В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Григорий Балыхин: `Приоритетный национальный проект `Образование`: итоги первого года реализации` Назад
Григорий Балыхин: `Приоритетный национальный проект `Образование`: итоги первого года реализации`
2006 год стал первым годом реализации приоритетного национального проекта "Образование". Федеральное агентство по образованию приняло в реализации ПНПО самое активное участие, руководствуясь в своей деятельности указами президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства образования и науки Российской Федерации, а также утвержденным Минобрнауки России соответствующим Сетевым планом.

Проанализировав итоги работы в 2006 году, мы можем отметить очевидные успехи, выявить имевшие место проблемы и наметить пути их дальнейшего решения.

Для начала необходимо сказать несколько слов о ключевых точках осуществляемой деятельности. Федеральное агентство по образованию в соответствии с установленным правительством Российской Федерации порядком выполняло роль организатора работ практически по всем основным направлениям ПНПО. С целью оперативного решения поставленных задач в Рособразовании был создан штаб по реализации приоритетного национального проекта "Образование", который активно работал с региональными и муниципальными органами исполнительной власти, с организациями-операторами и исполнителями конкретных проектов.

Основными этапами деятельности Рособразования являлись заключение соглашений со всеми субъектами Российской Федерации о предоставлении их бюджетам финансовой помощи в виде государственных субсидий, подготовка необходимой конкурсной документации по всем направлениям реализации ПНПО, проведение конкурсных процедур, в том числе экспертиза заявок, заключение контрактов с поставщиками оборудования, контроль за своевременностью и полнотой выполнения поставок, за ходом передачи в собственность муниципалитетов и образовательных учреждений объектов материально-технической базы и другие.

Во всех субъектах Российской Федерации была сформирована региональная нормативная правовая база, регламентирующая процедуры проведения ряда конкурсов по реализации отдельных направлений ПНПО. Организаторами региональных конкурсов выступили органы управления образованием субъектов Российской Федерации и институты повышения квалификации работников образования.

Следует сказать, что финансирование всех проведенных мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование" осуществлялось строго в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" и заключенными в установленном порядке соглашениями и договорами.

Далее хотелось бы обратиться к анализу эффективности достижения первых результативных показателей по каждому из основных направлений ПНПО в 2006 году.

Одним из важнейших направлений ПНПО по праву можно назвать подпроект "Повышение уровня воспитательной работы в школах", показателем реализации которого является организованная с января 2006 года выплата ежемесячных вознаграждений за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 рублей учителям общеобразовательных учреждений. Основанием для реализации этого направления национального проекта стали постановления правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года No 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений" и от 30 декабря 2005 года No 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя".

Выплаты указанных вознаграждений производились ежемесячно с 1 января 2006 года, одновременно с заработной платой. Однако ход выполнения данной работы потребовал существенных дополнений и корректировок. Так, уже в марте прошедшего года по итогам ежемесячной отчетности, поступающей из субъектов Российской Федерации, стало ясно, что средств в объеме 7,7 млрд рублей, предусмотренных Федеральным бюджетом 2006 года на выплату вознаграждения за классное руководство в региональных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, достаточно лишь на осуществление этого процесса в течение 6 месяцев. В связи с этим Рособразование провело сбор информации о необходимых дополнительных объемах средств, а также их расчет и согласование с субъектами Российской Федерации.

Большой общественный резонанс вызвал также тот факт, что не все образовательные учреждения, реализующие программы общего образования, подпали под действие вышеуказанных постановлений правительства Российской Федерации. В связи с этим необходимо было в срочном порядке внести изменения в действующие постановления в части расширения перечня типов и видов образовательных учреждений, педагогическим работникам которых выплачивается вознаграждение за классное руководство, произвести точный расчет необходимых объемов дополнительных средств, а также перечислить деньги с учетом задолженности с 1 января.

В итоге дополнительная потребность в средствах для выполнения обязательств федерального центра составила 3 млрд 152 млн 433 тыс. рублей. Всего в 2006 году на эти цели Рособразование перечислило в субъекты Российской Федерации 11 млрд 679,9 млн рублей, что позволило выплачивать ежемесячное вознаграждение 805 тыс. 278 педагогическим работникам, а также 802,5 тыс. рублей в подведомственные Рособразованию федеральные общеобразовательные учреждения: совместную туркмено-российскую среднюю общеобразовательную школу им.А.С.Пушкина, Ивановскую школу-интернат им.Е.Д.Стасовой, Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (г. Евпатория).

