В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Муниципальная реформа по-тульски Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Муниципальная реформа по-тульски
Муниципальная реформа, несмотря ни на какие препоны, объективные и субъективные, идет по стране. В минувшие выходные еще в 11 регионах сформировались местные органы власти. Среди них и Тульская область. 30 октября в ней состоялись выборы в муниципалитеты в соответствии с новой редакцией закона о местном самоуправлении.

Надо заметить, что восемь лет назад, когда здесь прошли первые в ее истории муниципальные выборы, область считалась отстающей. Тогдашний губернатор Николай Севрюгин делал все, чтобы главы районов и городов оставались до последнего назначенными. Сегодня же Тульская область - в передовиках. Ее власти не стали, подобно многим другим регионам, страдать по поводу неготовности к реализации 131-го закона, а взялись за его реализацию без проволочек. В результате, к 1 января 2006 года - сроку предусмотренному первоначальным вариантом закона, область завершит в основном переход на новый вариант местного самоуправления, тогда как в немалом количестве других субъектов федерации все будет оставаться по прежнему - с привычной ссылкой на неготовность, преждевременность и т.д.

Что ж, в России, как всегда, реформы проводятся по инициативе "сверху", при этом "низы", в большинстве своем пока еще искренне не понимают - к чему самим избирать мэров и глав, и зачем теперь будет на порядок больше самостоятельных властей. Местное самоуправление - это такая сфера, в которой особых политических дивидендов не достичь, и потому она обычно остается вне поля зрения общественности и СМИ. И напрасно - во всем мире местное самоуправление является фундаментом гражданского общества, самым первым и надежным инструментом для связи между человеком и властью, выразителем интересов общины.

Суть реформы Козака в том и заключается, чтобы приблизить власть к населению, но оно, как всегда, бежит от этого приближения. Посмотрим, к чему она привела на примере отдельно взятого региона. Итак, до последнего момента в Тульской области существовало 26 муниципальных образований. Они, в основном, соответствовали прежним районам советских времен. Теперь же их число увеличивается до 179, то есть приблизительно в семь раз. Отныне в Тульской области будет три городских округа - собственно Тула, город Донской и поселок Новогуровский, и двадцать три муниципальных района, которые в свою очередь поделятся на 153 муниципальных образования - 112 сельских и 41 городское поселение.

По смыслу 131-го закона у них всех должны быть свои бюджеты, но на переходный период в Тульской области решено, что часть полномочий поселения передают муниципальным районам. Так что пока поселения не будут иметь собственных бюджетов, а будут обходиться утверждаемыми сметами.

В районах появляется новое должное лицо - избираемый на конкурсной основе сити-менеджер, то есть профессиональный управляющий городским или районным хозяйством. Его утверждает специальная комиссия, формируемая на паритетных началах из представителей муниципалитета и областной власти. Спикер районного собрания одновременно является главным должностным лицом. В поселениях же - городских и сельских, предполагается власть совместить в одних руках. Выборы депутатов прошли по двум системам - там, где население превышает тридцать тысяч человек, они прошли по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, в меньших образованиях - сугубо по одно- и многомандатным округам.

Надо отметить, что в семи муниципальных образованиях главы избраны сравнительно недавно, срок их полномочий не истек, и они будут занимать свои посты еще в течение 2-4 лет.

Таким образом, выборы потеряли былую политизированность и потому не привлекли особого внимания политиков и, соответственно, имиджмейкеров. Но это замечание не относится к центру области - городу Туле. Тут борьба была ожесточенной и напряженной как никогда прежде. Дело в том, что местные законодатели избрали особый вариант управления для Тулы. Здесь остался всенародно избираемый глава. Правда, его полномочия существенно ограничиваются, реальная власть переходит в руки сити-менеджера, как и в других городах, избираемого конкурсной комиссией из депутатов и представителей обладминистрации. Глава города фактически будет спикером местной думы, этакой английской королевой, царствующей, но не правящей. Тем не менее, даже за этот пост развернулась напряженная борьба.

