В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В.Л. Иноземцев. Есть ли выход из тупика? Назад
В.Л. Иноземцев. Есть ли выход из тупика?
Сегодня следует отказаться от перенесения на российскую почву
любых концепций, использовавшихся в условиях
вполне развитой рыночной экономики


Прошло полгода с тех пор, как кабинет Ельцина принял на себя ответственность за ход радикальной экономической реформы. За этот срок не удалось достичь ни одной из объявленных им задач экономической стабилизации. Главной ошибкой нынешнего правительства было некритическое принятие старого тезиса экономистов - "рыночников", согласно которому сложившиеся в советской экономике уровни цен являлись алогичным и поддерживались искусственно. Исходя из таких представлений, широко распространившихся еще в первые годы перестройки, реформаторы предположили, что либерализация довольно быстро приблизит структуру цен к мировой и позволит осуществить коренные сдвиги в народном хозяйстве.

Однако январское повышение цен, произведенное к тому же административными методами, напоминавшими реальную либерализацию лишь весьма отдаленно, не привело к подобным результатам. Если несколько лет назад литр бензина стоил около 30 копеек, что, как утверждают нынешние лидеры, было непозволительной роскошью, то и сегодня, когда его цена после второго витка либерализации уходит за 10 рублей, пропорции многолетней давности оказываются сохраненными: литр бензина вновь стоит столько же, сколько литр молока, приблизительно в десять раз дешевле килограмма мяса и в двадцать пять-тридцать тысяч дешевле нового автомобиля.

Так стоило ли вызывать невиданные экономические потрясения, выбрасывать тысячи людей за черту бедности только ради того, чтобы изменить, по сути дела, лишь масштаб цен? Возникает впечатление, что правительство искусственно вызвало гиперинфляцию, по-прежнему не предпринимая шагов по совершенствованию структуры народного хозяйства. Между тем, именно соотношение отраслей внутри единого народнохозяйственного комплекса определяет структуру цен, и иррациональные цены советского периода были порождены столь же иррациональным строением экономики.

Следующим просчетом команды Ельцина стало игнорирование высокой степени монополизации российской экономики. В советской экономике основная волна повышения цен поднялась со стороны монополистов: если сразу после 2 января оптовые цены в мясомолочной промышленности выросли в среднем в 5 с небольшим раз, то производители машин для сельского хозяйства подняли свои тарифы в 10-15 раз. Заработная плата, как известно, увеличилась в первый месяц реформы в лучшем случае на 80 процентов. Возникло естественное затоваривание. Спрос на потребительские товары упал в натуральном выражении более чем в три раза. Следующим шагом стал отказ предприятий от оплаты поставок ввиду невозможности реализовать собственную продукцию. Объем взаимных неплатежей вырос в несколько сот раз, превысив сумму в два триллиона рублей. Единственным выходом стало наращивание кредитной эмиссии, ибо кредитование позволяло предприятиям приобрести необходимое им сырье и комплектующие, а их смежникам - купить произведенные ими товары.

И, наконец, правительство, взявшее курс на монетаристские методы регулирования, показало, что оно не способно действовать в рамках избранной им концепции. Ведь основой основ монетарной политики является отказ государства от прямого вмешательства в хозяйственную жизнь, переориентация на регулирование экономики посредством воздействия на денежные потоки и объем денежной массы, находящейся в обращении. В США, например, после принятия подобной концепции были сокращены местные и федеральные налоги, а через бюджет стало перераспределяться не более 18-19 процентов валового национального продукта. Российские же "монетаристы" в марте предложили Верховному Совету принять бюджет на второй квартал, где объем перераспределяемых средств достигал двух третей ВНП!

На наш взгляд, сегодня следует отказаться от перенесения на российскую почву любых концепций, использовавшихся в условиях вполне развитой рыночной экономики.

В первую очередь, реформа должна быть переориентирована на нужды населения. Средством этого может стать ускоренное развитие потребительского сектора экономики. Безусловно, тяжелую индустрию следует сохранять и поддерживать, но этого не следует достигать "любой ценой". Поэтому первоочередное внимание необходимо уделить сокращению тяжелой промышленности до разумных масштабов и расширению производства потребительских товаров. Высвобождающиеся сырьевые ресурсы целесообразно направить как на нужды перепрофилируемых предприятий, так и на экспорт с целью закупки оборудования и технологий для легкой и пищевой промышленности, агропромышленного комплекса.

Необходимо принять пакет законов, освобождающих от налогов предприятия, переходящие на выпуск товаров народного потребления, а также вводящих льготное налогообложение сельскохозяйственного производства. Только после того, как будет взята четкая ориентация на насыщение рынка, принят закон о банкротстве и начнется структурная перестройка экономики, хозяйственные преобразования смогут обрести новый динамизм.

Кредитование предприятий под выдачу заработной платы должно быть прекращено полностью. Предприятия, снимаемые с бюджетного финансирования и находящиеся в тяжелом финансовом положении, целесообразно приватизировать за символическую плату на основе конкурса проектов их последующего использования (ибо только при относительной дешевизне приватизации их новые владельцы сохранят возможность инвестирования в производство). Относительное насыщение рынка позволит начать второй этап реформы, продолжающий отсев (на рыночных основаниях) неэффективных предприятий тяжелой промышленности. Основной мерой в данном случае может быть эмиссия твердой валюты по образцу червонца 20-х годов, обеспеченной операциями на потребительском рынке. Такая мера, с одной стороны, закрепит ориентацию производителей на создание конечного продукта и, с другой, позволит противопоставить доллару, ныне имеющему хождение на российском рынке, собственную твердую валюту, могущую противостоять неизбежной экспортной направленности, которую приобретает любая экономика, ориентирующаяся на иностранную денежную единицу. Конвертируемость новых денег станет завершением второго этапа реформы, который займет несколько лет, но позволит сохранить экономическую независимость России.

Следующим этапом, который ознаменует начало функционирования экономики в нормальном режиме, станет приведение российской экономики в относительное соответствие современным макроэкономическим пропорциям. На этом этапе можно будет широко использовать иностранные инвестиции и организовывать совместные предприятия вслед за структурой экономики будет приближаться к мировой и ценовая структура. Весь процесс потребует, видимо, 5-7 лет и результатом его стане вхождение России к началу XXI века в мировую экономику как среднеразвитой страны с современными хозяйственными пропорциями и гибкой рыночной инфраструктурой.

На протяжении переходного периода предпочтительнее всего использовать хорошо известные кейнсианские методы регулирования экономики, применявшиеся на Западе в 30-60-е годы. Экономический либерализм, распространившийся в Европе и США в последние десять-пятнадцать лет, вполне пригоден только для высокоразвитых хозяйственных систем, перешагивающих индустриальную стадию развития. Поэтому вряд ли необходимо сегодня, как мы это уже неудачно делали раньше, перепрыгивать объективные этапы развития. Лишь постепенное реформирование экономики с учетом реальных особенностей современного хозяйственного положения России, происходящих в обществе процессов позволит достичь выхода из того тяжелого кризиса, в котором мы все находимся.


Российское время. No 1. Июль 1992 года.С. 3
http://www.postindustrial.net/content1/show_content.php?table=newspapers&lang=russian&id=47

Док. 276775
Перв. публик.: 14.08.92
Последн. ред.: 14.02.07
Число обращений: 390

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``