По направлению "Стимулирование образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы" в результате конкурсного отбора, проведенного Минобрнауки России и Рособразованием в марте-апреле 2006 года, победителями были объявлены 17 российских вузов, инновационные образовательные программы которых были признаны наиболее интересными и перспективными. Этим вузам, среди которых не только такие признанные лидеры отечественной высшей школы, как МГУ им.М.В.Ломоносова, СПбГУ, МВТУ им.Н.Э.Баумана, но и ведущие системообразующие и региональные вузы, например Московский физико-технический институт (государственный университет), Московский государственный институт электронной техники (технический университет), Дальневосточный, Томский, Нижегородский государственные университеты и другие не менее известные бренды, в течение двух лет будет предоставлена государственная поддержка из средств федерального бюджета, составляющая в общем объеме 10 млрд рублей.

Всего в 2006 году на эти цели из федерального бюджета было направлено 5 млрд рублей, а с учетом средств софинансирования - 6 млрд 644,6 млн рублей. В рамках реализации этого направления ПНПО вузами-победителями было проведено 615 конкурсов, заключено 1646 контрактов на оказание услуг. По итогам работы все указанные средства были освоены образовательными учреждениями своевременно и в полном объеме.

Хотелось бы особо отметить, что конкурсный механизм распределения бюджетных средств среди высших учебных заведений нашей страны, как, впрочем, любой конкурс, делает эту процедуру максимально прозрачной, объективной и непредвзятой, позволяющей выявить настоящих лидеров отечественной высшей школы, способных не только подтвердить академические успехи в области образовательной и научной деятельности, но и готовность к дальнейшему инновационному развитию, необходимому для повышения качества образовательного процесса, проведения современных научных исследований в наиболее перспективных областях российской экономики.

Несколько слов необходимо сказать о критериях конкурсного отбора. Они должны учитывать не только уже существующие общепризнанные достижения конкретного образовательного учреждения - разработанные программы и технологии, отвечающие требованиям современного образовательного процесса, имеющие важное практическое значение научные исследования, изобретения и патенты, - но и наличие у вуза качественной стратегической программы развития, элементов инновационной учебно-научно-промышленной инфраструктуры, интеграционных процессов научной и образовательной деятельности, опыта результативного участия в федеральных и региональных проектах, международных образовательных программах, обмена студенческо-преподавательскими составами, внедрения и реализации многоуровневых программ подготовки кадров, новых информационных технологий и многое другое.

Еще одним, весьма близким по своей сути и механизмам реализации, является следующее направление ПНПО - "Поддержка общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы". Так, в 2006 году каждая из трех тысяч российских школ - победителей конкурса инновационных проектов получила из федерального бюджета средства в виде субсидии в объеме 1 млн рублей.

По данным мониторинга, осуществляемого организацией-оператором - Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, общеобразовательными учреждениями до конца 2006 года было освоено 2 млрд 860 млн 866 тыс. рублей. При этом расходование указанных средств осуществлялось по следующим статьям: на модернизацию материально-технической учебной базы - 2 млрд 109 млн 726,02 тыс. рублей, на приобретение лабораторного оборудования - 400 млн 163,99 тыс. рублей, на приобретение программного и методического обеспечения - 268 млн 411,96 тыс. рублей, на повышение квалификации и переподготовку педагогических работников - 82 млн 564,64 тыс. рублей.

В ходе выполнения в 2006 году двух обозначенных выше направлений ПНПО, касающихся поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, была выявлена в ряде случаев проблема своевременного и полного расходования выделенных средств федерального бюджета. Одной из причин этого явились весьма сжатые сроки освоения денег образовательными учреждениями, поскольку данный процесс предполагает конкурсную процедуру их расходования, в связи с чем было принято решение о продлении на 3 месяца, до апреля текущего года, срока реализации лучшими школами неизрасходованных ими средств.

Помимо этого, Минобрнауки России изменены сроки начала выполнения данных проектов в 2007 году. Так, конкурс по отбору инновационных вузов должен закончиться в начале марта, а среди инновационных школ - к середине апреля, чтобы образовательные учреждения смогли спокойно уложиться в отведенные им временные рамки освоения выделенных средств федерального бюджета.

Два весьма значимых подпроекта ПНПО были направлены на адресную поддержку субъектов образовательной деятельности.

По направлению "Денежное поощрение лучших учителей" на конкурсной основе в регионах были выявлены 10 тысяч лучших учителей, достигших востребованного и признаваемого обществом высокого качества профессиональной деятельности, каждый из которых получил денежное поощрение в размере 100 тыс. рублей. В соответствии с этим Рособразование перечислило в субъекты Российской Федерации в виде субвенций средства федерального бюджета в объеме 1 млрд рублей.

Важно отметить, что в качестве критериев оценки деятельности лучших учителей учитывались демонстрация постоянной позитивной динамики учебных достижений учащихся, использование в процессе работы новых технологий, в том числе информационных, активное распространение собственного методического опыта и участие в различных конкурсах педагогического мастерства, высокая результативность работы в качестве классного руководителя и многие другие немаловажные аспекты.