"Новая политика" уже писала об изменениях, произошедших в Туле после назначения нового губернатора. Вячеслав Дудка предложил бывшему мэру уйти со своего поста, и исполняющим обязанности главы города стал Владимир Могильников, до того проработавший шестнадцать лет руководителем Пролетарского района Тулы - самого большого в ней. Он имел реноме сильного и успешного хозяйственника, пересидевшего не одного мэра и губернатора. Буквально через месяц стало понятно, что ему придется идти в политику и претендовать не на пост сити-менеджера, а на пост главы, должность, как мы уже подчеркивали политическую и представительскую. Никто другой, идущий от областной власти, не мог бы рассчитывать на победу. Причиной тому - наличие в Туле немалого количества опытных и известных политиков, весьма искушенных в выборах.

За короткий срок пребывания в должности "ио" Владимир Могильников успел начать масштабные строительные и реставрационные работы. Областная власть выделила ему дополнительно 70 миллионов рублей. Фасады основных зданий подкрасили, центральную площадь города заасфальтировали, дороги подремонтировали. Это, вкупе с заработанным в Пролетарском районе имиджем "тульского Лужкова" должно было стать главной козырной картой Могильникова.

По всему городу были расклеены плакаты с совместным изображением В. Могильникова и губернатора В. Дудки. Могильникова поддержали основные партии - "Единая Россия" и КПРФ, Партия пенсионеров и СПС, ветеранские и иные общественные организации.

Главным соперником кандидата от "партии власти" оказался Владислав Сухорученков - полная ему противоположность. Молодой (34 года), почти со студенческой скамьи попавший в депутаты областной думы. Он трижды побеждал в одномандатном округе, несмотря на противодействие власть имущих, и уже баллотировался на пост мэра четыре года назад, заняв второе место. В этот раз он выступил более мощно, проведя в высшей степени изобретательную и напористую капанию. Зарегистрировав в качестве второго кандидата Александра Берестнева, своего единомышленника, он предоставил ему все черную работу по компрометации Могильникова. Тиражом в двести тысяч штабом Берестнева распространялась специальная "чернушная" газета, поливавшая грязью "успешного хозяйственника". Естественно, противная сторона в долгу не осталась, прибегнув, в первую очередь, к помощи телевидения. Обе стороны скатились к состязанию в "черном пиаре", порой на грани фола, с циничной изобретательностью.

Менее заметно проходили кампании депутата облдумы Владимира Тимакова и главы Советского района Галины Морозовой. Первый, лидер патриотического движения "Засечный рубеж", одновременно выступающего как филиал "Родины" в Тульской области, политик - похожий на Сухорученкова, оттого постоянно с ним ссорящийся и воюющий. Основную тяжесть удара Тимаков перенес именно на него, объективно выступая как союзник Могильникова. Морозова же довольно безвкусно пиарила саму себя. Вообще, ее участие в мэрской гонке - самый непонятный факт во всей кампании. Будучи тесно связанной с бывшим мэром Казаковым, она давно соперничала с Могильниковым - чей район лучше, и, видимо, считала, что именно она достойна стать следующим мэром. Несмотря на предложение губернатора выйти из игры и не мешать, она осталась во власти своих амбиций и обид, отрезав все пути к отступлению.

На последней неделе кампании Сухорученков в отчаянии сделал сильный ход - пригасил в Тулу бывшего заместителя председателя Центробанка, заместителя министров финансов Сергея Алексашенко, представив его как будущего тульского сити-менеджера. За Сухорученкова же агитировали Андрей Караулов, Сергей Глазьев и Сергей Бабурин.

Результат же оказался следующим - Владимир Могильников получил свыше сорока процентов голосов избирателей. Владислав Сухорученков отстал от него более чем на десять процентов. Попутно в Тульской городской думе "список Могильникова" получил 22 места из 35. Что ж, победа более чем безоговорочная. Посмотрим - как заживут туляки при новой власти...


31 октября 2005
http://www.novopol.ru/article3773.html


Док. 276295
Перв. публик.: 31.10.05
Последн. ред.: 10.02.07
Число обращений: 370

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``