В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А. Исаев: `Принята революционная норма, в соответствии с которой, совместитель вправе получать оплату больничного листа по всем местам работы`. Назад
А. Исаев: `Принята революционная норма, в соответствии с которой, совместитель вправе получать оплату больничного листа по всем местам работы`.
В среду, 7 февраля, в Медиа-центре газеты "Известия" состоялась пресс-конференция председателя Комитета ГД по труду и социальной политике Исаева Андрея Константиновича, приуроченная к вступлению в силу нового порядка оплаты больничных листов. Тема: "Изменения порядка оплаты больничных листов".

Публикуем основные фрагменты этой пресс-конференции.

Андрей Исаев:
- С этого года вступил в силу закон "обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, а так же по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию". Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности пособию по беременности и родам повышен с 15 тысяч (максимальный размер действовал в 2006 году) до 16125 рублей. Одновременно с этим принята, на мой взгляд, революционная норма, в соответствии с которой, работник вправе получать оплату больничного листа по всем местам работы. Это очень важно, особенно для тех работников, которые работают совместителями, например, преподавателями в высших учебных заведениях, где часто бывает так, что их заработная плата по местам, где они работают как совместители существенно выше, чем заработная плата, там, где они работают на основном месте. Причем этот предельный размер, который я вам назвал, 16125 рублей действует по каждому из мест работы работника в отдельности. Следующий важный момент - это отказ от понятия непрерывный стаж, который действовал в советские времена и, в соответствии с которым, оплачивался больничный лист. Хочу напомнить, что работники, проработавшие более 8 лет непрерывно, получали 100 процентов среднего заработка, работники, проработавшие от 5 до 8 лет, получали, соответственно, 80 процентов и работники, проработавшие до 5 лет, получали 60 процентов среднего заработка. Теперь понятие "непрерывный стаж" заменен понятием "страховой стаж". То есть даже в том случае, если у работника были перерывы существенные в стаже, но он проработал 8 лет, он получает право на получение 100 процентов среднего заработка в качестве основания оплаты больничного листа. Мы считаем такой подход абсолютно правомерным, потому что в условиях рыночной экономики далеко не всегда от работника зависит непрерывный у него стаж или же он прерывался. И для нас принципиально важно, что за него в течение определенного периода времени выплачивались взносы в фонд социального страхования, единый социальный налог. Это дает основание для того, чтобы выплачивать работнику пособие в полном объеме. Так же сделан очень серьезный шаг по определению ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Его размер будет зависеть от заработка женщины, которая ушла в декретный отпуск. И будет составлять 40 процентов от среднего заработка, но не менее 1500 за первого ребенка и не менее 3000 за второго ребенка. Верхним потолком в данном случае будет являться цифра 6 тысяч рублей. Мы считаем, что данное решение, во-первых, усилит страховые принципы в системе социального страхования. Во-вторых, будет служить решению демографических проблем. Действующий по предложению партии "Единая Россия" родовой сертификат не только сохранен, но и дополнительно профинансирован. Оплата услуг медицинских учреждений в период беременности, женских консультаций повышено с 2 до 3 тысяч рублей, а соответственно, оплата роддомов с 3 до 6 тысяч рублей. При этом выделена новая сумма денег - 1000 рублей на диспансеризацию, диспансерное наблюдение за ребенком в возрасте до 1 года. Половина этих средств пойдет на заработную плату работникам соответствующих структур. Вторая половина должна будет тратиться на укрепление материального благосостояния соответствующих медицинских учреждений.