По направлению "Поддержка талантливой молодежи" Указом президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года No 325 "О мерах по поддержке талантливой молодежи" учреждены ежегодные государственные премии для победителей международных, всероссийских, региональных олимпиад, творческих конкурсов и спортивных мероприятий. Начиная с 2006 года 5350 человек ежегодно будут удостаиваться премий в размере 60 и 30 тыс. рублей. На эти цели в прошедшем году Рособразованием из средств федерального бюджета была перечислена сумма 198 млн рублей.

Хотелось бы попутно отметить, что Рособразование является учредителем 180 всероссийских и международных мероприятий: предметных олимпиад школьников, обучающихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования; 48 комплексных мероприятий по развитию технического творчества и учебно-исследовательской работы, победители которых также вошли в число лауреатов указанных премий.

Основной задачей направления "Внедрение современных образовательных технологий", рассчитанного на 2006-2007 годы, является выравнивание уровня оснащенности образовательных учреждений современными информационно-коммуникационными технологиями и доведение количества образовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет, до 100%. Таким образом, данный проект информатизации системы образования позволит в достаточно сжатые сроки - два года - добиться совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса через создание системы электронных обучающих ресурсов. Работа в рамках этого направления ПНПО включает закупку и установку в школах компьютерных классов, масштабное подключение к сети Интернет, внедрение мультимедийных продуктов.

Рособразование по итогам согласования с органами управления образованием субъектов Российской Федерации утвердило перечень из 52 тыс. 940 не имеющих широкополосного доступа к сети Интернет государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, включающий 303 образовательных учреждения Федеральной службы исполнения наказаний. На их подключение к сети Интернет с учетом поставки соответствующего оборудования отведено два года, по 2007 год включительно, и выделены средства федерального бюджета в объеме 3 млрд рублей.

На централизованное подключение к сети Интернет в 2006 году было предусмотрено выделение из федерального бюджета 1,5 млрд рублей. В результате совместной деятельности Рособразования, Мининформсвязи России и организации-исполнителя ОАО "РТКомм.ру" с опережением графика осуществлены все необходимые мероприятия по подключению к сети Интернет 23 тысяч общеобразовательных учреждений, вместо запланированных 18 тысяч, что является весьма наглядным показателем эффективности проведенной работы. Объем необходимого федерального финансирования в 2006 году составил 1 млрд рублей, а остаток средств на конец года - 500 млн рублей - направлен на эти же цели в наступившем 2007 году.

Одним из основных условий реализации данного направления ПНПО является обязательство регионов за счет собственных средств обеспечить специальным оборудованием учреждения, подключаемые к сети Интернет. При этом объем софинасирования со стороны субъектов Российской Федерации составил в 2006 году 1 млрд 187 млн 172,6 тыс. рублей.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год" на централизованную закупку автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, был выделен 1 млрд руб. На централизованную закупку учебного и учебно-наглядного оборудования для общеобразовательных учреждений были предусмотрены ассигнования в объеме 2,3 млрд рублей.

Перечень поставляемого оборудования, утвержденный Рособразованием, включает кабинеты химии, физики, биологии и географии для полнокомплектных школ и кабинеты по изучению естественнонаучных дисциплин (химии, физики, биологии и географии) для малочисленных школ.

Поставка автобусов и учебного оборудования в 2006 году осуществлялась за счет средств федерального бюджета и софинансирования со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации. В общей сложности было закуплено 3758 автобусов и 12455 комплектов учебного оборудования.

Если сравнивать участие федерального центра и регионов, то за счет средств федерального бюджета были поставлены в регионы 1769 автобусов, в том числе 22-местных - 1327 единиц, 11-местных - 442. Вклад субъектов Российской Федерации составляет 1989 автобусов, в том числе 22-местных - 1645 единиц, 11-местных - 344 единицы. Что касается учебного оборудования, то соотношение доли вложенных средств федерального бюджета и региональных бюджетов эквивалентно соответственно поставленным в общеобразовательные учреждения 1440/1675 кабинетам химии, 1430/1102 кабинетам биологии, 1399/1590 кабинетам географии, 351/1584 кабинетам физики, 1516/1391 интерактивно-аппаратным комплексам.

Таким образом, итогом проведенной работы в 2006 году является выполнение на 100% поставок в регионы автобусов, комплектов-кабинетов химии, географии, биологии и интерактивных досок. Однако следует отметить, что комплектами кабинетов физики за счет средств федерального бюджета были обеспечены только регионы Южного федерального округа, поскольку конкурс на поставку данного оборудования в другие субъекты Российской Федерации был признан несостоявшимся. В связи с этим данная работа будет продолжена в 2007 году.

