В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Новая региональная политика Кремля? Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Новая региональная политика Кремля?
Сонное августовское затишье в политике федеральный центр несколько растормошил неожиданными кадровыми назначениями в губернаторском корпусе.

Обозреватели уже привыкли к тому, что за истекшие полгода после введения новой процедуры назначения глав регионов, неожиданностей почти не происходило - в подавляющем большинстве случаев Кремль переутверждал уже действующих губернаторов, либо - как в случае с Тулой и Саратовым, выдвигал представителей местных элит. Привлечения людей со стороны не происходило. (Назначение Олега Кожемяко главой Корякского АО мы в расчет не берем, ввиду как исключительности ситуации, так и того, что он был включен в местную политику на протяжении уже достаточно продолжительного срока).

Казалось, что некий консенсус между Кремлем и региональными правящими элитами был достигнут. Он заключался в следующем - если на территории субъекта федерации нет вопиющих противоречий внутри кланов, то Москва оставляет ситуацию с первым лицом такой, какой она и была. Если согласия не существует, то Кремль вносит нейтральную фигуру, но обязательно местную.

Но назначение нижегородским губернатором Валерия Шанцева, а Иркутским - Александра Тишанина заставляет усомниться в долговременности подобной стратегии.

Начнем с первого. Помимо того, что перевод Валерия Павлиновича из столицы на Волгу имел в значительной степени внутримосковский импульс, и тесно связан с проблемой дележа наследства Лужкова, он, все-таки, имеет и немосковский аспект. Ведь устранить Шанцева можно было и переведя его на посольскую работу, или взяв в федеральное правительство. Тот факт, что местом его трудоустройства избрали один из ключевых российских регионов, говорит о том, что Кремль всерьез взялся за местную кадровую политику.

В том же ряду находится и свежее назначение Александра Тишанина - человека для Иркутска совсем нового, до того работавшего на Южном Урале и в Чите. Руководителем железной дороги, базирующимся в Иркутске, он стал всего лишь год назад.

О возможности перемещении губернаторов "по горизонтали" говорили давно. В царской России именно так и поступали. Тот же Петр Столыпин последовательно был губернатором Гродненским, а после - Саратовским. В условиях, когда главы местных администраций более не являются избираемыми, подобные перемещения являются одним из способов борьбы с коррупцией, а также влития свежей крови в застоявшиеся сосуды местной политики.

Следует учитывать и фактор повышенной преданности Кремлю назначенцев "со стороны". Не имея собственной опоры в регионе, такой губернатор вынужден будет во всем полагаться именно на назначившую его администрацию президента.

В качестве примера, можно взять псковского губернатора Михаила Кузнецова. Пусть он и не был назначен, а пришел к власти путем выборов, но он был чужд "своему" региону, не имеет в нем устойчивой базы, и потому пытается опереться именно на администрацию президента. Оттого все восемь месяцев его правления отмечены не просто безусловной преданностью федеральному центру, но и стремлением "бежать впереди паровоза", неукоснительным одобрением всех правительственных инициатив, которые позволяют себе критиковать его коллеги.

Взяв на себя подбор и назначение губернаторов, Кремль одновременно принял и дополнительную огромную ответственность. Любая неудача назначенцев будет бить по его авторитету. Поэтому, особенно в условиях продолжения разнообразных социально-экономических реформ, весьма и весьма непопулярных среди населения, центр крайне заинтересован не просто в успокоении на местах, но и в безусловном выполнении всех его требований. Понятно, что такие "зубры" как Шаймиев или Лужков смотреть в рот и моментально брать под козырек не будут никогда, и, даже согласившись на словах, все равно все сделают по-своему.

Трагедия с алтайским губернатором Михаилом Евдокимовым выдвинула в повестку дня назначения нового главы этого значимого сибирского региона. Вполне вероятно, что новым главой может стать также "пришелец", поскольку местная элита расколота и деморализована уже второй год. Если это произойдет, тогда уже с полной уверенностью можно будет говорить о том, что наметилась новая тенденция в кремлевской региональной политике. Также ходят вполне определенные слухи о том, что во главе Ивановской области также может оказаться человек со стороны. Многие политологи указывают на то, что в самой болевой точке современной России - Дагестане, наиболее приемлемой кандидатурой может стать также руководитель "не из местных", не повязанный клановыми интересами, желательно - этнический русский.

Если посмотреть на ситуацию во временной перспективе, нельзя не отметить, что за все пять с половиной лет правления нового президента, пока не выработано твердых основ федеративной политики. Она все время подвергается изменениям, дополнениям и уточнениям. Кремль импровизирует на ходу, пытаясь всякий раз перехватить инициативу. Упорное отрицание возможности отмены выборности губернаторов внезапно сменилось своей полной противоположностью. Ставка на местные кадры, сменяется ставкой на приглашенных "антикризисных управляющих".

    

15 августа 2005
http://www.novopol.ru/article2915.html

Док. 276332
Перв. публик.: 15.08.05
Последн. ред.: 10.02.07
Число обращений: 854

  • Кузнецов Михаил Варфоломеевич
  • Шанцев Валерий Павлинович
  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``