В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Березовский назначил рандеву Назад
Березовский назначил рандеву
Борис Березовский впервые после смерти экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко дал интервью телеканалу ВВС, показанному в рамках вечерней программы "Newsnight" в понедельник. В нем опальный олигарх заявил, что готов встретиться с сотрудниками Генпрокуратуры РФ, которая давно добивается от британских коллег разрешения на его допрос по делу Литвиненко. В интервью корреспонденту Страны.Ru Ивану Преображенскому Березовский пояснил, что не встречался ранее с правоохранителями, потому что "не хотел мешать следствию, привлекая внимание к своим заявлениям, а не к деятельности британской прокуратуры".

- Почему вы нарушили свое молчание и дали такой пространный комментарий BBC?

- Это молчание было связано с тем, что я не хотел ничего комментировать до того момента, пока Скотланд-Ярд не завершит расследование. Скотланд-Ярд расследование завершил, и дело передано в Королевскую прокуратуру. И после этого я счел возможным теперь комментировать то, что я знаю.

- То есть чтобы не было обвинений в том, что вы пытаетесь повлиять на следствие?

- Я имел право комментировать и во время проведения следствия - это бы не расценивалось как вмешательство в работу следствия. Потому что я являюсь одним из свидетелей, и никто не может мне здесь заткнуть рот и мешать говорить то, что я думаю, никто здесь с меня подписку не требует, в отличие от России, о неразглашении так называемой тайны следствия. Я просто не хотел, чтобы внимание было сконцентрировано на моих комментариях, а я хотел, чтобы внимание было сконцентрировано на деле по существу и на том, что делает Скотланд-Ярд по существу, а не на том, что делают свидетели по этому поводу. Ну вот, поскольку работа Скотланд-Ярд, по крайней мере, предварительная завершена, теперь ничто мне не мешает рассказывать то, что я знаю, и всячески содействовать тому, чтобы дело не было...

- Забыто?

- Забыто, да, совершенно верно. Чтобы никто не мог даже себе представить, что те люди, которые знали Сашу, а я его знал очень хорошо, и он мой друг, - чтобы кто-нибудь мог подумать, что я когда-нибудь остановлюсь в том, чтобы докопаться, кто же все-таки стоит за убийством моего друга. И это был еще один из резонов, почему я дал вчера такое интервью.

- Понятно. Вчера вы практически открытым текстом обвинили в убийстве Литвиненко Андрея Лугового. При этом вы процитировали слова самого Литвиненко. А как вам самому кажется, насколько возможно, что Луговой был причастен к этому преступлению? Ведь вы имели с ним довольно тесные деловые контакты?

- Вы совершенно правильно сказали, что я процитировал Сашу и его оценку того, кто стоит за этим преступлением, кто исполнял по существу заказ. А у Саши не было сомнения, что заказ поступил непосредственно с самого верха, да, и с самого начала Саша говорил, что это Луговой. И я ничего больше, чем это, не сказал в интервью. Но опять-таки из того, что я знаю, я хочу это подчеркнуть, о работе Скотланд-Ярда, они считают, что одним из исполнителей этого преступления был Андрей Луговой.

- Борис Абрамович, вы были в курсе подготовки вдовой Мариной Литвиненко письма лично Владимиру Путину, которое буквально накануне вашего выступления было опубликовано?

- Нет, она со мной непосредственно по поводу письма не говорила, а о том, что она не остановится и будет использовать все свои возможности для того, чтобы узнать, кто убил Сашу, - она об этом со мной говорила неоднократно. Ну, собственно, наши позиции мало различаются.

- А зачем обращаться лично к президенту Путину?

- Вы знаете, этот вопрос надо адресовать не мне, а Марине. Она абсолютно последовательный и очень самостоятельный человек. Я, честно сказать, ее мало знал до всей этой трагедии, мы не часто общались, так скажем.

