В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Мунтян М. А.: Гражданское общество в истории философской и политической мысли Назад
Мунтян М. А.: Гражданское общество в истории философской и политической мысли
I. Гражданское общество как идея, термин и феномен в античную эпоху. Понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и само политическое знание. В трудах древних мыслителей политика отождествлялась с государством, государство - с обществом, предполагая взаимосвязанность организации человеческой жизни и публичной власти.
В этот период политика впервые выступает предметом научной рефлексии, имея в виду превращение власти в проблему и в смысле опасности безвластия (анархии), и как гипертрофии власти, всегда грозившей обществу необузданностью тирании. В Древней Индии эта проблема рассматривалась сквозь призму управления делами общества, заключавшемся в том, чтобы с помощью данды (принуждения, наказания) сохранять и поддерживать дхарму (праведное исполнение людьми своих обязанностей). Самый крупный индийский политический мыслитель этого периода Каутилья (IV век до н.э.) акцентировал в этой связи внимание на трех основных вопросах: деятельности и функциях мудрого правителя; управлении общественными делами и праве; войне и дипломатии. Политические концепции мыслителей Древнего Китая практически всегда сводились к нескольким позициям: а) власть носит божественный характер; б) управлять общественными делами должны мудрые люди; в) правитель должен быть справедливым и заботиться о благе подданных. В творчестве Платона и Аристотеля - высшем достижении политической мысли древней Греции, - дилемма безвластия-тирании занимала центральное место. Платон при этом концентрировал внимание на укреплении власти, гарантиях порядка и согласия в обществе, в то время как Аристотель уделял, прежде всего, внимание рассуждениям о средствах и механизмах подчинения власти требованиям общественного блага и обеспечения человеческого благополучия. С ростом и укреплением могущества Древнего Рима развиваются политические институты, а с ними и политические концепции Полибия, Цицерона, Сенеки и др. В центре внимания римских мыслителей были институциональные формы политики и критерии их оценки с позиций законности и справедливости. Для политических учений древнего мира в целом были характерны постепенное освобождение от мифологических форм и обособление их как относительно самостоятельной части философии, сосредоточении усилий на анализе устройства государств, классификации их форм, определении идеальных моделей правления и т.д.
Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму. От лат. сivis (гражданин) было образовано понятие civitas (общество). Оба понятия были связаны с представлением о городе и государстве, о том, что лежит "по ту сторону" (citer), то есть в городе, в отличие от деревни, и о культурном различии между ними, отраженном в родстве понятий civis, civilis (гражданский, культурный), откуда идет civilitas (обходительность), давшее начало понятию "цивилизация". В русском языке история слова и идеи также весьма схожа: город (град) - гражданин - горожанин, что тоже отличает его от жителей деревни со всеми их культурными особенностями.

viperson.ru

Док. 276117
Перв. публик.: 08.02.07
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 1614

  • Мунтян Михаил Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``