В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Л. Иноземцев. Денежная эмиссия нарастает. Но решит ли она все проблемы? Назад
В.Л. Иноземцев. Денежная эмиссия нарастает. Но решит ли она все проблемы?
АНАЛИЗ

В условиях хозяйственной реформы денежное обращение становится одной из важнейших сфер экономики, и его регулирование является фундаментальным принципом любой монетаристской политики. От возможностей правительства стабилизировать денежный рынок в значительной степени зависят перспективы преодоления того кризиса, в котором находится сегодня страна. Руководство России неоднократно отмечало, что одной из главных своих задач оно считает "сжатие" наличной и кредитной масс, в результате чего возрастет спрос на деньги и появятся стимулы конкурентной борьбы. Подобная стратегия представляется достаточно здравой, однако ее исполнение оставляет желать лучшего.

Стремясь объективно оценивать действия правительства, отметим, что они в значительной мере определяются тем положением в экономике, которое сложилось к концу 1991 года, однако существуют и моменты, непосредственно обусловленные политикой реформ.

К середине прошлого года сбережения населения были частично изъяты в результате апрельского повышения цен, а потребительский рынок еще не был окончательно разбалансирован. В подобных условиях союзное правительство предпочло довольно жесткую политику как в области кредитования коммерческих структур, так и в сфере эмиссии наличных денег. Нужно отметить, что в советской экономике в условиях разделенности денежного оборота на наличный и безналичный именно масса наличности, предъявляемой на потребительском рынке, являлась основным генератором роста цен. Значительное их повышение стало наблюдаться вскоре после того, как в 1988-1989 годах были приоткрыты пути перевода безналичных средств в наличную форму. Понимая важность денежного регулирования, кабинет Павлова в первой половине 1991 года эмитировал на территории России не более 30 млрд. руб., что увеличило денежную массу приблизительно на одну треть при росте цен на рынке потребительских товаров не менее чем в три раза. Этим был сделан первый шаг к превращению наличности в объект повышенного спроса.

Однако после августовских событий произошло резкое нарастание эмиссии. Тому были две основные причины: во-первых, российское руководство ускоряло финансирование своих популистских социальных программ, и, во-вторых, Центральный банк России, "поощрявший" коммерческие структуры (в течение 1991 года банк выдал коммерческим банкам кредитов в 4 раза больше разрешенного лимита, причем средства предоставлялись под 2 - 9% годовых), провоцировал своей деятельностью нарастание кредитной массы. Необходимость выдерживать пропорции наличного и безналичного оборота, а также стремительное обналичивание денег коммерческими структурами вызвали рост эмиссии. За вторую половину 1991 года на территории России было выпущено в обращение в два раза больше денег, чем за первую, при этом в декабре, когда союзное правительство сходило со сцены, было осуществлено 23% годовой эмиссии.

Объявление жесткой финансовой политики должно было вызвать снижение темпов эмиссионного процесса. Его сдерживание, на наш взгляд, обусловило бы невозможность удерживания цен на январском уровне. Свертывание эмиссии вызвало бы падение спроса на потребительские товары, а ужесточение кредитной политики в условиях кризиса сбыта заставило бы предприятия переориентировать производство на выпуск потребительских товаров или же объявить себя банкротами. Последнее позволило бы приступить к перестройке российской экономики.

Вместо этого правительство, искусственно установив январские цены на уровне, удовлетворяющем производителей-монополистов, вынуждено было увеличивать количество наличных денег, догоняя кредитную массу, раздуваемую Центральным банком. Между тем большинство клиентов последнего являются законченными банкротами: из общей суммы кредитных вложений в народное хозяйство в 590 млрд. руб. просроченные платежи составили к началу апреля 532 млрд. руб., или более 90%. Финансирование заведомо неплатежеспособных предприятий, однако, потребовало в первом квартале этого года дополнительной кредитной эмиссии в 260 млрд. руб. Деньги делаются из воздуха в силу страха правительства, перед социальным взрывом, могущим сопроводить переход к новой структуре экономики, что неизбежно вызовет рост безработицы. Вслед за предоставлением новых кредитов растет и эмиссия, достигающая невиданных размеров. Даже согласно официальным данным, в январе на территории России было эмитировано 16,9 млрд. руб., в феврале - 23,6 млрд. руб., а за первые 25 дней марта - 33, 8 млрд. руб. Если февральская эмиссия на 40% превзошла январскую, то в марте темп прироста денежных средств увеличился на 50%. Увеличилась роль эмиссии в обеспечении выплат населению. Если в январе за счет свеженапечатанных денег было осуществлено от 14 до 15% таких выплат, то в феврале данный показатель достиг 28%, а в марте, по экспертным оценкам, поднялся до 33%. Общий объем выпущенных в обращение денег составил за первые три месяца текущего года не менее 80 млрд. руб., что больше, чем прирост денежной массы с 1961 по 1989 год включительно. Если процесс и далее пойдет с такой же скоростью, то к середине мая общее количество денег в обращении вдвое превзойдет уровень на 1 января 1992 года.

