В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Странный выбор Касьянова Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Странный выбор Касьянова
Михаил Касьянов - снова в центре внимания. В своем вчерашнем интервью радиостанции "Эхо Москвы" он четко обозначил, что собирается баллотироваться на пост президента России. Если до этого Касьянов говорил о большой вероятности подобного шага, то на сегодня все мосты сожжены, жребий брошен и Рубикон перейден.

Впрочем, не стоит забывать, что российские политики высокой принципиальностью не отличаются, и обещания раздают легко, а после еще легче от них отказываются. Вспомним, как накануне 2000 года Евгений Примаков торжественно заявил, что будет обязательно выставлять свою кандидатуру на пост президента, и буквально через пару недель взял свои слова обратно, испугавшись конкурировать с Путиным.

Но в любом случае, отныне Касьянов - заложник своего обязательства, и последующие два с половиной года он будет являться общественной фигурой, а не просто отставным политиком или бизнесменом. Каждый его шаг будет рассматриваться под лупой именно в связи президентскими планами.

Нельзя не сказать и о том, что параллельно развивается "дачный" скандал, затихнуть которому не дает настырный депутат-журналист Александр Хинштейн, с неутомимостью хорошей ищейки вцепившийся в Касьянова. В ответ на разоблачения одиозного газетчика, находящего у экс-премьера дом за домом, Михаил Касьянов, все в том же интервью был вынужден признать наличие у него недвижимости, о которой будет сообщено дополнительно. Так что к вопросу - "станет ли Касьянов следующим президентом?", стоит добавить вопрос "а сколько дач у него?"

Ясно, что коррупционный скандал вокруг Касьянова развивается постольку, поскольку уточняются и развиваются его политические планы. Кремль словно дает понять своему вчерашнему коллеге, чтобы тот не слишком "зарывался". Ведь подарки отставным чиновникам у нас в России - обычное дело. И если подходить принципиально, то не с Касьянова можно было бы начинать. Вспомним, сколько дач подарил Ельцин своим министрам и генералам, разрешая выкупать их по остаточной стоимости.

Но все же основной вопрос заключается не в этом. Дачи дачами, но почему Михаил Касьянов решил играть не по правилам, сложившимся в сегодняшней России? Чтобы понять всю исключительность его положения, достаточно сравнить его со всемогущим некогда Александром Волошиным. Оба могиканина ельцинской поры, доставшиеся Путину по "наследству", ушли из власти с небольшим временным интервалом, причем Волошин подал заявление об отставке сам, а Касьянова уволил президент без согласия премьера. Однако Волошин пребывает в счастливой безвестности, спокойно пожиная плоды разумной молчаливости. Вспомним также экс-министров первого путинского призыва Гаврина и Дондукова, они тоже не скандалят и спокойно занимаются своими делами.

Выбор же Касьянова кажется на первый взгляд просто иррациональным. Упорное желание экс-премьера идти вразрез с "генеральной" линией явно сродни политическому самоубийству. Что же является побудительной мотивацией? Обида за несправедливую отставку? Искренняя вера в необходимость спасения демократических и рыночных принципов? Тонкий расчет, основанный то ли на интуиции, то ли на инсайдерской информации, что в 2008 году в России наступит кризис и хаос, когда можно будет поймать в мутной воде заветную рыбку? Нам пока что остается только гадать. Но зато вполне рационально можно взвесить шансы Касьянова на успех.

Начнем с очевидных плюсов. Михаил Касьянов - очень презентабелен внешне, хорошо выступает без бумажки, обладает приятным баритоном, неизменно создает впечатление уверенного в себе "настоящего" мужчины. Но это "для народа". Для элит же Касьянов - вполне успешный управленец-технократ, современно мыслящий, блестяще разбирающийся в финансах, могущий разговаривать на одном языке с финансовыми воротилами Запада, благо английским он владеет свободно. Все четыре года его премьерства в России наблюдался стабильный экономический рост, приток инвестиций, бюджет исправно наполнялся, зарплаты и пенсии росли.

К минусам (для самого экс-премьера) можно отнести тот удивительный факт, что рост своего благосостояния в 2000-2004 годах россияне никак не связывали с Касьяновым. То обстоятельство, что с самого начала своей деятельности глава правительства вольно или невольно пребывал в тени президента, свел на нет все макроэкономические достижения Михаила Михайловича, и поэтому жонглировать ими в политических баталиях сегодня он вряд ли сможет.

Другое слабое место - кличка "Миша два процента", стойко прилепившаяся к нему. Тут можно вспомнить историю из жизни дореволюционной России. Василий Иванович Немирович-Данченко, скандальный журналист, брат соратника Станиславского, придумал прозвище для известного тогда романиста Петра Боборыкина "Пьер Бобо". Кличка пристала, и читатель, открывая новый роман Боборыкина, произносил: "Ну-с, посмотрим, что тут Пьер Бобо набоборыкал". Извольте после этого привлечь к себе уважение! Так и "Миша два процента" смазывает всякое впечатление от серьезности произносимого Касьяновым, да еще вкупе с хинштейновскими разоблачениями!

Важно также понимать, что само появление Касьянова, всю жизнь бывшего карьерным бюрократом и крайне далекого от публичности, в качестве самостоятельной фигуры на политическом поле стало возможным только в силу того, что все действующие оппозиционные политики давно уже потеряли всякое уважение в глазах избирателей. Другими словами, его политический дебют - следствие бессилия оппозиции. Но даже в таких условиях он был встречен совсем не ласково. Ни СПС, ни "Яблоко", ни какая другая сила, не распростерли объятья Касьянову. В этом смысле российская оппозиция все сильнее напоминает белорусскую - такую маргинализированную и разрозненную. Вряд ли заявленная Касьяновым цель - собирание под свои знамена демократов, может оказаться успешной.

Другим препятствием на пути Касьянова станет невозможность обращения напрямую к широким слоям российских граждан, главным источником информации для которых является телевидение. Понятно, что для него по определению будут закрыты и ОРТ, и РТР, и НТВ с ТВЦ. И в их эфире о нем можно будет услышать только "чернуху". Как преодолеть ему информационный барьер - ответ не может дать никто.

С этим обстоятельством тесно сопрягается преодоление административного ресурса. Кто из серьезных людей в регионах пойдет под его знамена, не опасаясь последующих репрессий? Виткору Ющенко, во всех смыслах очень похожего по своему жизненному пути на Касьянова, и чей пример, вероятно, для последнего оказался заразительным, в этом смысле было гораздо легче. Заслуги его правительства были осознаны народом, в "Нашу Украину" бизнесмены и политики собирались без особого страха.

Так что, скорее всего Михаил Касьянов имеет все шансы повторить путь другого экс-премьера, только белорусского, - Михаила Чигиря. Тот тоже после отставки попытался выдвинуться в соперники Александру Лукашенко, а в результате поломал себе жизнь.



15 сентября 2005
http://www.novopol.ru/article3229.html

Док. 276325
Перв. публик.: 15.09.05
Последн. ред.: 10.02.07
Число обращений: 625

  • Касьянов Михаил Михайлович
  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``