В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Никольский. Полусекретное оружие Назад
Алексей Никольский. Полусекретное оружие
В преддверии второго чтения бюджета Минфин пообещал депутатам раскрыть военные расходы в масштабе объема закупок отдельных видов вооружений, но без указания цены закупаемых образцов. Инициатор рассекречивания военного бюджета - фракция СПС считает это недостаточным и вообще предлагает снизить военные расходы на 100 млрд руб. Другие депутаты полагают, что сокращать военный бюджет некуда, более того, при нынешнем объеме закупок программа вооружений будет сорвана.

Как сообщил вчера первый заместитель председателя фракции СПС в Думе Борис Надеждин, в Госдуму поступило письмо первого замминистра финансов Алексея Улюкаева. В нем содержится обещание 15 октября при рассмотрении во втором чтении бюджета предоставить депутатам информацию о финансировании по родам войск, включая закупку вооружений по отдельным видам. В ответ Надеждин заявил, что фракция будет требовать расшифровки и по стоимости отдельных образцов закупаемой техники.

Кроме того, СПС, цитирует Надеждина "Интерфакс", будет настаивать на снижении военного бюджета на 100 млрд руб. , с тем чтобы 60% этой суммы отдать на повышение зарплаты педагогам, а 40% - медикам.

Пресс-секретарь вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина Геннадий Ежов говорит, что раскрытия цифр по закупкам отельных видов вооружений в целом вполне достаточно: "Депутаты увидят, сколько мы тратим на закупку, к примеру, танков или самолетов". В то же время саму цифру военных расходов (412 млрд руб. ) в проекте бюджета Ежов видит оптимальной. "Мы не говорим, что оборонные расходы тратятся со 100% -ной эффективностью, но в действующих условиях эта сумма оптимальна и ее снижение подрывает обороноспособность", - говорит представитель вице-премьера. Однако эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко говорит, что своим требованием снизить военные расходы на 100 млрд руб. правые фактически подыгрывают Минфину, который в таких условиях может разыграть роль защитника интересов военных, в то время как реально военного бюджета-2004 совершенно недостаточно ни на содержание, ни на оснащение армии.

По словам председателя комитета по обороне Госдумы Андрея Николаева, даже если выделять в 2005 - 2010 гг. на закупки вооружений по 250 - 300 млрд руб. , что более чем вдвое больше, чем планируется на 2004 г. , то все сроки испытаний, принятия на вооружение и серийного производства все равно будут сорваны. В результате действующую и рассчитанную до 2010 г. госпрограмму вооружений вряд ли удастся выполнить и к 2014 г. Но фактическое сокращение закупок вооружений вовсе не привело к реальному увеличению средств на содержание войск. По оценке комитета по обороне, которую приводит Николаев, чтобы вооруженные силы выполняли в полном объеме свои задачи, нужны расходы в объеме 600 млрд руб. ; чтобы хотя бы были выполнены решения Совбеза о закупках вооружений, нужно не менее 459 млрд руб. ; а в реальности ко второму чтению правительство вряд ли предложит сумму, большую 412 млрд руб. В результате нужды Вооруженных сил по ГСМ будут обеспечены на уровне 80% , офицерам по-прежнему будет выдаваться только полевая форма одежды, и, что самое опасное, будет сорвана жилищная программа. По расчетам Минобороны, чтобы очередь офицеров на жилье не росла, в год надо вводить примерно 30 000 квартир. В 2000 - 2002 гг. строилось порядка 28 000 - 30 000 квартир, в 2003 г. , несмотря на общий рост бюджетных расходов, только 23 000 квартир, а в проекте будущего года - лишь 13 500 квартир. В результате, говорит Николаев, к концу года очередь на жилье у военных вырастет на 20 000 человек. Заместитель Николаева в комитете по обороне депутат от "Яблока" Алексей Арбатов также считает, что снижать военные расходы нельзя, однако он и против их повышения. "В этом году расходы впервые достигли уровня минимально достаточных", - говорит депутат. Однако, по его мнению, в самом военном бюджете следует перераспределить расходы, направив большую часть на военную реформу и решение жилищных вопросов. Но чтобы понять, насколько эффективно расходование военного бюджета внутри Минобороны, Арбатов считает необходимым провести дальнейшее рассекречивание военных расходов вплоть до количества единиц закупаемых вооружений, боевого состава Вооруженных сил, состояния имеющегося парка и т. д. , чтобы депутаты могли оценить, насколько эффективно военное ведомство расходует бюджетные средства. Источник в Минобороны также надеется, что если депутаты узнают реальные объемы закупок оружия (ноль самолетов, ноль танков и т. д. ) , то убедить их в повышении военных расходов будет проще.



Ведомости, 14 октября 2003 года
http://www.arbatov.ru/pub.shtml

Док. 276892
Перв. публик.: 14.10.03
Последн. ред.: 14.02.07
Число обращений: 659

  • Арбатов Алексей Георгиевич
  • Надеждин Борис Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``