В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
М.А. Мунтян, профессор: `Создавать новый технологический уклад` Назад
М.А. Мунтян, профессор: `Создавать новый технологический уклад`
Выступая на Давосском экономическом форуме в конце января 2007 года, руководитель российской делегации, первый заместитель председателя правительства Российской Федерации Д.А. Медведев заявил, что, "являясь членом "большой восьмерки" и оставаясь развивающейся экономикой, Россия находится в уникальной позиции: мы можем позволить себе не догонять кого бы то ни было, а создавать новый технологический уклад". Новый технологический уклад, который стал бы естественной основой для информационного общества, которым Россия способна обогатить cобственным опытом переход человечества в постиндустриальный этап его развития. В апреле 1998 года в предисловии к изданию на русском языке своей книги "Грядущее постиндустриальное общество" Д. Белл писал о постиндустриальных шансах России следующее: "Если бы она достигла внутренней стабильности и избежала разорительных этнических конфликтов и гражданских войн, она была бы готова вступить в постиндустриальный век раньше, чем любая другая страна".
К 2006 году Россия преодолела основные дестабилизирующие моменты внутреннего структурного кризиса и не допустила сколько-нибудь серьезных межнациональных столкновений. Страна приступила к реализации стратегии инновационного развития, показательными начинаниями которого стали приоритетные национальные проекты (ПНП) в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства и поддержки аграрного сектора экономики. По существу указанная стратегия нацелена на приобщение Российской Федерации к формам, методам и технологиям материального производства, нормам и ценностям социально-политической жизни информационного общества. И здесь нельзя не отметить с удовлетворением то, что руководство страны, разрабатывая и претворяя в жизнь российскую модель продвижения в будущее, согласовывает ее с объективными законами современного мирового развития.
    Дело в том, что пятый с момента начала промышленной революции технологический уклад, который характерен для большинства индустриально развитых стран, начал развиваться с середины 70-х годов ХХ века и базировался на электронике, вычислительной технике, телекоммуникациях, малоотходных и наукоемких производствах. Он носил в себе черты как индустриального, так и постиндустриального способов производства, то есть являлся по существу переходным. И только шестой технологический уклад, в центре которого окажутся наноэлектроника, генная инженерия, нетрадиционная энергетика, в зачаточном состоянии уже существующие и сейчас, станет полностью адекватным технологическому способу производства информационного общества. Д. Белл отмечал в этой связи: "Постиндустриальная или информационная эра наступает в результате длинной цепи технологических перемен. Не все страны - а к настоящему времени лишь немногие, - готовы к вступлению в нее".
Несмотря на зачаточное состояние компонентов информационного способа производства, тем не менее, уже сейчас можно обозначить главные его черты:
- гуманизацию техники, заключающуюся не только в сведении к минимуму тяжелого физического и монотонного труда, но и в придании труду творческого характера;
- возрастание наукоемкости производства, доли в нем технологий, реализующих новейшие достижения научной мысли;
- миниатюризацию техники, позволяющей индивидуализировать и диверсифицировать труд вовлеченных в производство людей, переносить работу на дом и т.п.;
- экологизацию производства, предусматривающую использование малоотходных и безотходных технологий, жесткие природоохранные стандарты;
- сочетание локализации и глобализации производства, примером чего могут служить информационные сети, обслуживающие человека, где бы он ни находился, и одновременно делают его гражданином мира, ибо предоставляют к его услугам плоды творчества всего человечества.
Ядро информационно-технологического способа производства складывается из трех взаимосвязанных направлений развития и соответствующей смены поколений техники и технологий - микроэлектроники, биотехнологии и информатики. Первая открыла дорогу для применения компьютеров, иной микропроцессорной техники во всех сферах человеческой деятельности. Вторая заложила основы современной генной инженерии, которая может решить многие проблемные вопросы бытия человека и всего человечества. Третья связана со всесторонней информатизацией жизни людей во всем мире и представляет собой интеллектуально-гуманистическую перестройку всей жизнедеятельности человека и общества на основе все более полного использования информации. одновременно информатизация - это комплекс мер, направленных на использование достоверного, исчерпывающего и современного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности. В рейтинге слагаемых информатизации на первый план выходит компьютеризация.
Задача информатизации нашей страны была впервые сформулирована еще в 1989 году, через несколько лет родив концепцию "информатизации России", которая исходила из нескольких идей:
- персональный компьютер, подключенный к глобальным информационным сетям, должен войти в каждый дом и в каждую семью;
- каждый член общества должен иметь возможность своевременно получать с помощью компьютера полную и достоверную информацию из любого государства или государственного органа, находясь при этом практически в любой точке глобального пространства;
- предоставлять возможность оперативной коммуникации как каждого члена общества с каждым другим, так и с государственными и общественными структурами независимо от местонахождения гражданина;
- обслуживать с помощью компьютера и информационных сетей новые формы деятельности и услуг, которые могут появиться в работе, творчестве, воспитании и образовании, здравоохранении и т.д.
