В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Отчетность или ответственность? Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Отчетность или ответственность?
Сергей Степашин - новый глава Счетной палаты

Неожиданная отставка председателя Счетной палаты Сергея Степашина заставила политических обозревателей поволноваться - что бы сие значило? Правда, прошло время, и "сенсация" рассосалась сама собой. Сегодня (4 февраля 2005) Госдума уже рассматривает внесенную президентом кандидатуру Степашина на пост главы Счетной палаты.

Возможная интрига с запрещенным "разоблачительным" докладом погибла, не родившись. Все оказалось банальным - опытный аппаратчик Степашин воспользовался новой редакций закона о Счетной палате, чтобы подать в отставку и быть переназначенным.

Из духа и текста закона вовсе не следует, чтобы господа Степашин и его зам Семиколенных подавали в отставку, они вполне могли бы доработать до конца срока (Сергей Вадимович - до 2006 года). Но... кто знает, что будет в России через год? Не изменится ли политическая конъюнктура? Не лучше подстраховаться сейчас и получить власть на следующие шесть лет? Вот в чем заключалась вся суть шумихи с "отставкой", упущенной большинством СМИ.

Куда важней и интересней поправки к закону, давшие возможность Степашину продлить свои полномочия раньше времени. До самого последнего времени Счетная палата оставалась единственным государственным органом в России, не входившим в пресловутую вертикаль исполнительной власти. Руководство Счетной палаты - председатель, заместитель, и двенадцать аудиторов, целиком и полностью формировалось Федеральным собранием. Дума самостоятельно назначала первое лицо контрольного органа, Совет Федерации - второе, и каждая из палат по шесть аудиторов. Процесс выдвижения кандидатур носил в высшей степени демократический характер, различные фракции и политические силы в ходе предварительных консультаций учились согласовывать свои интересы, приходить к компромиссу. Аудиторами поочередно избирали представителей то ЛДПР, то КПРФ, то других партий. То же происходило с председателем и заместителем Счетной палаты. Они были вполне самостоятельны и не зависели от правительства и президента. Достаточно вспомнить такого борца с коррупцией как Юрий Болдырев, который все шесть лет своего срока по мере возможностей старался привлечь внимание к проблеме злоупотреблений чиновников самых разных уровней.

Все изменилось с приходом в Счетную палату Сергея Степашина. Да, с одной стороны он повысил ее роль и авторитет. Если до него мало кто в России слышал о таком учреждении (еще меньше - о Хачиме Кармокове - тогдашнем председателе), и не понимал - зачем он нужен? Теперь Счетная палата на слуху. С другой - почти с самого начала своей деятельности Сергей Степашин взялся за неблагодарную задачу - впрячь независимый аудиторский орган в колесницу исполнительной власти.

Формальный предлог - "повысить авторитет". Но авторитет определяется не подчиненностью чего-либо кому-либо, а реальными делами руководства. Смог же Степашин поднять значение своего ведомства по сравнению с кармоковскими временами только за счет личных заслуг?

В первоначальном варианте, предложенном Сергеем Вадимовичем, вообще выдвигалась идея дать возможность начальнику палаты самостоятельно подбирать себе аудиторов (сегодня - относительно самостоятельных фигур), сводя их роль, таким образом, до функции бухгалтеров-ревизоров. Госдуме и Совету Федерации удалось отбить этот вариант, превращающий Счетную палату в еще одно бюрократическое (в худшем смысле этого слова) ведомство современной России.

Но летом прошлого года уже Дума инициировала верноподданническом запале поправки, лишающие наш госаудит былой самостоятельности. Надо отдать должное Совету Федерации. Верхняя палата парламента заблокировала законопроект. Была создана согласительная комиссия, несколько сгладившая нелепости уничижительного рвения палаты нижней. Тем не менее, отныне парламент в России добровольно отказался от эксклюзивности своих полномочий по формированию Счетной палаты.

По новому варианту председатель Счетной палаты назначается на должность Госдумой по представлению президента РФ. Заместители председателя СП назначаются на должность Советом Федерации также по представлению президента.

Встает один только вопрос - "зачем"? До сих пор наша бюрократия на упреки по поводу того, что у нас нет реального разделения властей, и существует дисбаланс в пользу исполнительной ветви, всегда могла привести пример Счетной палаты. Теперь такой возможности нет. Россия имела уникальную возможность постепенно учиться системе Монтескье хотя бы на опыте формирования и работы Счетной палаты, остававшейся до последнего времени единственным государственным ведомством, неподконтрольным правительству.

"Лимская декларация" - главный документ Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI), в числе главных принципов работы называет их независимость (статья 5):

"1. Высшие контрольные органы могут выполнять возложенные на них задачи объективно и эффективно только в том случае, когда независимы от проверяемых ими организаций, и защищены от постороннего влияния.

2. Хотя государственные органы не могут быть абсолютно независимы, так как они являются частью государства в целом. Высший контрольный орган должен иметь функциональную и организационную независимость, необходимую для выполнения возложенных на него задач".

Чтобы не быть голословными, возьмем американский аналог Счетной палаты - GAO (Government Accountability Office), в русском переводе - Служба правительственной ответственности. В ее программном документе записано, что она "работает для Конгресса и американского народа" (не для президента!). Традиционно называемая "инструментом Конгресса для расследований" или его "сторожевым псом", GAO ежегодно помогает сохранять миллиарды долларов налогоплательщиков. Любопытно заметить, что полгода назад слово "Accounting" - "отчетность", в ее название было заменено на "Accountability" - "ответственность", что повысило спрос с правительства.

Что ж, России, видимо, суждено пройти через полосу небывалого "единения", чтобы потом особенно остро осознать всю ценность мирового опыта по разделению властей.

04 февраля 2005
http://www.novopol.ru/article1518.html

Док. 276349
Перв. публик.: 04.02.05
Последн. ред.: 10.02.07
Число обращений: 640

  • Степашин Сергей Вадимович
  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``