В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Иноземцев В.Л. Как быть с ваучерами? Назад
Иноземцев В.Л. Как быть с ваучерами?
В последнее время одной из наиболее актуальных тем выступлений как творцов экономической политики, так и отечественных бизнесменов, стала проблема проведения массовой приватизации. В соответствии с законодательными актами Российской Федерации этот процесс основывается на эмиссии приватизационных чеков, сумма которых должна составить значительную часть стоимости основных фондов, которые и окажутся объектом выкупа. Что должны иметь в виду предприниматели и те, кто собирается ими стать?

Во-первых, обмен ваучеров на акции предприятий является лишь движением фиктивных титулов собственности. Во многих западных странах государство в случае денационализации шло на безвозмездную передачу отдельных производств конкретным собственникам, имевшим возможность инвестировать в то или иное предприятие дополнительные средства. Между тем совершенно ясно, что за ваучерами не стоит свободных денег, в силу чего реальных инвестиций ожидать не приходится. Во-вторых, ваучеры окажутся крайне рассредоточены, и контрольный пакет акций либо останется за трудовым коллективом, имеющим право приобрести 35 процентов акций на льготных условиях, либо на первом этапе вообще не будет сформирован. В любом случае директорат сохранит контроль над предприятием на продолжительный срок, и приватизация окажется чисто формальной. В-третьих, хождение ваучеров, если только оно не будет ничем ограничено, вызовет увеличение денежной (точнее, квазиденежной) массы, что приведет к инфляционному росту цен. И, наконец, в-четвертых, промышленники, желающие сохранить производства под своим контролем, смогут в силу существующего в экономике монополизма инициировать инфляцию издержек ради обесценения ваучеров.

Что же касается участия в приватизации предпринимательских структур, то его перспективы представляются весьма туманными. Известно, например, что аккумуляцией чеков будут заняты инвестиционные фонды, имеющие право приобретать их с целью размещения в акции предприятий. Однако ясно, что сами акции могут быть куплены фондом тогда, когда последний уже получил ваучеры; следовательно, платой гражданам за их приватизационные чеки окажутся ценные бумаги самих инвестиционных фондов. Эмиссия же таковых фактически не ограничена. Поэтому, как полагают независимые эксперты, государство попытается максимально контролировать процесс образования инвестиционных фондов, препятствуя коммерческим структурам активно участвовать в приватизации.

Другим обстоятельством, которое, безусловно, вызовет резкую реакцию со стороны государства, окажется скупка ваучеров за наличные деньги, которая может быть предпринята в первую очередь коммерческими банками или их объединениями. Оставленные фактически без альтернативы граждане скорее всего предпочтут определенную сумму наличности сомнительным дивидендам и станут избавляться от чеков, несмотря на достаточно низкую их цену. Подобная практика, однако, должна будет жестко пресекаться государством как наносящая явный ущерб его интересам.

Сохраняется также и вопрос о том, имеет ли вообще смысл скупать приватизационные чеки. Несмотря на существование различных оценок можно предположить, что стоимость одного ваучера не превысит 8 тыс. руб., т.е. сумма обеспечивающего их имущества достигнет 1-1,2 трлн. руб., причем в ценах начала 1993 года. Это составляет около 10 процентов ВНП 1992 года, выраженного в тех же ценах. Естественно, что данная мера недостаточна для широкой приватизации, и уже сейчас известны планы правительства провести "ваучеризацию" в несколько этапов, причем на каждом из них приватизационные чеки эмитируются под основные фонды определенных предприятий. В таком случае объектом приватизации скорее всего окажутся производства, не представляющие особого инвестиционного интереса. Между тем, если коммерческая структура вознамерилась приватизировать подобное предприятие, она должна затратить значительные средства на покупку ваучеров, и лишь затем приобрести его акции. Но если в обычной схеме акционирования вырученные деньги идут на развитие производства, то здесь они достаются населению, продавшему ваучеры; инвестор же остается со своими резко уменьшившимися возможностями наедине с неконкурентоспособным предприятием, треть акций которого сохраняет администрация.

На наш взгляд, сведения, просочившиеся к середине августа из близких к правительству и Госкомимуществу кругов, свидетельствуют о том, что руководство России избрало популистский, но весьма не эффективный способ ваучерной приватизации. Предприниматели, надеявшиеся посредством организации работы инвестиционных фондов принять активное участие в процессе разгосударствления, вскоре осознают беспочвенность подобных иллюзий. Единственным слоем, который сможет невиданно обогатиться в подобной ситуации, останутся государственные чиновники, получающие значительные возможности совершения разного рода нарушений при оформлении и распределении приватизационных чеков. Они-то и сорвут куш с задуманного государством и проводимого в лучших государственнических традициях мероприятия.


Passport to the Business World. 27 августа 1992 года. С. 2
http://www.postindustrial.net/content1/show_content.php?table=newspapers&lang=russian&id=56

Док. 276766
Перв. публик.: 27.08.92
Последн. ред.: 14.02.07
Число обращений: 359

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``