В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Время маленьких штрафов закончено`. Интервью с Игорем Артемьевым, РБК dаily Назад
`Время маленьких штрафов закончено`. Интервью с Игорем Артемьевым, РБК dаily
"Время маленьких штрафов закончено" - обещает руководитель ФАС Игорь Артемьев.
Период адаптации крупного бизнеса к новым правилам игры на рынке после вступления в силу нового закона "О защите конкуренции" подходит к концу. Уже к середине года российская антимонопольная служба обещает пользоваться своими полномочиями более жестко и последовательно. О том, каким будет наказание для крупных игроков рынка, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о том, каких нововведений стоит ожидать в этом году, в интервью корреспонденту РБК daily МАРИНЕ СЕЛИНОЙ рассказал глава Федеральной антимонопольной службы ИГОРЬ АРТЕМЬЕВ.

- Игорь Юрьевич, несколько месяцев назад вступил в силу новый закон "О защите конкуренции". Есть ли уже конкретные результаты его действия?

- Об этом рано говорить. Например, наболевшая проблема монополизма на топливном рынке пока по-прежнему актуальна. Но у ФАС теперь появился рычаг воздействия на нарушителей. Это понятие о "коллективном доминировании" в законодательстве. Вообще в первые месяцы после вступления в силу нового закона ФАС прежде всего делала упор на то, чтобы разъяснить деловому сообществу, насколько сильно новое законодатель&-ство отличается от старого. Если бы ФАС сразу же инициировала крупные процессы, это было бы не совсем корректно. Необходимо, чтобы рынок понял, к каким последствиям могут привести монопольные действия. Кроме того, мы ожидаем принятия Госдумой законопроекта о введении крупных оборотных штрафов. Думаю, что к жесткой и последовательной практике применения 135-го Федерального закона "О защите конкуренции" мы придем к середине этого года.

- ФАС заявляла, что размеры антимонопольных оборотных штрафов, которые сейчас рассматривает Госдума, будут увеличены еще и достигнут европейского уровня. Это на самом деле так?

- Мы решили, что не стоит сейчас увеличивать те размеры штрафов, которые были одобрены правительством. Напомню, в Европе штрафы за антимонопольные нарушения сейчас достигают 10% от оборота компании. В России максимальный штраф за картельный сговор будет составлять до 4% от оборота компании за прошлый год, за злоупотребление доминирующим положением - до 2%. Мы постараемся, чтобы применение даже такого наказания было достаточно мягким и адаптивным для рынка. Но в любом случае время маленьких штрафов закончено. Но есть и приятная новость для бизнеса. Сейчас при нарушении антимонопольного законодательства суды применяют норму о взыскании так называемого незаконно полученного дохода, который может исчисляться десятками миллионов долларов. Как только оборотные штрафы будут приняты, мы планируем отказаться от этого, изъяв соответствующую статью из No135-ФЗ. Не должно быть двух наказаний за одно и то же правонарушение. Кроме того, это уменьшит коррупцию внутри системы нашей федеральной антимонопольной службы. Незаконно полученный доход, поскольку его сложно рассчитать, теоретически позволяет чиновникам упражняться в толкованиях этих сумм.

- На какой стадии находится работа по введению уголовной ответственности за монопольные действия, о которой вы заявляли осенью?

- В Уголовном кодексе сейчас есть статья за монопольные действия, но на практике она не работает. Для этого нужно изменить ряд формулировок в УК. ФАС вместе с МВД и МЭРТ уже подготовили необходимые поправки. Они внесены в правительство и предположительно будут рассмотрены во втором квартале года.

- Какие наказания ждут нарушителей антимонопольного законодательства?

- Преступлениями в антимонопольной сфере считаются картельные сговоры и злоупотребления доминирующим положением. Мы планируем, что органы прокуратуры по нашему представлению или по собственной инициативе будут возбуждать дела против физических лиц, менеджеров компаний. Особенно это касается рецидивных случаев, когда речь идет о злонамеренном нанесении ущерба конкурентам в целях необоснованного обогащения. Я не исключаю, что в подобных ситуациях, если так решит правительство, должны применяться сроки лишения свободы до нескольких лет. Например, в США за участие в картели дают до десяти лет лишения свободы, в Европе - до 5-7 лет. К сожалению, капиталистическая система уязвима именно в отношении сговоров, когда менеджеры крупных компаний, договорившись друг с другом, могут перераспределить доходы от населения в свою пользу, например, увеличив цены на электроэнергию в разы. Однако лично я не сторонник жестких уголовных наказаний за экономические преступления. Достаточно было бы того, чтобы менеджеры, нарушающие антимонопольное законодательство, отправлялись в тюрьму на сроки до трех месяцев.

- Не опасается ли ФАС "утонуть" в судебных процессах?

- Нет, потому что по новому законодательству ФАС прекращает контролировать 90% бизнеса. Под нашим наблюдением остаются только крупные компании. Благодаря этому расследования дел станут более глубокими и всесторонними. У ФАС появляется больше возможностей не дать монополистам направлять рогатки на малый и средний бизнес


16.01.2007
http://www.nccg.ru/site.xp/051048056052124.html

Док. 276563
Перв. публик.: 16.01.07
Последн. ред.: 13.02.07
Число обращений: 559

  • Артемьев Игорь Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``