В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Национальные проекты: от пиара к реализации Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Национальные проекты: от пиара к реализации
Революционные инициативы, озвученные Владимиром Путиным 5 сентября, почти сразу получившие название "общенациональных проектов", оказались не просто красивым лозунгом, вброшенным в массы. Судя по всему, Кремль придает им действительно серьезное значение, связывая с их реализацией большие надежды. Какие - поговорим чуть позже.

Указом президента уже создан "Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов" из сорока одного человека. В развитие сентябрьской инициативы премьер Фрадков провел совещание по сельскому хозяйству, а президент на днях собрал у себя министров и вновь напомнил им, что "основная работа по реализации этих задач, конечно же, остается на Правительстве Российской Федерации во главе с премьером, с Председателем Правительства. И никто никакой ответственности за реализацию намеченных планов и задач с Правительства не снимает".

Надо заметить, что если внимательно проследить эволюцию кремлевской политики за последний год, то данные инициативы предстанут весьма неожиданным экспромтом. В апреле, в ежегодном послании президента о них нет еще ни слова. Следовательно, идея проектов родилась сравнительно недавно. Как мы уже писали, "президентские инициативы стали ответом на призывы потратить средства Стабилизационного фонда. Владимир Путин перехватил эти лозунги, бесспорно, популярные среди населения, и не дал увести под их знаменами экономику в сторону от намеченного курса". Толчком послужили январские выступления населения, недовольного реформой социальных льгот. Какую-то кость населению, живущему в массе своей тяжело, бросить было просто необходимо.

Как отмечают некоторые обозреватели, в подготовке идеи "национальных проектов" приняло активное участие экспертное сообщество. Другими словами, проекты рождались не только и не сколько в глубинах президентской администрации, а в умах приглашенных консультантов, в значительной своей части - политтехнологов. Не случайны потому как чисто западная форма презентации проектов, так и само их название. Во всей этой кампании есть нечто, должное напоминать о New deal"е - "Новом курсе" Ф. Д. Рузвельта. Но Америка Америкой, а российская действительность сурова и непредсказуема.

Уже на самом первом этапе возникает много вопросов. Во-первых, выделение на общенациональные проекты только в бюджете следующего года 130 миллиардов рублей грозит похоронить всю антиинфляционную политику правительства. Президент это прекрасно понимает. Не даром он на последнем экономическом совещании заявил: "в текущем году поставили перед собой планку удержания инфляции на уровне 8,5 процента. Уже сейчас ясно, что мы с этой задачей не справляемся. Еще раз хочу сказать - в целом тем не менее положительно оцениваю усилия Центрального банка и Правительства по удержанию инфляции, но считаю эти меры недостаточными". Цель, обозначенная Путиным ясна: "необходимость разработки пакета антиинфляционных мер, направленных на удержание нашей экономической политики в том русле, которое позволило нам добиваться весьма существенных экономических показателей за последние пять лет".

Таким образом, правительству придется постараться впрячь в телегу одновременно и политику проинфляционную (увеличение пенсий и зарплат, траты на национальные проекты), и политику антиинфляционную. Ясно, что неспособность правительства удержать инфляцию в заданных рамках, прямо связана с экстраординарными тратами этого года, вызванными дополнительными тратами на социальные нужды. А подстегнуты они были выступлениями беспрецедентными населения. Как Михаил Фрадков вместе со своим экономическим блоком (Греф и Кудрин) решит эту дилемму - не слишком понятно.

Другой миной замедленного действия является избирательное повышение зарплат. Например, в сфере здравоохранения оно предусматривается лишь для медицинских сестер, педиаторов и участковых врачей. А как быть с отоларингологами и гинекологами, хирургами и невропатологами? Как воспримут эти медики, что их коллеги - такие как они, может быть, даже с меньшей квалификацией, станут получать в разы больше? Увы, наш народ довольно завистлив, особенно если речь идет о социальных низах, когда каждая копейка на счету, и лишний рубль в доходе коллеги глаз колет. Вспоминается рассказ одного депутата Госдумы, который помог некоему инвалиду с заменой давно протекавшей сантехники. Жители подъезда буквально озверели, узнав об этом. "Он, сволочь, и так получает повышенную пенсию, а ему еще и унитаз бесплатно заменили. Я, вот, мать-одиночка, уже двадцать лет не могу этого дождаться! Мы за вас теперь никогда не проголосуем!" Никто не порадовался удаче соседа.

То же касается и школ. Выделение счастливчикам грантов по сто тысяч рублей - сумма довольно внушительная для педагогов, грозит взорвать психологическое равновесие в школах и иных учебных заведениях, когда остальные члены коллектива будут по-прежнему получать гроши. Переход к так называемому "нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися", чреват закрытием малокомплектных сельских школ, и, как следствие, дальнейшим вымиранием маленьких деревень. Внешне безупречный тезис о том, что "необходимо ликвидировать прямую зависимость труда учителя от количества проведенных им уроков и перейти на новую систему оплаты труда. В ее основе должно быть качество преподавания" грозит дальнейшим расколом в педагогических коллективах, противопоставлением "передовиков-новаторов" и "отстающих". Ведь в массе своей в провинции в школах работают пожилые люди, уже неспособные перестроиться, чтобы работать по-новому.

Ипотечное кредитование - один из четырех коньков национальных программ, также тесно увязано с бюджетными тратами. Агентство по ипотечному кредитованию требует больших финансовых вложений, на которые частные банки пока не способны. Также и сельское хозяйство - высокорискованная отрасль экономики, но на реализацию национального проекта "Развитие АПК" уже в 2006-2007 годах предусмотрено выделение 30,9 млрд. рублей. При чем возврат этих средств не гарантирован. Какая-нибудь очередная эпидемия типа птичьего гриппа способна уничтожить все вложения.

Сегодня Кремль стоит перед новой трудной задачей - плавный и постепенный переход власти к наследнику нынешнего президента. Не последнюю роль в этом процессе будут играть социальная стабильность в стране. Ее достижение - заветная мечта нынешних политтехнологов. Они понимают, что пропаганда - пропагандой, административный ресурс - административным ресурсом, но без реальных достижений в деле благополучия сограждан, трудно претендовать на ощутимый успех на выборах. Но не втягивают ли они сегодняшнее кремлевское руководство в опасный эксперимент с национальными программами? В случае неудачи все шишки ведь посыпятся не на мастеров пиара, а на вполне реальных руководителей государства. Операция "Наседник-2" может быть изрядно подпорчена неадекватной реализацией проектов. Уже сегодня никто в правительстве не считает реальной задачу удвоения ВВП к 2010 году, тихой сапой пересмотрев решение президента. Но эта дата далека, а означенные проекты должны быть реализованы к 2008 году. Получится ли?


28 октября 2005
http://www.novopol.ru/article3730.html

Док. 276302
Перв. публик.: 28.10.05
Последн. ред.: 10.02.07
Число обращений: 693

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``