Повышению качества российского профессионального образования в соответствии с перспективными направлениями развития отечественной экономики, его конкурентоспособности на мировом уровне, формированию сектора элитной подготовки высокопрофессиональных управленческих кадров способствует реализация подпроектов ПНПО по созданию Южного и Сибирского федеральных университетов на базе Красноярского и Ростовского государственных университетов, других вузов и академических центров и двух бизнес-школ мирового уровня - Московской школы управления "Сколково" в Московской области и Высшей школы менеджмента на базе Санкт-Петербургского государственного университета.

Рособразование участвовало в подготовке всех необходимых нормативных правовых документов, включая проекты распоряжений правительства Российской Федерации о создании данных образовательных учреждений. По каждому из перечисленных объектов разработаны планы первоочередных мероприятий, в строгом соответствии с которыми и ведется работа, а также сметы расходования выделенных бюджетных средств в 2007 году.

Сегодня мы с удовлетворением можем констатировать, что распоряжениями правительства Российской Федерации 22 и 25 декабря 2006 года соответственно образованы Южный федеральный и Сибирский федеральный университеты. Еще в конце прошедшего года утверждены уставы федеральных высших учебных заведений, осуществлена регистрация вузов в качестве юридических лиц, представлены в Рособрнадзор все необходимые материалы для переоформления лицензионных документов, позволяющих проводить образовательную деятельность. Помимо этого, разработаны программы развития университетов, определяются направления подготовки и содержание основных образовательных программ.

21 сентября 2006 года состоялась торжественная закладка бизнес-школы "Московская школа управления "Сколково". В соответствии с планом мероприятий, утвержденным Минобрнауки России и Минэкономразвития России, и договором о предоставлении субсидии от 18 августа 2006 года No 342, заключенным между Федеральным агентством по образованию и федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет", Рособразованием были перечислены средства федерального бюджета в размере 500 млн рублей, в том числе 150 млн рублей на реконструкцию зданий дворцово-паркового ансамбля "Михайловская Дача" в г. Санкт-Петербурге, где и будет располагаться Высшая школа менеджмента.

В 2007 году к уже существующим направлениям приоритетного национального проекта "Образование" добавятся четыре новых:
- "Государственная поддержка образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы";
- "Государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, включающие изменение системы оплаты труда и повышение доходов учителей";
- "Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования";
- "Государственная поддержка устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, обеспечение государственных гарантий опекунам (попечителям), приемным семьям и приемным родителям".

В связи с этим общее финансирование приоритетного национального проекта "Образование" из федерального бюджета в 2007 году практически удвоится и достигнет 48 млрд рублей.

Реализация приоритетного национального проекта "Образование" вызвала огромный интерес не только у педагогического сообщества нашей страны, но и у подавляющего большинства российских граждан.

Все основные направления ПНПО прежде всего ориентированы на потребности развития системы образования, однако позитивные тенденции, которые многие из нас уже успели ощутить, несомненно, повлекут за собой положительные изменения в экономике нашей страны в целом, улучшат социально-экономическое положение педагогических работников, активизируют участие бизнеса в финансировании мероприятий национального проекта.

Успех реализации проекта в немалой степени зависит от четкой координации усилий и слаженности действий федеральных органов управления образованием, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и, конечно, прежде всего самих работников образовательных учреждений - как признанных лидеров, так и тех, кто только еще стремится сегодня быть востребованным обществом.

К большому сожалению, необходимо отметить, что в прошедшем году практика взаимодействия Федерального агентства по образованию с координаторами национального проекта в субъектах Российской Федерации наглядно показала необходимость совершенствования организационной работы, особенно в части передачи в регионы нормативно-правовых документов, информационных писем, запросов Рособразования, а также сбора отчетной информации с целью обеспечения ее полноты и точности.

Большое внимание в ходе реализации ПНПО уделялось его информационно-разъяснительному сопровождению на официальных сайтах Минобрнауки России и Федерального агентства по образованию, в средствах массовой информации. Оно способствовало широкому информированию граждан нашей страны о тематике проекта, о проведенных мероприятиях, их результатах, выплаченных средствах федерального бюджета и стало своеобразной основой для общественного мониторинга качества проведенной работы и контроля над ее выполнением.

Таким образом, в реализации приоритетного национального проекта "Образование" заложен гибкий эффективный государственно-общественный управленческий механизм, который способствует обеспечению открытости системы образования для широких слоев общества, для современного рынка труда, кардинальному повышению качества и доступности образовательных услуг. По сути, это первые практические шаги, которые должны за довольно короткий срок вывести отечественную систему образования на новый, достойный уровень, приблизив ее к мировым стандартам качества, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности.


Г.Балыхин

Журнал "Национальные проекты" специально для KM.RU

12.02.2007

www.km.ru/magazin/view.asp?id=E8ACFDBECE22479A9A257308AA72669B


Док. 276521
Опублик.: 12.02.07
Число обращений: 1212

  • Балыхин Григорий Артемович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``