Подобная политика не может быть названа следствием монетаристского курса и показывает неспособность правительства решиться на жесткие меры по повышению эффективности экономики, неизбежно требующие ее структурной перестройки. В относительно благополучных странах, исповедующих монетаризм, мы видим совершенно иную политику в области денежного обращения. Например, ежегодная наличная эмиссия в США, чья валюта представляет собой мировое платежное средство, не превосходит 6 - 7% по отношению к уже обращающейся денежной массе, что в пересчете на душу населения составляет около 5% в год. Более того, насыщенность каналов обращения наличностью оказывается более низкой, чем в России. В 1988 году количество обращающихся денег в пересчете на одного жителя составило в США 956 долл., тогда как в России сегодня она находится на уровне не менее 1700 руб. Среднемесячная же заработная плата в промышленности Соединенных Штатов равнялась 1960 долл., а в России ныне она не поднимается выше 1100 руб. В результате отношение приходящегося на одного человека количества обращающихся денег к средней заработной плате в промышленности равняется в США 48%, тогда как в России - 154%. Это еще раз подтверждает, что правительству Российской Федерации следует сосредоточить основное внимание не на печатании денег, а на ускорении их оборачиваемости, что требует переориентации хозяйства на удовлетворение нужд потребительского сектора.

Если же продолжать нынешний курс, то правительству скорее всего так и не удастся достичь разумного соотношения между денежной и кредитной массами. Рост эмиссии, который аргументируется нехваткой наличности для нормального обращения товаров, подстегивается требованиями населения, направленными на рост заработной платы (одно повышение выплат горнякам потребовало в первом квартале 22 млрд. руб.), а также замедлением скорости оборота, причем не только в связи со сбережениями населения, но и неэффективностью государственных структур (средний срок пересчета сдаваемой в банки выручки составляет до 10 дней против 1 дня в октябре прошлого года). Рост же количества наличности стимулирует повышение спроса на потребительские товары и рост цен на них. Последнее вызывает активизацию требований повышения заработной платы, что требует новой эмиссии. Круг замыкается. Единственной перспективой является гиперинфляция.

Однако сегодня остается неясным то, почему правительство, заявляющее о приверженности политике, которая предполагает дефицит денег, делает все возможное, чтобы устранить положение, когда желанный дефицит уже имеется налицо. На наш взгляд, в современных условиях следует резко ограничить наличную эмиссию, с тем чтобы вызвать устойчивый кризис сбыта на потребительском рынке, который заставит производителей снижать цены. Последнее реально, так как именно производство потребительских благ менее монополизировано, чем производство средств производства. Одновременно следует запретить обналичивание средств, выдаваемых в виде кредитов предприятиям, иначе говоря, жестко изолировать наличный оборот от безналичного. Результатом этого явится рост стоимости наличного рубля по отношению к безналичному. Возникнет подобие того типа денежного обращения, которое существовало в 20-е годы при параллельном хождении червонца и совзнака. Выручка производителей готовой продукции будет учитываться в банковских учреждениях исходя из текущего курса наличного и безналичного рубля. В результате в выигрыше окажутся предприятия легкой и пищевой промышленности, ориентированные на спрос населения. Значительная же часть предприятий ВПК и подобных ему отраслей, для которых реализация продукции приносит лишь безналичные перечисления, станет проигрывать в той мере, в какой курс наличного рубля будет расти. Хотя подобные организации и смогут приобретать в банках наличные рубли по текущему курсу, их возможности начнут сокращаться, что потребует переориентации производства. Рост кредитной массы, инициируемый Центральным банком, будет приводить лишь к дальнейшему снижению стоимости безналичного рубля. Через определенное время, когда хозяйственная структура претерпит определенные изменения (ориентировочно такой срок может составить 5 - 7 лет), возникнет возможность проведения денежной реформы с введением достаточно устойчивой денежной единицы, обеспеченной насыщенным рынком потребительских благ.

Нынешний же курс правительства объективно приводит к падению значения рубля как средства платежа, к долларизации экономики и становлению экспортной направленности многих отраслей народного хозяйства. Влезание в долги у Международного валютного фонда и других финансовых организаций Запада, привязывание российской валюты к доллару также не является идеальным исходом. Стабилизация денежного обращения в пределах России должна стать внутренним делом нашего государства, и его решение должно предшествовать вхождению в мировое экономическое сообщество, если только мы хотим вступить в него в качестве равноправного члена.



5 мая 1992 г.
Независимая газета. С. 4
http://www.postindustrial.net/content1/show_content.php?table=newspapers&lang=russian&id=34

Док. 276787
Перв. публик.: 05.05.92
Последн. ред.: 14.02.07
Число обращений: 487

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``