В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Как Чубайс меня под землей держал Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Как Чубайс меня под землей держал
Впечатления очевидца аварии

В 11:10 я спустился на станцию метро "Варшавская" - в двенадцать я намеревался быть в "Президент-Отеле" на очередной политологической тусовке. Времени было как раз, чтобы попасть туда к началу заседания. Через две минуты подъехал поезд, маршрут мой предполагал пересадку на "Каховской" на Серпуховскую линию, чтобы, в конце концов, выйти на "Полянке".

Однако человек предполагает, а ... судьба располагает. Буквально через минуту состав остановился, и после нескольких судорожных рывков, затих окончательно. Шум двигателей прекратился, наступило тягостное молчание. Поначалу ничто не предвещало долгого ожидания. Все подумали, что это обычная заминка, и не придали остановке значения. Но время шло, а состав продолжал пребывать в неподвижности.

Долгое время ничего вообще не объявляли. Затем несколько раз передали, записанное на магнитофон объявление: "По техническим причинам отправление задерживается. Просьба сохранять спокойствие". Минут через десять я понял, что мне сегодня в "Президент-Отель" не попасть.

Пассажиры вели себя сдержанно, и терпеливо молчали. Паники никакой не было. Но страшная духота давала о себе знать. Люди утирали пот, катавшийся градом. Кто-то попросил валидол. С хвоста поезда прошел машинист, но он ничего не пояснил - "как дадут сигнал, так тронемся, сам ничего не знаю".

Страшно подумать, чтобы творилось в вагоне, произойди авария в час пик, когда поезда набиты под завязку, наверняка, не обошлось бы без обмороков. Впрочем, мне неизвестно, что происходило в тех поездах, что шли по основным линиям, и где было заведомо больше народу.

После того, как неопределенность с движением продлилась более получаса, стало понятно, что это - надолго. Благодаря шуткам безмозглой неунывающей молодежи время летело не так мучительно, хотя та же пэтэушная молодежь, после призывов некоторых нетерпеливых пассажирок, попыталась было выдавить стекло в двери для притока свежего воздуха. Но более благоразумные пассажиры их остановили, а вскоре заработала внутривагонная вентиляция.

Наконец, когда прошло более часа, мы увидели, что в передних вагонах, происходит какое-то движение. Пассажиров, вагон за вагоном, переводили в головной, откуда они выходили через кабину машиниста на рельсы, Эвакуация проходила медленно, поскольку дверца кабины машиниста узкая, и находится довольно высоко. Женщинам и старикам приходилось весьма непросто, несмотря на помощь машиниста. В плохо освещенном туннеле трудно было найти единственную ступеньку, чтобы встать на нее ногой. Далее мы прошли по шпалам метров 300 до станции "Каховская", где и узнали, что произошло что-то серьезное. На наше счастье, перегон от "Варшавской" до "Каховской" - один из самых коротких в московском метро. Можно представить ситуацию на других ветках, где от станции до станции - километры. Общая эвакуация из метрополитена закончилась лишь к 14:00.

У меня нет претензий к действиям рядовых сотрудников метрополитена - машинистов, дежурных, тамошних милиционеров. Все, что от них требовалось, они сделали и сделали отлично. Но далее начиналась неразбериха. Пассажиры метро и во второй половине дня не имели информации о движении поездов - где движение есть, где нет. Возвращавшиеся с работы не знали - как лучше им выстроить свой маршрут. На таких узловых станциях, являвшихся временными конечными пунктами, как "Павелецкая" и "Серпуховская" возникла ужасная путаница и хаос. В четыре-пять часов дня обезумевшие люди не знали, как им попасть домой. Общественный транспорт, не только электрический, не работал, обещанные временные автобусные маршруты не действовали. В отчаянии люди пытались тормозить проезжавшие машины, выбегая на трассы - проезжая часть дорог слилась с пешеходной, но тщетно. Ощущение апокалипсиса усиливали проблемы с мобильной связью. Предупредить близких о том, где ты и что с тобой было затруднительно. Учитывая огромные размеры мегаполиса, перед многими замаячила угроза идти до дома десятки километров своим.

Уже на первый взгляд понятно, что убытки вследствие аварии должны исчисляться миллиардами рублей. Почти сразу вслед за исчезновением электричества закрылись тысячи магазинов - от самых маленьких до громадных торговых центров. Продавцы мороженного с отчаянием взирали на свой стремительно тающий товар. Сколько скоропортящихся продуктов пропало - известно одному лишь Гермесу - богу торговли. (Но сколько из них попытаются нам всучить нечистоплотные торговцы в ближайшие дни? Люди, будьте, бдительны!)

Отключившиеся светофоры повсеместно создали пробки и спровоцировали аварии. Стоимость потерь транспорта - и личного и общественного, также огромна. Прибавим к этому миллионы рублей, переплаченных гражданами за услуги таксистов и частников.

В квартиры граждан перестала поступать вода. Полторы тысячи человек зависли в лифтах. Десятки тысяч были вынуждены подниматься на семнадцатые, а то и двадцать вторые этажи пешком, в том числе престарелые, беременные и инвалиды, зачастую неся на себе маленьких детей. Вышли из строя очистные сооружения, создав угрозу массового распространения инфекций. Кстати сказать, помимо интернета были большие проблемы с телевидением (после подключения электричества) у тех, кто принимает сигнал через общую антенну.

Катастрофа коснулась не только Москвы. Была обесточена почти вся Тульская область. Очевидцы рассказывают, что в Туле "вырубилась" не только мобильная связь, но и большинство городских номеров, создавая тем самым невозможность вызвать "скорую помощь", например. При этом, как и в Москве, закрылись магазины и аптеки. В хозяйствах области чуть было не начался падеж птицы и свиней. Животные задыхались от жары и без питья.

Самое страшное произошло в центре химической промышленности - в Новомосковске, где на "Оргсинтезе", на производстве щавелевой кислоты аварийно сработали клапаны, выпустившие в атмосферу облако удушливой окиси азота, при взаимодействии с водой способной образовать азотную кислоту.

На подъездах к Москве замерли семьсот электричек и поездов, создав транспортный коллапс на железной дороге. Многие командировочные так и не смогли к вечеру выбраться из столицы и попасть к себе домой. Мой знакомый, выехавший с Курского вокзала в 19-15, еще в 21-30 находился в пределах МКАДа.

Короче говоря, двойной праздник - последний звонок и столетний юбилей Шолохова, оказались смазанными. Телевидение, собиравшееся весь жаркий и солнечный день вещать о счастливых школьниках и о президенте в Вешенской, было вынуждено показывать невеселую картинку энергокатастрофы.

На память приходит довольное лицо Анатолия Чубайса после веерного отключения электричества в США и Канаде, ставшего крупнейшей подобной аварией в истории. Руководитель РАО "ЕЭС" заявил тогда, что в России, де, ничего подобно произойти не может, мол, у нас энергосистема устроена на других принципах, в принципе не допускающими подобное развитие событий...

Завершать реформирование РАО "ЕЭС", видимо, будет уже не Чубайс.


26 мая 2005
http://www.novopol.ru/article2480.html

Док. 276338
Перв. публик.: 26.05.05
Последн. ред.: 10.02.07
Число обращений: 539

  • Чубайс Анатолий Борисович
  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``