В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Господа офицеры Назад
Господа офицеры
Евгений Сеньшин: При реформировании структуры российской армии придется сократить две трети командующих. Именно это и останавливает преобразования

"Дело рядового Сычева" не стало серьезным поводом для изменения системы прохождения службы не только рядового и сержантского, но и офицерского состава, считает руководитель московского Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук Анатолий Цыганок: "Оно вылилось в заурядную разборку между военным прокурором и министром обороны. Победил последний, добившись смены неудобного противника. Из этого случая в Минобороны сделаны два вывода. Во-первых, восстановлена военная гаупвахта. И я это поддерживаю. Во-вторых, создана военная полиция, подчиненная Минобороне, против чего я категорически возражаю. Военная полиция необходима для поддержания правопорядка на территории частей и соединений Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, службы внешней разведки и еще двенадцати структур. А раз так, она должна подчиняться не Минобороне, а Министерству юстиции".
Откройте казармы

Анатолий Дмитриевич, какие меры, ведущие к устранению неуставных отношений, вы предлагаете?

Анатолий Цыганок, руководитель московского Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук: Нужно поднять планку призывного возраста до 21 года для всех призывников, поскольку в это время завершается биологический рост мужчины. При этом решается проблема отсрочек от призыва студентов, которые либо окончат вуз, либо останутся неучами и в отсрочке нуждаться не будут. Прохождение службы должно осуществляться на территории призыва. Следует законодательно запретить призыв в армию лиц, осужденных по тяжелым статьям и находившихся в заключении.

Армия должна быть укомплектована по смешанному принципу. На должностях рядовых в мотострелковых, десантных, внутренних войсках иметь контрактников - большая роскошь и глупость. Но сержантами могут быть только контрактники. Они должны отбираться по конкурсу не менее чем из 4 - 5 человек. В противном случае контрактная армия станет сборищем люмпенов и деклассированных элементов. Нормальный парень не пойдет на оклад 1700 рублей, такие деньги можно и дома заработать.

Далее: следует восстановить профессиональную прослойку сержантов в армии и на флоте. Организовать двухгодичные или трехгодичные факультеты (курсы, колледжи) по подготовке сержантов при военных училищах и академиях, куда принимать только после года солдатской службы. Так сделано, например, в Таиланде.

Необходимо возродить "Положение о баллотировке при выдвижении офицера на вышестоящую должность". Такой принцип действовал в российской армии до Первой мировой войны. Он учитывал мнения всех офицеров части путем проведения тайного голосования по трем-четырем кандидатурам.

Евгений Сеньшин: Какую роль вы отводите идеологической подготовке?

Анатолий Цыганок, руководитель московского Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук: Первая задача Вооруженных сил - защита страны от внешней агрессии. Но ее невозможно выполнить без формирования единой российской нации в рамках гражданского (а не этнического) национализма. Необходимо воспитание военнослужащего как защитника единой России. Эта работа должна носить надэтнический, надконфессиональный и надпартийный характер.

Евгений Сеньшин: Разве сейчас такая работа не ведется?

Анатолий Цыганок, руководитель московского Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук: В такой постановке, к сожалению, нет. В российской армии пока приветствуется только одна конфессия - православное христианство.

А как быть с мусульманами, баптистами, иудеями, буддистами, католиками?

Евгений Сеньшин: Какую роль может сыграть гражданское общество в реформе армии?

Анатолий Цыганок, руководитель московского Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук: Все без исключения военнослужащие должны обладать всеми правами, предусмотренными Конституцией РФ. Специфика воинской службы не подразумевает бесправия солдат и офицеров. В этой связи необходим гражданский контроль над Вооруженными силами. В первую очередь - парламентский: нужна большая открытость статей бюджета и контроль за их исполнением со стороны депутатов. Сегодня полный анализ бюджетных расходов на армию невозможен: 4/10 бюджета засекречено, хотя по закону должны быть закрыты только расходы на специальную деятельность - разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную. Нужно ввести должность уполномоченного по правам военнослужащего - гражданского лица, имеющего своих представителей в соединениях и частях армии, МВД и ФСБ.

Евгений Сеньшин: Покойся с миром

Как вы видите план реформирования армии в соответствии с современными военными угрозами?

