В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Параллельное правительство Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Параллельное правительство
Последние инициативы Владимира Путина вызвали значительное оживление среди просвещенной публики, неравнодушной до государственных дел. В наступившую эпоху политического равнодушия, эпоху "малых дел", те предложения, которые президент озвучил пятого сентября на встрече с членами правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета, могут оказаться поистине эпохальными.

Как известно, президент выделил четыре приоритетных направления с целью "существенного повышения качества жизни граждан России". Ими стали образование, здравоохранение, сельское хозяйство и жилищное строительство. В заключение своей речи Владимир Путин отметил: "Ход этой работы намерен постоянно держать в поле зрения. Для этого будет создан Совет по реализации приоритетных национальных проектов, деятельность которого буду контролировать лично. Считаю, что в его состав могут войти представители всех уровней власти, местного самоуправления, основных политических сил. В работе совета должны принять участие экспертные и деловые круги".

На следующий день, на борту яхты "Кавказ" по пути из Сочи в Туапсе, президент пояснил журналистам, что "Совет позволит сконцентрировать финансовые и административные ресурсы государства на главных отраслях социальной сферы - образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и жилищном строительстве. Эти приоритетные национальные проекты будут курировать профильные министры и сотрудники Администрации Президента. В. Путин подтвердил, что будет лично контролировать работу Совета. Это позволит свести на нет лоббизм и избежать распыления государственных средств".

Итак, налицо создание в России параллельного правительства с широкими, но пока не ясно очерченными полномочиями и с отсутствием соответствующего конституционного статуса. Добавим, что ровно год назад президент выступил с инициативой создания "параллельного" парламента в лице Общественной палаты. Таким образом, нельзя не отметить любопытную тенденцию - усложнение и расширение государственного механизма за счет создания дополнительных структур, дублирующих уже имеющиеся. Чем это вызвано?

Для ответа на этот вопрос, попробуем сперва разобраться в причинах выступления президента. В этом году, в связи с непрекращающимся и беспрецедентным ростом цен на нефть, и соответствующим увеличением запасов Стабилизационного фонда до 830 миллиардов рублей, резко возросла критика правительства за "неразумное накопительство". Политические силы всех направлений требовали от "Белого Дома" повернуться, наконец-то, лицом к реальным проблемам населения, и перестать витать в макроэкономических облаках. Президент, разумеется, не мог оставаться в стороне от ожиданий общественности, и был обязан обозначить свою позицию в этом споре.

Фактически, президентские инициативы стали ответом на призывы потратить средства Стабилизационного фонда. Владимир Путин перехватил эти лозунги, бесспорно, популярные среди населения, и не дал увести под их знаменами экономику в сторону от намеченного курса. По задумке президента средства должны тратиться не на проедание, а инвестироваться в будущее. В этом смысле ожидания тех, кто предполагал раздачу денег населению, и механическое увеличение зарплаты, конечно, не оправдались. Путин несколько раз подчеркнул, что главное - не влезть в затратные проекты, не поставить под удар макроэкономическую стабилизацию, не вызвать инфляцию и несбалансированность бюджета. Вместе с тем, президент как всегда сумел выступить так, чтобы успокоить всех. Те, кто хотел услышать о начале траты "заначки" услышали это, те, кто ожидал финансовой строгости, также успокоились.

Второй побудительной причиной инициатив стало нервное ожидание нынешней кремлевской командой неумолимо приближающегося 2008-го года. В своей сравнительно краткой речи Путин упомянул эту дату трижды, обозначив именно 2008-ой год как ориентир для заявленных проектов. Для того, чтобы передача власти прошла "без эксцессов", чтобы преемник Путина был избран в обстановке наибольшего благоприятствования, Кремлю жизненно необходимы реальные достижения, в первую очередь социальной сфере, которые можно будет продемонстрировать избирателям.

В этих уже фактически предвыборных условиях роль упомянутого Совета становится политической. Вспомним, что подобный орган был создан в 1999 году, накануне прихода к власти Путина. Это был Фонд стратегических исследований, и возглавлял его Герман Греф - будущий министр экономики и торговли.

