В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ЖКХ: как взять тарифы на контроль? Назад
ЖКХ: как взять тарифы на контроль?
Ведущий: Ильмира Маликова

Гость: Мартин Шаккум - Председатель комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям

Вопросы модернизации жилищно-коммунального хозяйства, подготовки к зиме и к отопительному сезону обсуждались на этой неделе как в рамках правительственного часа в Государственной Думе, так и в кабинете министров. Это обсуждение происходило на фоне человеческой трагедии - обрушения дома в Выборге. Есть человеческие жертвы, и теперь в Выборге объявлены дни траура. Сегодня вопросы жилищно-коммунального хозяйства и подготовки к зиме мы обсуждаем с председателем Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартином Шаккумом.

- Мартин Люцианович, цифры, которые приводились на этой неделе, впечатляющие. Более трех процентов жилья в России находится в аварийном или в бедственном состоянии. Часть этого жилья находится в процессе передачи из ведомственной в муниципальную собственность. И кроме того, 60 процентов коммуникаций находится в изношенном состоянии. Это значит тоже в аварийном или бедственном. Первый мой вопрос связан с тем, что делать с аварийным жильем, существуют ли какие-то средства в государстве для того, чтобы эту проблему решить как можно скорее, не дожидаясь человеческих жертв?

ШАККУМ: Во-первых, я бы хотел сказать, что три процента - это примерно два миллиона семей сегодня живут в ветхом и аварийном жилье. Конечно, это проблема очень серьезная. И сказать, что она имеет однозначное решение, конечно же, нельзя. Это должны быть и действия федеральной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, и некоторые другие действия. В частности, привлечение бизнеса для переселения граждан из ветхого аварийного жилья с целью последующего строительства коммерческого жилья на этих площадках. И как "оброк" - обременение предпринимателей обязанностью расселить ветхое и аварийное жилье. Это на сегодняшний день два основных пути решения этой проблемы.

К сожалению, правительство пошло по следующему пути: оно практически ликвидировало программу ветхого и аварийного жилья, сегодня это даже уже не подпрограмма, просто в три раза сокращен объем финансирования такого строительства, до одного миллиарда, это практически ничего.

- А с чем это связано? Выступая на правительственном часе, министр регионального развития Яковлев сказал о том, что во всем виноваты депутаты. Жилье, ветхое в том числе, передано на баланс муниципальных образований, таким образом, эта строка в федеральном бюджете просто уничтожена.

ШАККУМ: Это идет абсолютное, полное передергивание фактов. При чем тут депутаты? Этот закон вносило правительство, и мы согласны, что действительно ответственность за сферу жилищно-коммунального хозяйства должна лежать на муниципалитетах, иного просто и быть не может, везде муниципалитеты занимаются этой проблемой. Другое дело, что помимо 131-го закона о местном самоуправлении есть Федеральный конституционный закон "О правительстве", который обязывает правительство организовывать работу, причем слаженную работу, всей вертикали исполнительной власти. Вот это правительство обязано делать. Оно обязано осуществлять нормативное регулирование.

В данном случае возьмем жилищное хозяйство. Давайте разберемся конкретно, а почему рухнул дом, что является основной причиной? И почему, к сожалению, мы не застрахованы от того, что будут еще обрушаться дома? Потому что, во-первых, правительство, мы подсчитали, за последние 10 лет не внесло ни одного законодательного акта в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Вообще ни одного закона. Была одна поправка к одной статье, и закон этот уже отменен. Вот вся деятельность правительства в этой сфере за 10 лет. Депутаты внесли и приняли Жилищный кодекс, но в Жилищном кодексе записано черным по белому, что контроль за состоянием жилого фонда, за его эксплуатацией, за его коммунальным обслуживанием осуществляет орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации. Мне кажется, предельно понятно - этот орган и обязан следить за состоянием домов, признавать их аварийными, писать предписания о выселении и расселении жильцов и т. д. Такой орган не только не создан, но и никаких проектов, документов по созданию этого органа сегодня в правительстве не существует. Кто должен подготовить такой документ? Это, конечно, Министерство регионального развития. И внести хотя бы в правительство. Тогда бы министр Яковлев мог сказать с чистой совестью: мы это подготовили, но мое руководство это не решило.

- Пока существует такая несостыковка, как вы уже сказали, два миллиона семей в России живут в аварийных условиях, у них в любой момент может обрушиться потолок или рухнуть крыша. Как защитить людей? В первую очередь, мне кажется, модернизация ЖКХ и направлена на то, чтобы защитить россиянина от неприятностей, обеспечить ему нормальную жизнь в тех условиях, в которых он проживает.