Анатолий Цыганок, руководитель московского Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук: Нынешнюю армию необходимо оставить в покое и начать комплектовать новую, по новым принципам, которая отвечала бы требованиям современности. Начиная с 1985 года все президенты - от Горбачева до Путина, все министры - от Язова до Иванова, занимались физическим сокращением армии с 4,7 миллиона до одного, оставляя неизменной ее структуру. Но именно в ней вся проблема. До сих пор политическая элита России воспринимает страну как усеченный СССР, поэтому остались без изменения армия, ФСБ, милиция. Но у России другие угрозы, границы, соседи и возможности.

Исходя из этого необходимо разработать новую военную теорию, в соответствии с ней организовать обучение генералов и офицеров. Спрогнозировать, какие силы и средства нужны для создания группировок войск, определить технические требования к перспективным образцам вооружения и выдать задания по исполнению государственного заказа, производству необходимой техники и вооружений (каких - см. "Враг внутри").

Кроме того, России нужно отказаться от архаичной структуры армии. Генеральный штаб, военные округа, армии, корпуса, дивизии, полки - все это осталась неизменным с XIX века. Вместо Генерального штаба, существующего с 1711 года, следует создать Главный штаб, у которого должны остаться только оперативные, разведывательные и организационные функции. Военные округа, образованные при проведении военной реформы после поражения в Крымской войне, должны сменить территориальные командования.

Евгений Сеньшин: Что это такое?

Анатолий Цыганок, руководитель московского Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук: В мирное время это объединения, включающие в себя сухопутную, воздушную и морскую группировки и их центры управлений. Сейчас в период крупных стратегических и оперативных учений такие командования создаются на временной основе из состава различных военных округов, видов и родов войск, а после учений разбегаются по видовым структурам. Но в будущей войне не будет роскоши временного промежутка, позволяющего сформировать такие командования на театре военных действий на отдельных направлениях, в соответствии с угрозами.

Кроме того, в составе Вооруженных сил, помимо сухопутных войск, ВВС, ПВО, РВСН, ВМФ, должны быть космические и информационные войска. Надобность последних вытекает из анализа войн последнего десятилетия, когда армия, разгромив противника, проигрывает ему информационную войну, как США в Ираке, а Израиль - в Ливане.

Евгений Сеньшин: Вам не кажется, что оставить существующую армию в покое и начать с чистого листа комплектовать новую - утопия? Кто будет защищать страну, пока у нее не будет армии?

Анатолий Цыганок, руководитель московского Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук: Россия переживает уникальный период в своей истории: в ближайшие 10 - 15 лет не прогнозируются войны. И этот шанс необходимо использовать с таким расчетом, чтобы через 15 лет Россия обладала современной армией. Так поступил Петр Первый, который не стал реформировать стрелецкое войско, поскольку оно не подлежало реформированию. Так поступил Владимир Ленин после Октябрьского переворота, разогнав царскую армию. Так поступили Кемаль Ататюрк и строители послевоенной немецкой армии.

Нужно начать с формирования отдельных полков с новым вооружением. В основу должна быть положена новая военная теория, которая не предполагает сплошных линий окопов и траншей на тысячи километров, а для наступления не предусмотрены тысячи танков. Но зато на вооружении есть роботизированные и беспилотные комплексы, электронные карты, на которых каждый командир видит обстановку не только перед собственным носом, но и на ближайшие 2,5 тыс. кв. километров и лично может перепрограммировать боевые комплексы. И подчиненные ему не объясняют, что это за "непонятные черточки" на дисплеях.

Евгений Сеньшин: Почему этим мерам сопротивляются в Минобороне?

Анатолий Цыганок, руководитель московского Центра военного прогнозирования Института военного и политического анализа, член-корреспондент Академии военных наук: Видимо, потому что большая часть военных руководителей озабочена распродажей списанного военного имущества и получением прибыли от подсобных хозяйств, расположенных на территории частей. Их вполне устраивает нынешняя структура управления не потому, что они не понимают природы современного сражения и современных требований к управлению войсками. А именно потому, что при реформировании военных округов, армий, корпусов (в порядке эксперимента это постепенно проводит начальник Генерального штаба Юрий Балуевский в Приволжско-Уральском военном округе) количество нынешних командующих будет на две трети сокращено. А кто же в России будет копать под себя?

08.10.06

Урал паблисити монитор

Док. 276286
Опублик.: 10.02.07
Число обращений: 686

  • Цыганок Анатолий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``