Но не только политическими обстоятельствами объясняется усложнение механизма государственного управления. Грядущее создание Общественной палаты явно не связано с "проблемой-2008". Скорее всего, создание и Палаты и Совета - явное следствие неадекватности существующих Правительства и Думы задачам, которые ставит перед Россией время.

Чиновника "Белого Дома", многие из которых, если не большинство, работают там с советских еще времен, не способны направить свою деятельность в нужное русло. В бюрократическом аппарате тонут любые инициативы, а распределение денег по старым схемам неизбежно приводит к коррупции. Государственная же Дума, в своем нынешнем виде слабо связана с общественными настроениями, будучи укомплектована выдвиженцами одной партии, которую и партией-то назвать сложно. Из Думы давно ушли острые принципиальные споры, столкновения порой противоположных воззрений, без которых невозможно движение вперед, плодотворное отражение интересов различных групп населения. Поэтому, чтобы услышать голос общественности, президент и собирает Общественную палату.

С другой стороны, следует помнить, что создание комиссии по решению какой-то проблемы еще не гарантирует положительного итога. Надо смотреть в корень, а это не всегда удается. Никита Сергеевич Хрущев, удрученный состоянием советской экономики пытался "взбодрить" ее именно институциональными реформами, упуская из виду главное - отсутствие рынка и заинтересованности производителей в продаже товара. Он распустил в 1957 году отраслевые министерства, создав вместо них совнархозы, в 1958-ом ликвидировал на селе МТС (машинно-транспортные станции), укрупнил колхозы, разделил обкомы на промышленные и сельскохозяйственные, но дефицит продуктов как существовал, так и продолжал существовать.

Михаил Сергеевич Горбачев, дабы вдохнуть в жизнь в умирающее сельское хозяйство (и не только в него), придумал и Госагропром, и госприемку, ввел "сухой закон", но закончил тотальным введением талонов на еду.

Поэтому - все ли предусмотрел Кремль, предлагая и Совет по национальным проектам, и Общественную палату? Жизнеспособны ли эти органы изначально? Решение ли они проблемы или лишь способ показать, что проблемой "занимаются"? Не легче ли превратить правительство из технического в реальный орган власти, а Госдуму сделать несервильной, пропустив в нее многоликую оппозицию? Убрать рогатки цензуры с федеральных телеканалов? Тогда не потребуется и вышерассмотренных новых структур.

В заключение несколько слов о социальном аспекте инноваций. В 60-е годы XX столетия президент США Линдон Джонсон, на которого наседало общественное мнение, требовавшее решительной борьбы с нищетой и предоставления всем равных прав, объявил о начале строительства "Великого общества". В своем обращении "О состоянии Союза" 8 января 1964 года он сказал: "Эта администрация сегодня, здесь и сейчас объявляет безусловную войну бедности". В короткое время было принято 207 соответствующих законов. В то время как расходы США на оборону с 1949 по 1979 год возросли в десять раз, с 11,5 миллиардов долларов до 114,5, но, продолжая составлять примерно 4-5 % ВВП, расходы на "социалку" выросли в 25 раз, составив 12 % ВВП. Но самая претенциозная программа в истории США окончилась ничем. Бедность не уменьшилась, неграмотность возросла, зато резко выросло число иждивенцев на шее бюджета. Сам Линдон Джонсон, ввиду провала своей политики, предпочел не баллотироваться на второй срок.

И это все произошло в самой богатой стране мира! Иными словами, урок построения "Великого общества" заключается в том, что бедность и иные социальные пороки невозможно искоренить одним лишь усилием сверху. На самом деле - это сложный и мучительно долгий процесс, в основании которого лежит здоровая экономика. Владимир Путин это понимает, но все ли понимают в его окружении?


21 сентября 2005
http://www.novopol.ru/article3282.html

Док. 276324
Перв. публик.: 21.09.05
Последн. ред.: 10.02.07
Число обращений: 685

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``