определяют внешние рефлексии. Где лежит ваш - в жажде славы, в желании реализоваться, остаться в истории и т.д.?

- Сейчас у меня такой смутный период новой самоидентификации. Та сумма мотивов, которая двигала мною в предыдущие 20 лет, вдруг испарилась, и я ищу новые.

- Кем останется Марат Гельман для истории - политиком или художником?

- Сегодня можно точно сказать, что я был одним из основных игроков, формировавших облик русского искусства 90-х годов. Думаю, что моя роль в политике значительно менее масштабна.

Наталья Влащенко

No5 2006 СОЦИУМ

Док. 277011
Опублик.: 15.02.07
Число обращений: 439

  • Гельман Марат Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``