В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владислав Иноземцев. ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ НОВОГО ВЕКА Назад
Владислав Иноземцев. ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ НОВОГО ВЕКА
Попытки политиков регулировать мирохозяйственные пропорции опаснее военных игрищ


Администрация Буша приняла решение об отмене большей части введенных Соединенными Штатами в марте прошлого года пошлин на сталь, импортируемую из стран Европы, Азии и Латинской Америки, сообщила вчера "Вашингтон пост". Этот шаг, о котором может быть официально объявлено на этой неделе, призван предотвратить торговую войну с Евросоюзом и Японией, которые пообещали ввести ответные ограничительные санкции в отношении американских товаров.

Принятое после долгих, мучительных дебатов внутри администрации Буша решение по стали - наглядный пример того, как неопределенность современной международной обстановки (в том числе иракский фактор) отражается на подходах политиков к хозяйственным проблемам.

Во второй половине 2003 года мировая экономика только начала выходить из фазы застоя. В большинстве развитых стран динамика "выздоровления" оставляет желать лучшего. США наращивают заимствования и снижают курс доллара, надеясь оживить экспорт. Европа страдает от рекордно высокого курса евро и увеличения объемов импорта. Экономический рост в Японии пока фиксируется лишь на бумаге. В этих условиях правительства США, стран ЕС и Японии больше озабочены собственными конкретными проблемами, чем соблюдением абстрактных принципов чистоты конкуренции и свободы торговли.

Наибольшую нервозность демонстрирует американская администрация. Только за последние полтора года США были 19 раз уличены ВТО в незаконных торговых ограничениях. Они касались поставок хлопка из Бразилии, цемента из Мексики (входящей, между прочим, в НАФТА), металлопроката из Кореи, Бразилии, Швейцарии и т.д. Громкий резонанс получили известные дела DS262 и DS290 от 30 июня 2002 года и 27 января 2003 года, когда в ВТО обратились с жалобами соответственно Германия/Франция и Мексика, чей импорт стали подпал под американские ограничительные меры. Однако все эти "мелкие ссоры", возникающие в связи с разногласиями по торговле товарами, годовой оборот которых составляет 3-5 млрд. долл., меркнут на фоне новой проблемы, превосходящей по остроте все, что до сих пор знала история мировой торговли.

Как известно, главными центрами международной торговли являются США, ЕС и Япония. Стоимость их совокупного экспорта (помимо внутриевропейской торговли) составила в 2002 году 3,1 трлн. долл. Производственные издержки в этих трех хозяйственных системах примерно одинаковы: в частности, средняя заработная плата в американской промышленности составляет 18 долл./час, в Европе - 21 долл./час, в Японии - около 17 долл./час. Развивающиеся страны (включая Россию) поставляют на мировой рынок товаров и услуг на 1,1-1,3 трлн. долл. В подобных условиях международные торговые соглашения с грехом пополам обеспечивали сложившийся баланс интересов.

Однако в последние годы на мировой рынок вышла новая сверхдержава - Китай. Сегодня КНР остается еще относительно бедной страной, и ее доля в общем объеме мирового экспорта почти в 1,6 раза меньше (в сопоставимых ценах), чем доля Японии во второй половине 80-х годов. Однако китайское присутствие способно нарушить (и уже нарушает) сложившийся баланс.

В декабре 2001 года КНР в силу преимущественно политических соображений была принята в ВТО. В результате китайский экспорт вырос с 267 до 495 млрд. долл. только за 2001-2003 гг. В китайскую экономику хлынули инвестиции из соседних стран (американские и европейские компании обеспечивают ныне лишь 17,3% всех иностранных капиталовложений в КНР). По совокупному объему накопленных иностранных инвестиций (881 млрд. долл. по состоянию на начало 2003 года) Китай уступает теперь только Соединенным Штатам. При нынешнем уровне оплаты труда в китайской промышленности, численности безработных примерно в 200 млн. человек и планах правительства переселить в города из сельской местности не менее 300 млн. человек к 2025 году у китайских производителей еще добрый десяток лет не будет острой необходимости повышать издержки на наем персонала. При этом правительство поддерживает курс юаня на неизменном с 1998 года уровне в 8,28 юаня за 1 долл., что повышает конкурентоспособность китайских товаров в условиях ускоряющегося снижения курса американской валюты.

Проблема современного Китая серьезно отличается от проблемы Японии конца 80-х годов. В то время уровень жизни в Стране восходящего солнца был в 7 раз выше, чем в сегодняшней Поднебесной. Япония выступала не только экспортером, но и инвестором; китайские же инвестиции за рубежом (не считая собственности хуацяо) в 60 раз уступают иностранным вложениям в китайскую экономику. И если перспективы Японии поставить на мировые рынки больше товаров, чем могли экспортировать США или ЕС, были нереальными, при сохранении нынешней динамики развития Китай может уже в 2006 году довести объем своего экспорта до более чем 1 трлн. долл.

Китай поставляет в США, ЕС и другие страны продукцию в основном трудоемких отраслей (сегодня он производит 70% всей выпускающейся в мире фотокопировальной техники, 50% компьютеров, 50% обуви, 34% бытовой электроники и т.д.), а закупает технологии и предметы роскоши. Такая структура торговли превращает Китай в одну из самых серьезных угроз занятости в США и ЕС. Не случайно в минувшую пятницу, всего лишь через день после обнародования сведений о том, что торговля с Китаем обеспечила в III квартале треть (!) всего отрицательного сальдо внешней торговли США, "Нью-Йорк таймс" опубликовала альтернативные данные об американской безработице, определяющие ее реальный уровень в 7,8% (в отличие от 6%, приводимых в официальной отчетности). Таким образом, новый Китай становится опасным для экономического благополучия и хозяйственной стабильности западного мира, прежде всего Соединенных Штатов, и помешать признанию этого факта не сможет никакая политкорректность. Собственно говоря, ограничения, введенные недавно администрацией США на импорт китайского текстиля и телевизоров, как раз и являются тому косвенным свидетельством.

Но поскольку экономические закономерности ограничивают свободу маневра, попытки политиков регулировать мирохозяйственные пропорции могут оказаться даже более опасными, чем инициируемые ими военные игрища.



Независимая газета, 2 декабря 2003, No260 (3092)
http://www.postindustrial.net/content1/show_content.php?table=newspapers&lang=russian&id=91

Док. 276700
Перв. публик.: 02.12.04
Последн. ред.: 13.02.07
Число обращений: 427

  • Иноземцев Владислав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``