В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. `Наши` - и нашим и вашим? Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. `Наши` - и нашим и вашим?
В решающий момент кремлевские молодежные движения могут оказаться на противоположной стороне

Одним из самых значимых внутриполитических событий уходящего лета, небогатого важными новостями, оказалась беспрецедентная раскрутка нового молодежного движения "Наши". Сам факт приезда в их летний тренировочный лагерь главы государства, свидетельствует о многом, в частности, о том значении, которое Кремль придает данному проекту.

Как отмечают иностранные политологи - в частности, Андерс Аслунд из Фонда Карнеги - Кремль, имея слабую, а, главное, туманную стратегию, всякий раз оказывается исключительно сильным тактическим игроком, без труда переигрывая на домашнем поле оппозицию. Видимо, одним из таких значимых политических ходов и должно стать перехватывание инициативы в молодежном движении.

Собственно, перехватывать пока Кремлю не у кого. Молодежная составляющая - слабое место любой российской политической партии. Юная российская поросль оказалась на редкость аполитичной и инертной массой, радикально отличающейся от своих сверстников как в странах более развитых и богатых, так и в странах, отстающих от России.

Помнится, вожди "демократов", такие как Немцов и Чубайс, еще не так давно возлагали все свои надежды на новое поколение, которое вот-вот должно было по их мысли, придти на смену старичкам, "неисправимо" приверженных косным идеям. Поколение же эпохи "Пепси" и "Макдональдса", глотнувшее экономической свободы, должно было стать опорой младореформаторов. Однако так не произошло, Немцов с Чубайсом остались ни с чем.

Теперь, в перспективе, нельзя не удивиться следующему факту. Все советские годы власть в лице комсомола и тому подобных структур люто боролась с всеми попытками "идеологических" диверсий, под которые попадало почти все нестандартное - от джинсов и маек с иноязычными надписями, до рок-н-ролла и чтения запрещенной литературы. Суслов и К° справедливо усматривали в них подкоп под устои системы. Сегодня же достаточно выйти на московские улицы, чтобы убедиться, что наша молодежь внешне ничем не отличается от западной - те же наряды (какие-нибудь штаны с максимально низкой талией у девушек и с болтающейся мотней у юношей), те же скейтборды и велосипеды BMX, легкомысленные тату, пирсинг и т.д. Вроде бы - свободомыслие налицо, но вот что касается внутреннего содержания... Так что в ближайшее время Машу Гайдар и Жанну Немцову вряд ли ожидает мало-мальский успех.

Ничего не получилось с молодежью и у коммунистов. Сегодняшний комсомол - СКМ, абсолютно незаметная организация, неизвестно чем занимающаяся. Впрочем, Зюганова это вполне устраивает, так как непредсказуемости и независимости он боится пуще всего. После того, как предыдущие комсомольские вожди уходили от него со скандалом, Зюганову требуются полностью лояльные кадры, пусть и ценой отказа от всяких форм протеста.

Свято место, конечно, пусто не бывает. Молодежь - по определению сила левая, стремящаяся к справедливости, равенству, низвергающая авторитеты. На левом фланге с разной долей успеха привлекательную нишу пытаются занять "лимоновцы" из НБП, АКМ и т.п. организации. Но их удел - маргинальная борьба в пределах Садового кольца. Попасть в кого-нибудь из истеблишмента пакетом майонеза для них уже большой успех. Вся эта бутафорски-пиаровская майонезная тактика как бы служит олицетворением общей несерьезности происходящего, того, что потолок левых - максимум несколько тысяч одиозных в глазах соотечественников "отморозков" - на всю огромную страну.

Однако кто знает - что будет завтра? Мысль о том, что именно молодежные организации подобные "Кмаре", "Поре", "Отпору" находились в авангарде сил, свергнувших Милошевича, Шеварднадзе, Януковича, не дает покоя аналитикам во власти. Оставить без контроля ситуацию, пусть сегодня и внешне совершенно неопасную, никак невозможно. Дабы на неухоженном поле не выросли одни лишь "лимоны и прочие яблоки", выражаясь языком одного из кремлевских идеологов, над политической почвой стоит хорошенько поработать, взрыхляя ее неоднократно, удобряя, унаваживая, выпалывая сорняки.

Молодежное антифашистское движение "Наши" стало ответом Кремля на перманентную угрозу "оранжевых" революций, взявших Россию в свое огненное полукольцо. Конечно, с точки зрения классического партстроительства, "Наши" - порождение изначально виртуальное, образованное не снизу, а сверху. Но в России вся политика виртуальна, и фактически большинство партий строятся именно с крыши, а не с фундамента. Поэтому, в специфических российских условиях торжества не политики, а именно политтехнологий, оценивать эффективность "Наших" надлежит не по тому, как и кем они были зачаты, а по действенности их реальных акций. Задача, стоящая перед "Нашими", предельна проста - если не удастся уберечь молодежь от выхода на улицы, то, по крайней мере, вывести ее туда под своими знаменами. "Наши" видятся авангардом контрреволюционных, традиционалистских настроений, а их подлинными лозунгами являются, конечно, никакой не "антифашизм", а, скорее, патриотизм и российская державность.

Найти положительный идеал для "Наших" оказалось нелегкой задачкой. В нашей истории, давней и недавней, не так уж много примеров для безусловного подражания. Выбор имени Гагарина - тому свидетельство. Но "Наш Юра" с очаровательной улыбкой - символ слишком многозначный, чтобы однозначно служить одной лишь силе.

Победа советского народа в Великой Отечественной войне - вторая идейная опора движения, недвусмысленно отраженная в его названии ("антифашистское"). Однако, как не крути, угроза фашизма не есть нечто актуальное для сегодняшних россиян. Людей (молодых в том числе) куда больше беспокоят социальные проблемы, неуверенность в завтрашнем дне, низкий жизненный уровень.

Несмотря на кажущуюся стабильность в тщательно выстроенной вертикали власти поминутно случаются сбои. Зарубежные обозреватели единодушно предвещают их нарастание к роковому рубежу 2007-2008 гг., если не в геометрической, то, по крайней мере, в арифметической прогрессии. Но Кремль, уже задолго до решающих битв периода перехода власти, создает собственную гвардию, чей выход на сцену в решающий момент, быть может, станет той козырной картой, которая перевесит чашу весов в его пользу.

В заключение не могу не сослаться на материал, так сказать, "из первых рук". Не так давно у меня состоялся разговор с одной студенткой-активисткой из провинции. Как всякую активную личность в своей среде, ее заметили, и уже не раз и не два приглашали на семинары, проводимые теми же людьми, что и организуют "Наших". Я спросил - что побуждает ее, человека совсем молодого, "прижиматься" именно к власти, а не к силам "бунта", что было бы более объяснимо с учетом юного возраста и отнюдь не блестящего материального положения. Ее ответ меня обезоружил: "Мы не так наивны, как вы думаете. Мы тусуемся в разных лагерях и у разных сил. Зачем отказываться от возможности что-то получить "за так", съездить куда-то "на халяву"? Но в решающий момент мы поступим так, как сочтем нужным, а не так, как ожидают от нас".


17 августа 2005
http://www.novopol.ru/article2931.html


Док. 276331
Перв. публик.: 17.08.05
Последн. ред.: 10.02.07
Число обращений: 361

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``