Мунтян М. А.: Идеология глобализма и современный мирНазад
Мунтян М. А.: Идеология глобализма и современный мир
В определении современных основных векторов мирового развития существуют немалые научные трудности. Они отражают не только недостаточно высокий для понимания всей сложности и противоречивости этих объективных феноменов уровень науки, что само по себе верно, но и тот самоочевидный факт, что до настоящего времени в восприятии и трактовке тех или иных тенденций глобализации доминируют факторы политико-идеологического порядка. Н. А. Косолапов констатировал в этой связи, что создается впечатление даже о "намеренной переоценке реального значения глобализации в современном мире" . Нет, существование глобализации как объективного жизненного явления не вызывает сомнений и никем практически не оспаривается, особенно если речь идет о трех во многом взаимосвязанных ее сторонах:
- во-первых, о появлении в разных сферах жизни процессов, по масштабам и повседневному ходу развивающихся на глобальном уровне экономики, финансов, военного дела и т. д.;
- во-вторых, о появлении в мировой политике и экономике таких субъектов - государств, транснациональных корпораций и других, - которые обладают глобальными интересами и такого же масштаба способностями к действию;
- в-третьих, о процессе исчерпания пределов и возможностей цивилизаций традиционного типа и кризисе этих цивилизаций, выражающемся во все более очевидной экологической невозможности продолжения их существования и жизнедеятельности в ныне известных формах.
Вместе с тем несомненные интересы материального и политико-стратегического характера стоят за спиной основных игроков на поле глобализации, что политизирует и идеологизирует казалось бы сугубо хозяйственные проблемы и экономические вопросы, а также многие явления из других сфер жизни народов и всего человечества. Все чаще перед аналитиками возникают целый ряд логичных вопросов:
а) где заканчивается объективное содержание глобализационных процессов и начинается идеологический флер, инструментальные идеи, спекуляции, становящиеся инструментами политики?;
б) охватывает ли глобализация весь мир или это процесс, затрагивающий в основном народы и страны, принадлежащие к "золотому миллиарду"?;
в) оставляет ли глобализация за "своим бортом", отсекает, выталкивает за рамки "нового сверкающего глобального мира" большинство человечества или это временное, преодолимое со временем обстоятельство?;
г) где граница между позитивными и негативными следствиями глобализации как объективного мирового процесса и политикой, которая должна проводиться в этой связи государствами как его субъектами?;
д) насколько широк или узок коридор возможностей, который предоставляется субъектам мировой политической сцены в их внутренней и внешней политике реалиями глобальных процессов?
В этой связи возникает проблема разведения действительно реальных и объективных явлений глобализации и их разнообразных отражений в теоретическом сознании ученых и политиков в виде различных идеологических концептов, доктрин и теорий. В. И. Максименко полагает, что "реальный процесс глобализации средств и технологий передачи информации, финансовых рынков, новейших видов вооружения находит свое оформление в идеологии глобализма. На сегодняшний день это самый влиятельный "изм" из всех существующих", он "предстает унифицированной и, надо сказать, своевременной заменой двух сошедших со сцены либо существенно потесненных идеологий Нового времени - либерализма и коммунизма" . Н. А. Косолапов пишет в этой связи, что "идеологически явление глобализации во многом воспринимается через призму глобализма - конгломерата воззрений, сводящегося в целом к подчеркиванию роли и значения глобальных начал в жизни современного человечества и видящего в этих началах исключительно или почти исключительно позитивное содержание. При этом остаются в стороне конкретные вопросы социально-политической организации, а также содержания таких начал; глобальное рассматривается как самоценность и средство решения накопленных в мире проблем". Он выделяет также политический глобализм, который "во многом питается представлениями идеологического", опираясь на интересы и возможности государств и группировок, более других выигрывающих от современных процессов глобализации, прежде всего в финансово-экономической их части. Такой глобализм отражает интересы США, современного капитализма. Выгодные Западу проявления, тенденции глобализации представляются как универсальный мировой процесс, неотвратимость коего не должна вызывать возражений"