В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Ликвидирован Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Ликвидирован
Чего ожидать после смерти Масхадова?

Случилось давно ожидаемое. Третий чеченский президент убит. До него удалось ликвидировать первого ичкерийского главу Джохара Дудаева, а год назад - Зелимхана Яндарбиева, исполнявшего обязанности президента в 1996-1997 гг. Но, отдав должное настойчивости российских спецслужб, зададимся вопросом - что дальше? Каковы последствия ликвидации Аслана Масхадова?

Начнем с однозначно позитивных для российской стороны тенденций.

Во-первых, у чеченских боевиков начнется период борьбы за власть. Напрашивающаяся сама собой фигура Шамиля Басаева для них в качестве лидера явно не подходит. Мировое сообщество никогда не воспримет в качестве легитимного и ответственного руководителя человека взявшего на себя ответственность и за Беслан, и за "Норд-Ост".

Во-вторых, убийство Масхадова - знаковое событие для многих в Чечне, показывающее силу российских спецслужб. Многие задумаются - стоит ли продолжать противостояние с Москвой?

В-третьих, у чеченских сепаратистов исчез последний "легитимный" лидер. Все остальные в глазах мирового сообщества могут выглядеть только как самозванцы.

В-четвертых, в глазах мирных чеченцев возрастает значение местных пророссийских властей - Алханова и Кадырова-младшего.

Теперь о тенденциях не столько даже негативных, сколько неизбежных. Об издержках, так сказать.

Во-первых, вполне возможна дальнейшая радикализация боевиков, акты мести за смерть Масхадова.

Во-вторых, у "непримиримых" типа Басаева есть возможность заявить: "вот видите - от России ждать ничего хорошего нельзя. А потому - никаких переговоров!" Эти непримиримые могут взять руководство вооруженными формированиями целиком в свои руки.

В-третьих, вполне прогнозируема негативная реакция мирового сообщества, осуждение России за "смерть законно избранного президента Чечни".

В итоге, едва ли отрицательные последствия ликвидации Масхадова перевешивают позитивные. Вспомним, что в апреле 1996 года Россия уничтожила Дудаева, а уже в августе того же года капитулировала перед сепаратистами в Хасавъюрте. Одновременно, то, что Россия совершила, по словам боевиков "ужасающее преступление", ничуть не помешало им сесть уже через месяц после смерти Дудаева за стол переговоров в Кремле с Ельциным. Похоже, что кое-кто в чеченском руководстве был даже рад ликвидации Дудаева.

Сам факт, что вооруженный конфликт в Чечне длится вот уже десять лет, доказывает, что он мало зависит от существования и поступков отдельных личностей. Причина чеченской трагедии - в том, что у простых жителей Чечни не хватило житейской мудрости воспротивится националистическому искушению в 1991-м, чеченцы сами избрали путь революции и войны, в то время как их соседи ингуши избрали путь мира в составе России. Главная проблема чеченского этноса - дефицит ответственных лидеров.

Аслан Масхадов, полковник советской армии не был ответственным лидером. Получив уникальную возможность в январе 1997 года стать человеком, спасшим свой народ, он ничего не сделал для этого. Вот, что пишет американский эксперт по проблемам Северного Кавказа Йо"ав Карни, научный сотрудник Института мира США: "...их лидер (Масхадов), если бы он был настоящим стратегом, мог бы дать им (международным террористам) понять, что поставлено на карту, мог дискредитировать и затем победить чужаков, которые пытались узурпировать политическую и духовную власть, мог убедить Россию в добрососедских намерениях Чечни. И, что еще важнее, мог предотвратить превращение Чечни в западном сознании в элемент глобального нигилистического альянса, настоящей целью которого является уничтожение мирового миропорядка. Попав в эту схему, чеченское национальное движение нанесло себе непоправимый ущерб".

Важно подчеркнуть, что Масхадов не был легитимным лидером в полном смысле этого слова. "Президентские" выборы в Чечне в январе 1997-го года происходили под дулами автоматов боевиков, в условиях бессудных расстрелов сотрудничавших с российскими властями, вне контроля ЦИКа, Генпрокуратуры, каких-либо вообще официальных органов.

Аслан Масхадов не имел достаточной поддержки в ичкерийском обществе, завися от радикалов-исламистов, он быстро потерял контроль над событиями, и они управляли им, а не он ими. То, что пять лет он мог успешно скрываться в подполье свидетельствует о достаточно сильной инфраструктуре чеченских боевиков и не более. Напомним, что территория всей Чечни - это примерно треть Московской области, а горная (труднодоступная) территория занимает в свою очередь только треть площади. Скрывать на таком крошечном пятачке своего лидера - задача не из простых. Ведь Масхадова должна была сопровождать охрана, за ним следовало носить средства связи и т.д. Разрушится ли теперь эта налаженная инфраструктура - пока вопрос.

Пока же будем ждать каких-то дальнейших серьезных изменений в чеченском вопросе. Однако первый шаг в этом направлении уже сделан, и повод для гордости у спецслужб, безусловно, есть.

09 марта 2005
http://www.novopol.ru/article1814.html



Док. 276346
Перв. публик.: 09.03.05
Последн. ред.: 10.02.07
Число обращений: 380

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``