Хотел бы также сказать, что принятые решения создают напряженную ситуацию в бюджете фонда социального страхования. Впервые мы сталкиваемся с ситуацией, когда бюджет фонда социального страхования становится дефицитным. Это требует от нас осознанных решений, связанных с реформированием системы социального страхования в нашей стране. К соответствующим решениям Государственная дума готова. Еще в прошлом году была сформирована рабочая группа во главе с первым вице-спикером Олегом Викторовичем Морозовым. К сожалению, мы пока не слышали предложения правительства по реформированию системы социального страхования. Оно должно было выступать по сути дела главным игроком на этом поле. Это означает, что ГД возьмет инициативу в свои руки и в этом году внесет предложение, которое позволит сделать фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и пенсионный фонд бездефицитным.
О проблемах в пенсионной реформе и механизме социального страхования.
Комитет по трудовой и социальной политике давно уже говорил, что у нас наступил если не кризис, то некоторая пробуксовка пенсионной реформы. В свое время задачей, смыслом, целью пенсионной реформы было сделать будущую пенсию зависимой от тех платежей, которые выплачиваются работодателям за работников в фонд пенсионного страхования. И на первом этапе это серьезно способствовало решению данного вопроса. Работник понимал, что заинтересован в том, чтобы за него платили в полном объеме в платежи фонда обязательного пенсионного страхования, что только таким образом он может накопить себе нормальную приличную пенсию. К сожалению, одновременно с проведением пенсионной реформы, она совпала с реформированием налогообложения. Вы знаете, что было принято решение о введении единого социального налога, а затем его снижение на 10 процентных пунктов. Комитет по труду и социальной политики, как в прошлом составе ГД, так и в нынешнем составе, выступал категорически против этих решений. Мы понимали мотивы наших коллег. Они хотели снизить налогообложение фонда оплаты труда и тем самым добиться легализации заработной платы. Нужно сказать, что налогообложение было существенно снижено. Только за прошлый год работодатели сэкономили 283 миллиарда рублей - более 10 миллиардов долларов. К сожалению, на росте заработной платы легальной это абсолютно никак не отразилось. Между тем сформировался дефицит, в том числе пенсионного фонда, он на сегодняшний день равен 88 миллиардам рублей. Это, конечно, не катастрофа, потому что это меньше, чем ежемесячные расходы пенсионного фонда, но это, тем не менее, неприятная и досадная тенденция. Да, сегодня государство может в полном объеме этот дефицит покрыть. Однако его наличие само по себе означает, что каждый грамотный работник понимает, что его будущая пенсия будет зависеть не столько от того, платят за него взносы или нет, сколько от того, будет ли у государства средства в будущем покрывать соответствующий дефицит пенсионного фонда. Тем самым смысл пенсионной реформы во многом подрывается.

Вторая проблема, которая существует в рамках пенсионной реформы - это накопительная система, которая сегодня сложилась. Мы знаем, что более 90 процентов будущих пенсионеров - молодых людей в возрасте моложе 1966 года рождения, не избрала никакой частной накопительной компании. По умолчанию по закону это означает, что они оставляют средства государству и государство вправе размещать средства в тех бумагах, в которых сочтет нужным. Государство размещает средства в бумагах Внешэкономбанка. Это, с одной стороны, конечно же довольно стабильные ликвидные бумаги и мотивацию государства можно понять тем, что таким образом деньги гарантировано сохраняются, но с другой стороны, доходность этих бумаг сегодня составляет 6 процентов в год, что существенно ниже уровня инфляции. Это означает, что данную часть пенсии нельзя назвать накопительной. Она является по сути своей убывающей. Но, кроме того, что она как бы убывает, есть еще одна проблема, это средства, которые сегодня отвлечены от выплаты текущей пенсии. Я хочу для вас сделать разъяснение. Дело в том, что пенсия, хочу напомнить, состоит из трех частей:
- базовая часть пенсии, которая выплачивается государством, фактически это пособие по старости. Оно выплачивается государством независимо от заработка и стажа. Там требуется минимальный 5-летний стаж. Кстати говоря, базовая пенсия в этом году будет повышена почти на 40 процентов - с 900 до 1260 рублей.
- страховая часть пенсии представляет собой определенную тоже систему накопления, но накопления виртуального. На самом деле эти деньги не накапливаются в физическом своем выражении. Они прямо с колес, что называется, идут на выплату пенсии нынешним пенсионерам, а накапливаются у гражданина не деньги, а права. То есть эта сумма учитывается для расчета его будущей пенсии, но сама по себе она никак не сохраняется, она идет на выплату.
- накопительная часть. Эта та сумма денег в рамках пенсионной системы, которая извлекается как бы из пенсионной системы, которая не идет на выплату пенсий нынешним пенсионерам, которая должна накапливаться и создавать задел на будущее.

