В Кремле заявили об отсутствии информации об уходе Матвиенко из Совфеда
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Мунтян М. А.: Людвиг Фейербах и проблема познания человека постиндустриально-информационной эры Назад
Мунтян М. А.: Людвиг Фейербах и проблема познания человека постиндустриально-информационной эры
Л. Фейербах занимает особое место в истории философии как любомудрия и в философской науке. Выступив против спекулятивной философии своих учителей, усугубившей, по его мнению, разлад человека с жизнью и природой, он взялся за создание новой философии. Для этого ему пришлось отказаться от пантеизма Спинозы, от "Я" Канта и Фихте, от "абсолютной личности" Шеллинга, от "абсолютного духа" Гегеля и других подобного рода концепций человека. "Новая философия, - писал Л. Фейербах в работе "Основные положения философии будущего" (1843), - превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку" .
Будучи вначале рьяным гегельянцем, Л. Фейербах выступил затем против замены Гегелем человеческого познания развитием Мирового Разума. Вместе c тем в упомянутом сочинении он поставил во главу угла философствования не человеческое познание, а целостного человека. Отрицая религиозный культ, Фейербах противопоставил ему "обоготворение человека". Однако он имел в виду при этом не столько человеческую индивидуальность, сколько специфическое отношение между людьми, между "Я" и "Ты". Философ исходил из того, что человек одновременно и "Я", и "Ты", он может стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не столько его индивидуальность, но и род, его сущность. "Открытие Фейербаха состояло в том, что, только соотнося себя с иным субъектом, можно проникнуть в мир своей собственной субъективности, - писал П.С. Гуревич. - В философии, как она складывалась на протяжении веков, есть понятие "человека", "Я", "объекта", "мира", но нет "другого"(человека - М.М.) как суверенной инстанции, как незаместимой и значимой для меня личности" .
Отвечая на вопрос, в чем же заключается сущность человека, Фейербах рассматривал его как "специфическое существо природы", функционирующее по законам физиологии и психологии, не сводимым к чисто механистическим закономерностям природного мира. Сущность человека для него - это, прежде всего, жизнь ума и сердца, многообразие переживаний, страдания, любовь, стремление к счастью. Этот философ - последовательный сторонник сенсуализма. "Не только внешнее, но и внутреннее, не только тело, но и дух, не только вещь, но и "Я" составляют предметы чувств, - утверждал Л. Фейербах. - Поэтому все является чувственно воспринимаемым, если не непосредственно, то опосредованно, если не обычными, грубыми чувствами, то изощренными, если не глазами анатома или химика, то глазами философа, поэтому совершенно законно эмпиризм усматривает источник наших идей в чувствах". Он считал, что единство бытия и мышления имеет смысл только тогда, когда субъектом этого единства является человек, причем мышление, разум признаются им главными средствами спасения и прогрессивного развития как отдельного человека, так и в целом всего человеческого рода.

viperson.ru

Док. 276116
Перв. публик.: 08.02.07
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 1130

  • Мунтян Михаил Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``