Если исходить из данных на 24 марта 2006 года, то Интернетом в России пользовались 23,8 млн. человек (без учета детей до 18 лет), в основном моложе 35 лет, среди них две трети составляли люди с высшим или неполным высшим образованием. В России пользователи Интернета - люди обеспеченные, образованные и общественно активные (61% из них относили себя к среднему классу, 12% собственные доходы оценивали как высокие и выше среднего уровня). Показательно вместе с тем, что в российской интернет-аудитории только 9% пользователей обращались в сеть для получения информации по культурным или образовательным вопросам, еще !0% интересовались бизнесом, банками, финансами, аналитикой, экспертизами, законами, в то время как проблематике спорта отдавали предпочтение 9%. По числу пользователей Интернетом (на конец 2006 г. - примерно 26 млн.) Россия занимает 5 место, по соотношению числа пользователей Интернетом и всего населения страны - 9 место в мире. Можно констатировать, что состав интернет-аудитории и технические возможности сети и в России превращают Интернет в уникальную среду с совершенно новым уровнем свободы, скорости получения информации и плюрализма коммуникации.
Благодаря приоритетным национальным проектам, Россия делает настоящий скачок в использовании возможностей Интернета для ускоренного продвижения к информационному обществу. Реализация ПНП в сфере образования уже в 2007 году приведет к подключения к Интернету всех школьных учреждений страны (около 53 тысяч). Это не только расширит российскую интернет-аудиторию сразу не менее чем на еще 15 миллионов человек, но и обеспечит возможность глобальной коммуникации для жителей всех регионов России, выведет процесс инновации образования в стране на мировые стандарты, позволит расширить культурные горизонты россиян. Руководителю нацпроектов Д.А. Медведеву удалось подключить к делу интернетизации российских школ владельца "Майкрософта" Б. Гейтса. Самый богатый человек планеты высоко оценил решение государства вложить в модернизацию российского образования не менее 30 млрд. рублей в течение 3 лет, подчеркнув, что "самое важное в области государственной политики - это вложения в сферу образования", которое становится "основой основ" современного общества. Со своей стороны он обещал сделать так, чтобы программное обеспечение доступа к Интернету было доступно для школ России.
Д.А. Медведев и Б. Гейтс приняли участие в работе семинара по теме "Инновации и информационные технологии: глобальные вызовы, возможности и успехи развития", где Гейтс высказался за развитие в России широкополосного доступа к Интернету и обеспечение им всех учебных заведений, включая учреждения высшей школы. Он заинтересовался также планами использования возможностей компьютеров и Интернета в развитии системы здравоохранения и работе лечебных учреждений. Американский гость был также ознакомлен с разработанным и реализованным в Татарстане проектом "электронного правительства", позволяющего любому жителю этой республики с помощью компьютера и Интернета связываться и получать интересующую его информацию от любого государственного органа. Наличие "электронного правительства" для всех стран мира является одним из самых важных критериев при оценке их "продвинутости" в деле информатизации всех сторон жизни своих граждан, то есть оно является показателем степени освоения ими норм и ценностей жизни информационного общества. В этом направлении информатизации страны в России сделано еще очень мало.
Информатизация в целом - это практический феномен современной научно-технической революции, глубинная суть которого заключается в образовании органической связи науки с производством, в превращении производства в широкомасштабный инновационный процесс. Вместе с тем, это этап мирового развития, когда к высоким технологиям - higt-tech, направленным на изменение окружающей среды, прибавляются гуманитарные технологии - high-hume, включающие в себя инструменты, непосредственно связанные с изменением самого человека, его сознания. Информационные технологии, наконец, принесут на своих крыльях не только новые общественные отношения, но и новый облик человечества, когда оно, вооруженное коллективным интеллектом, приблизится вплотную к возможности управления мировыми процессами и проблемами, исходя из интересов всеобщего выживания и дальнейшего развития.
Строго говоря, в условиях современного мирового развития, информационное общество может складываться в двух альтернативных моделях. Во-первых, в монологическом варианте, связанном с претензией одной из мировых культур, в нашем случае - западной, выступить в роли всемирного эталона, вытесняющего все остальные. Во-вторых, в диалогическом варианте, означающем, что будущий облик мира и его общественные структуры сформируют все великие мировые цивилизации на основе партнерского обмена и консенсуса по поводу базовых ценностей, необходимых всему человечеству. Однако тот новый мир, в который втягивается современное человечество, слишком сложен и противоречив, чтобы мог быть объяснен и описан на языке какой-либо одной культуры, тем более покорен ею. Выступая на Санкт-Петербургском форуме по экономическому сотрудничеству, Д.А. Медведев с полным основанием заявил, что "ошибочно понимают глобализацию те, кто считает, что она означает полную унификацию всех моделей развития на основе какой-то одной, пусть даже самой прогрессивной доминирующей модели"

М.А. МУНТЯН, профессор
2007-02-14

viperson.ru

Док. 276818
Перв. публик.: 14.02.07
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 2387

  • Мунтян Михаил Алексеевич
  • СТЕНОГРАММА выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на Всемирном экономическом форуме. Отклики и комментарии

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``