- Понятно. Если позволите, последний вопрос. Вы вчера заявили, что готовы рассказать имеющуюся информацию следователям Генпрокуратуры, которые прибудут в Лондон. Ранее вы заявляли, что такая встреча может состояться, но только на "особых условиях". Что имелось в виду?

- На самом деле, я сам это несколько раз комментировал. Честно сказать, мне ничего не известно о том, насколько реальны договоренности по поводу приезда в Лондон российских следователей по поводу дела Литвиненко, поскольку я вам хочу сказать, что Скотланд-Ярд уже сделал свои выводы. Тем не менее, я сказал и я еще раз говорю, если если Скотланд-Ярду будет полезна моя встреча с Генпрокуратурой, то я абсолютно открыт для разговора со следователями Генеральной прокуратуры.

Условия очень простые: первое - это не происходит на территории Российской Федерации, в том числе на территории российского посольства. Я бы сказал, что я не доверяю российским властям. Второе - я потребовал, чтобы следователи, которые будут со мной встречаться, были досмотрены на предмет наличия оружия или ядов. И это ни в коем случае не издевательство, а это просто защита самого себя. В третьих, должно быть понятно, что никаких подписок о неразглашении я давать ни в коем случае не буду.

Борис Березовский впервые после смерти экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко дал достаточно пространное интервью, в котором рассказал журналистам, что он, как друг покойного, знает об этом деле. По словам опального олигарха, скрывающегося в Лондоне от российских правоохранительных органов, давно и безуспешно добивающихся его выдачи, Литвиненко накануне своей смерти от отравления полонием признался, что подозревает в причастности к покушению на свою жизнь бывшего коллегу Андрея Лугового. Этот экс-сотрудник ФСБ приезжал в Лондон накануне отравления и успел не только встретиться с Литвиненко, но и накануне этой встречи - побывать в офисе Бориса Березовского. В итоге, по словам опального российского олигарха, "самым радиоактивно зараженным предметом (в офисе - Страна.Ru) оказался стул, на котором сидел Луговой. "Как мне сказали потом, на этом месте уровень радиации был в 800 раз больше, чем там, где находился (по версии следствия, уже отравленный - Страна.Ru) Литвиненко", - отметил Березовский.

Интересно отметить, что своим выступлением Борис Березовский нарушил ранее взятый "обет молчания". Ведь ранее он отказывался от детальных комментариев для прессы, ссылаясь на проводимое полицией расследование, и лишь заявлял, что готов ответить на вопросы не только британских, но и российских следователей - если они приедут в Лондон. Тем не менее, очевидно, что большинство аналитиков задаются именно вопросом о том, почему Борис Березовский (он же Платон Еленин после получения политического убежища в Великобритании) именно сейчас прервал свое молчание и, фактически, обвинил в убийстве Литвиненко их общего знакомого экс-сотрудника ФСБ Андрея Лугового". "Борис, мне надо сказать тебе важную вещь. Я думаю, что Луговой причастен к моему отравлению", - процитировал Березовский в вечернем эфире ВВС слова Литвиненко, сказанные им перед смертью.

Есть три основные версии, которые могут объяснить причину отказа опального олигарха от своего "обета молчания". Первая состоит в том, что Борис Березовский, "потерялся" после убийства Александра Литвиненко и был удивлен интересом к нему следствия, а потому и молчал. Вторую в интервью Стране.Ru озвучил сам опальный олигарх, сообщивший, что он не хотел мешать следствию, привлекая внимание к своим заявлениям, а не к деятельности британской прокуратуры. Наконец, третью высказывают некоторые российские эксперты, критически настроенные в отношение заявлений Бориса Березовского. Они полагают, что опальный олигарх получил информацию о согласии британцев на приезд российских следователей, а значит - о неминуемой встрече с "московскими гостями" и поторопился сделать накануне этого ряд громких заявлений.

06.02.07.
Иван Преображенский
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.

Док. 275969
Опублик.: 07.02.07
Число обращений: 354

  • Березовский Борис Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``