К сожалению, с заделом на сегодняшний день получилось очень плохо. Поэтому нужно искать выход из данной ситуации. Мы вносили несколько предложений, которые, на мой взгляд, позволили бы кардинально изменить ситуацию. Во-первых, если говорить о самой пенсионной реформе, мы предлагали и будем на этом настаивать, провести следующее решение. Сегодня, как вы знаете, единый социальный налог вместе с взносами в пенсионный фонд составляет 26%. Из них 14% - взносы в пенсионный фонд, остальное - из которых 6% на фонд оплаты труда считается, что идут на формирование базовой части пенсии. Считается, что поскольку единый социальный налог сегодня является безадресным и безвозмездным платежом государства. Поэтому государству, в принципе, все равно из каких источников формируется доходная часть бюджета, из которой потом выплачивается базовая часть пенсии. Мы предлагаем эти 6% передать в страховой взнос, увеличив его до 20%, что позволит существенно нарастить пенсию как нынешним пенсионерам, там и пенсионные накопления будущим пенсионерам. А государству возмещать базовую часть пенсии, по сути дела пособие по старости из иных источников, которые у государства есть. Это, на наш взгляд, было бы разумным решением. Мы предлагаем также рассмотреть вопросы, открыто обсудить, что делать с накопительной частью пенсии. Для нас, бесспорно, что те граждане, которые приняли решение разместить свои пенсии в частных управляющих компаниях, не должны пострадать. Их право должно быть сохранено. Что касается остальных граждан, то им должен быть предоставлен выбор - либо они сами добровольно соглашаются на то, чтобы их накопительная часть была присоединена к страховой, это увеличит их страховой капитал, либо они пишут заявление, в котором предоставляют право государству принять решение о размещении их средств, в частные управляющие компании. Условием такой частной управляющей компании, ее деятельности, должна быть доходность выше уровня инфляции. Нам кажется, что такие подходы достаточно оправданы. Но, безусловно, мы должны, принимая эти решения, ни в коем мере не покуситься на права и не обидеть тех людей, которые сделали свой выбор, которые уже приняли решение по накопительной части пенсии. Мы не должны повторить ошибки, которые была совершена, когда целый ряд возрастов - средний возраст - был исключен из накопительной системы без консультаций с людьми и объяснений. На самом деле это во многом и торпедировало накопительную систему. Мы можем понять, что на сегодня, те, кто получает заработную плату молодые люди в возрасте моложе 1967 года рождения, это, как правило, не очень высоко оплачиваемые работники. Как раз более высокооплачиваемые работники это работники средних возрастов. Именно они оказались исключены из накопительной системы. А для молодых людей, какой им смысл спорить и решать, куда направить 13-20 рублей, которые у них формируется в накопительной части пенсии в течение года, в какую управляющую компанию. Это просто неинтересно. Поэтому система буксует. Мы давно призывали правительство к серьезному разговору по данному вопросу. Если говорить в целом по социальному страхованию, то наш комитет при обсуждении вопросов о реформировании системы социального страхования будет настаивать на восстановлении системы социального страхования. На мой взгляд, должен действовать следующий принцип: необходимо определить перечень услуг, право на которые имеет работник - пенсия, пособие по больничному листу, пособие по беременности и родам, право на определенное количество работников получать путевки на санаторно-курортное лечение, право на получение путевок в детские оздоровительные лагеря детей работников. Весь этот объем прав должен быть оценен и обсужден российской трехсторонней комиссией с участием профсоюзов, работодателей и правительством. Именно эта комиссия должна установить справедливый тариф отчислений во внебюджетные социальные фонды, которые позволил бы в полном объеме выполнить установленные законом гарантии и обязательства. И уже после того, как комиссия установит этот тариф, его проштампует, то есть утвердит ГД в качестве закона на пять лет. Через пять лет тариф должен пересматриваться с участием сторон социального партнерства. Более того, должен быть создан механизм, который заинтересовал бы работодателей в том, чтобы решать проблему социального страхования, в том числе используя собственные средства. Скажем, если предприятие не вычерпало в полном объеме средства, которые отчисляются в фонд социального страхования на больничные листы, то оно должно иметь право на эту сэкономленную сумму денег, провести диспансеризацию своих работников, вакцинацию своих работников, купить им путевки для санаторно-курортного лечения, купить путевки для детей работников в детские оздоровительные лагеря. Это абсолютно верный и абсолютно страховой подход. Потому что таким образом фонд социального страхования будет проводить фактически профилактику заболеваний, экономить будущие средства на выплату больничных листов. Мы понимаем, что если люди пройдут оздоровление, то, скорее всего, они возьмут меньше больничных листов. Это экономически социально обоснованный подход.



2007-02-07
http://www.izvestia.ru/

Док. 276144
Опублик.: 08.02.07
Число обращений: 835

  • Исаев Андрей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``