В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Качиньский и Качиньский Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Качиньский и Качиньский
Братский выбор Польши

Наконец-то закончился изнурительный президентский марафон в крупнейшей стране Восточной Европы. Президентом Польши во втором туре избран мэр Варшавы Лех Качиньский. Он, к удивлению многих, ощутимо обошел своего соперника Дональда Туска, от которого отставал после первого тура на шесть процентов. А еще в сентябре Туску предрекали победу в первом же туре. Чем же объясняется сенсационная победа Качиньского, и что сулит Европе вообще, и России в частности, его пребывание в должности президента Речи Посполитой?

Сразу отметим - президент Польши (без относительно личности) совсем не президент России или даже Соединенных Штатов. Полномочия его ограничиваются обороной и внешней политикой, а решение внутренних социально-экономических проблем целиком отдано на усмотрение правительства и премьера. Но даже в таком качестве, обитатель Бельведерского дворца - официальной резиденции президента Польши, представляет собой чрезвычайно важную фигуру. Вспомним, что уходящий лидер - Александр Квасьневский приобрел за десять лет колоссальный авторитет и уважение во всем мире, и сыграл ключевую роль в событиях на Украине в прошлом году.

Как мы уже писали, Лех Качиньский - родной брат, мало того, близнец другого видного современного польского политика - Ярослава Качиньского. Именно Ярослав, создатель и лидер партии "Право и Справедливость", победившей на недавних парламентских выборах, отказался от поста премьер-министра, дабы помочь своему брату. В противном случае поляков могли начать запугивать разговорами о "братской диктатуре" и т.п. страшилками. Не случайно, первые слова ликующего Леха Качиньского были обращены к Ярославу, которого он публично поблагодарил, отметив, что именно тот является архитектором его победы.

Партия братьев Качиньских "Право и Справедливость" - партия не просто правая и антикоммунистическая, но глубоко консервативная, отражающая страхи и предрассудки жителей польской глубинки, социальных низов, менее всего выигравших от рыночных реформ и вступления страны в Евросоюз. Она выступает не просто за рынок, а за рынок "социальный", регулируемый государством, в котором основная тяжесть налогообложения ложится на наиболее зажиточных граждан. Надо заметить, что подобный курс противоречит общеевропейскому курсу, который в целом характеризуется отходом от патерналистской опеки государства.

Важное значение в избирательной платформе как партии, так и теперь уже президента Качиньского занимает моральная проблематика. Опираясь на католические убеждения большинства поляков, "Право и Справедливость" выступает за "твердые" моральные ценности, базирующиеся на религии. В этом смысле показателен пример триумфанта выборов. Летом этого года Лех Качиньский, как мэр польской столицы, запретил проведение в ней гей-парада, вещи давно уже ставшей привычной для западноевропейских городов. С именами братьев связывают тревоги по поводу возврата смертной казни, запрета абортов и тому подобных "вещей", характерных для религиозных фундаменталистов. Это также является чертой, могущей поставить евроинтеграцию Польши под удар.

Так что двойная победа братьев Качиньских, сперва на парламентских, а после на президентских выборах - палка о двух концах. Ликование сегодня непременно должно смениться необходимостью договариваться завтра и внутри страны и вовне ее. И тогда уже многие принципы придется оставить до лучших времен. Во-первых, "Гражданская платформа", получившая чуть менее голосов, и выдвиженцем которой являлся проигравший Дональд Туск, - важнейший коалиционный партнер партии "Право и Справедливость". Ее программные положения, являющиеся сугубо либерально-рыночными, так просто обойти не удастся. То, что премьером утвержден Казимеж Марчинкевич, выходец из той "Право и Справедливости", с высокой долей вероятности повышает шансы на то, что маршалом сейма станет тот же Дональд Туск, ныне являющийся вице-маршалом. Лех Качиньский уже сделал такое предложение.

Вообще, намерение Качиньского претворить в жизнь идею "четвертой республики", подразумевающей расширение полномочий президента и полиции, повышение уровня социального обеспечения граждан, маловероятно в сегодняшних условиях. Экономика Польши находится почти в состоянии стагнации. Уровень безработицы (18 %) - самый высокий в Европе. Страна поражена коррупцией. На таком фоне легко выиграть выборы с помощью популистских католических и традиционалистских лозунгов, но тяжело воплотить в жизнь подобную предвыборную программу. Куда реалистичней выглядела программа Туска и "Гражданской платформы", но избиратели предпочли не рисковать, оставив, таким образом, страну в подвешенном состоянии. В ближайшие несколько лет Польша вряд ли сможет сделать ощутимый рывок вперед. А это уменьшает шансы на выполнение амбициозной внешнеполитической программы братьев Качиньских, предусматривающей жесткое отстаивание интересов Польши по отношению к Германии и России, а также борьбу с Лукашенко. При нерешенных внутриполитических проблемах, в первую очередь, социально-экономических невозможно бросать вызов таким державам как Россия и Германия.

Поэтому не стоит ждать кардинальных изменений после президентских выборов. Скорее всего, курс Варшавы будет и дальше оставаться весьма неудобным для Минска и Москвы, но на серьезные выпады она будет вряд ли способна. То, что новый газопровод по дну Балтийского моря обойдет Польшу, больно щелкнуло ее по носу, и она вынуждена будет договариваться с Россией о более конструктивном взаимодействии. В своей первой речи после выборов Лех Качиньский уже фактически пригласил Путина в Варшаву.

Польша - страна с сорокамиллионным населением, с самой мощной экономикой в Восточной Европе, давно уже утратила былой динамизм, заложенный реформами Лешека Бальцеровича. Еще несколько лет назад страну ставили в пример как наиболее удачный пример перехода от социалистической экономики к рыночной. Сегодня она тяжело больна. Крупные успехи польских Жириновских - Анджея Леппера и Романа Гертых свидетельствуют о том. В Польше господствуют настроения усталости и разочарования.

Сможет ли переломить эти настроения новый президент? За плечами у Леха Качиньского большой опыт политической борьбы и руководства важнейшими ведомствами (Счетная палата, министерство юстиции, варшавская мэрия). Будем надеяться, что он использует его наиболее разумным и ответственным образом.


24 октября 2005
http://www.novopol.ru/article3664.html

Док. 276316
Перв. публик.: 24.10.05
Последн. ред.: 10.02.07
Число обращений: 371

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``