ШАККУМ: Я вам приведу другие примеры. То же министерство в развитие Жилищного кодекса должно было выпустить ряд нормативных актов об основах регулирования тарифов в жилищно-коммунальном комплексе, то есть некий документ, в соответствии с которым гражданин может обратиться в суд, если с него берут плату, которую он считает завышенной, правила установления тарифов. Их нет сегодня. Определить порядок контроля за установлением тарифов со стороны федеральных органов и органов субъектов Федерации - и этого нет. Мы, парламент, обращались четыре раза к председателю правительства по поводу деятельности в этом отношении Министерства регионального развития. Последний раз мы уже ставили вопрос непосредственно о деятельности министерства в области разработки подобных нормативных актов. Их до сих пор нет, отсюда и произвол в установлении тарифов, отсутствие контроля за состоянием жилищно-коммунальной сферы, за установлением тарифов. Нам пришлось пойти на крайние меры: мы административно ограничили рост тарифов. Сейчас не более чем на 16-20 процентов в год имеют право их повысить предприятия коммунального комплекса. То есть мы-то как раз свою функцию выполняем, мы защищаем граждан. А вот, к сожалению, министерство и стоящее над ним правительство этого не делают.

- Какие первоочередные меры должны быть сейчас осуществлены? Потому что речь о реформе жилищно-коммунального хозяйства идет уже несколько лет, реформа по большому счету никуда не двигается, все упирается в тот самый вопрос, о котором вы говорили, в увеличение тарифов. Как сделать жизнь человека лучше и надежнее, объясните, пожалуйста?

ШАККУМ: Мы совершенно конкретные предложения отправляли в правительство неоднократно, подписанные председателем Государственной Думы и лидером нашей фракции "Единая Россия" и партии "Единая Россия". Во-первых, выпустить ясные и понятные для всех правила установления экономически обоснованных тарифов. Пока такого документа нет, не о чем говорить. Гражданин бесправен, он не может обратиться даже в суд, потому что любой тариф, который ему предъявляют сегодня, не может быть опротестован, нет каких-либо правил установления этого тарифа.

Второе. Развивать программы повсеместного перехода к приборам учета холодной воды, горячей воды и газа. Пока мы не начнем учитывать наши ресурсы, мы не можем быть рачительными, не могут быть внедрены энергосберегающие технологии.

Третий вопрос. Должен в эту сферу прийти бизнес. Мы приняли закон о концессиях, но до сих пор проект концессионного договора, на основании которого должен предприниматель заключать договор с муниципалитетом о концессии коммунального оборудования, не разработан и не утвержден. То есть везде попытки реформировать натыкаются на то, что министерство недорабатывает.

Есть еще проблема финансового оздоровления предприятий коммунального комплекса. Уже на протяжении нескольких лет дебиторская и кредиторская задолженность держится на уровне 300 миллиардов и потихонечку на уровень инфляции растет. Нужно оздоравливать предприятия, сегодня масса из них на грани банкротства. Нужен закон о финансовом оздоровлении жилищно-коммунального хозяйства. Три года назад я лично разработал и внес такой закон. Не понравился он Министерству финансов, хотя был поддержан тогда вице-премьером Яковлевым. Три года мы слышим обещания, как только Яковлев выходит на трибуну, что этот закон будет разработан, он будет внесен. Но до сих пор никак в правительстве его не могут согласовать и внести в Государственную Думу. Поэтому здесь вопрос, поверьте, не в том, что мы на кого-то хотим перепихнуть ответственность и так далее, - мы не можем выполнять функции правительства, у нас нет таких ни возможностей, ни полномочий, ни сил, ни средств.

- Говорят о системном недофинансировании этой отрасли, о том, что обязанности возложены на муниципалитеты, у которых тоже нет средств, но при этом все время вспоминают, что у нас есть огромный Стабилизационный фонд. Почему бы средства из Стабилизационного фонда не пустить на поддержку и вывод из кризиса ЖКХ?

ШАККУМ: Понимаете, вопрос-то не в том. Разбазарить-то мы можем любые средства.

- Ничего себе разбазарить! У нас 60 процентов жилищного коммунального фонда изношено.

ШАККУМ: Вы понимаете, нельзя давать средства в неэффективную отрасль, они будут там достаточно быстро просто-напросто разворованы. Сегодня и так средства граждан в этой черной дыре пропадают. Ведь за последние четыре года объем средств, которые поступают в коммунальный сектор, увеличился в несколько раз, уже триллион 200 миллиардов рублей собирается с граждан. Три года назад это была цифра порядка 600 миллиардов. То есть увеличивается колоссально, каждый год на 20-30 процентов, объем этих средств. Они неэффективно используются, вот в чем вопрос. На местах могут злоупотреблять, потому что нет нормативных актов. Гражданин не имеет приборов учета, не может проверить установление ему тарифа, потому что нет нормативных документов. Вот в чем причины-то основные. И как в этой ситуации давать туда деньги? Да совершенно бесполезно туда давать деньги, их исчезнет в карманах этих нечестных чиновников столько, сколько мы туда дадим. Так что вопрос не в деньгах и не в Стабилизационном фонде.

- Разруха в голове.

ШАККУМ: Конечно, она сначала в умах, как говорил профессор Преображенский.

13.10.06

Радио "Маяк"

Док. 275948
Опублик.: 06.02.07
Число обращений: 378

  • Шаккум Мартин Люцианович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``