В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Игорь Семенихин: Нацпроекты -`локомотивы` развития России? Назад
Игорь Семенихин: Нацпроекты -`локомотивы` развития России?
Комментарий на статью Дмитрия Медведева в газете "Коммерсант"

Уж если вспоминать положительные тенденции развития России в 2006 году, то, как показывают социологические опросы, большинство россиян говорят о приоритетных национальных проектах. Говорят по-разному: одни с надеждой, другие с понятным скепсисом и критикой. Но говорят все, а значит "проняло."
24 января в Госдуме в рамках "правительственного часа" выступил первый заместитель Председателя правительства Дмитрий Медведев. Тема его речи - итоги нацпроектов за прошлый год.
25 января как бы в развитие доклада в газете "Коммерсант" вышла развернутая статья Д.Медведева "Национальные проекты: от стабилизации к развитию".
И сторонники, и критики куратора нацпроектов сходятся во мнении: это программные документы, определяющие рамки развития России по определенным направлениям вплоть до 2009 года. Это, если хотите, политическое заявление "уже не юноши, а мужа"...
Теперь попробуем проанализировать основные постулаты этих документов.
Говоря о причинах появления приоритетных национальных проектов (ПНП), автор отмечает: ""Впервые за последние десятилетия появились и ресурсы для развития. Естественно - не сразу и не столько, сколько хотелось бы. Но летом 2006 года произошло знаковое событие: Россия превратилась из страны-должника в страну-кредитора. Из страны, получающей займы, в страну, кредитующую другие государства. Безудержное падение экономики 90-х годов было остановлено, последствия кризиса во многом преодолены.
2006-й год стал, по моему мнению, годом качественного перехода. Общество и власть обсуждали, осмысливали, решали уже не столько проблемы стабилизации, сколько задачи развития. Приведу один весьма типичный пример. Рост производства стройматериалов за 2006 год превысил 14%. Это, однако, не позволяло ему поспевать за ростом строительства, создавая проблему дефицита некоторых строительных материалов. Проблема? Да. Но уже вопрос роста, а не проблема деградации отрасли..."


Сегодня вполне очевидно: России нельзя упускать время для модернизации, без которой ей будет трудно сохранить себя в жесткой мировой конкуренции.
"Одной из острых проблем, стоящих сегодня перед Россией, остается преодоление диспропорций в развитии отдельных регионов. По оценкам экспертов, разрыв по душевому региональному доходу между регионами составляет десятки раз, по уровню потребления - 20-30 раз, а по инвестициям - сотни!
Такие диспропорции уже не только экономическая и социальная проблема. Это - проблема национальной безопасности, - подчеркивает Д.Медведев. - При сохранении подобных перепадов экономического ландшафта рвется ткань страны. Найдите еще развитое государство с такими перепадами в экономической географии!"
По его словам, именно поэтому приоритетные проекты рассматривались в качестве инструмента регионального развития, нивелирования социально-экономических проблем. Для того, чтобы
добиться реальных результатов, приходится одновременно решать две задачи.
"С одной стороны, усиливать внимание федерального центра к ситуации на местах (без перераспределения властных полномочий), - считает Д. Медведев.- А с другой стороны, принципиально важно стимулировать активность региональных властей, дать им возможность проявить инициативу".
Но работа над нацпроектами не принесет должных результатов без эффективной поддержки со стороны бизнес сообщества. Итоги реализации ПНП за прошлый год показали известную бюрократическую и организационную слабость в управлении российской экономикой. Как же действовать в сложившихся условиях, где изыскать дополнительные возможности?
Ответ куратора нацпроектов Д. Медведева весьма определенный:
" В рамках проектов принимаются системные меры для повышения активности граждан, общественных организаций, для структурирования их усилий. В этой связи уместно напомнить о принятом в конце прошлого года законе об "эндаументах" - целевом частном капитале, направляемом на финансирование приоритетных социальных задач. Уверен, этот закон будет иметь большое значение. До последнего момента у бизнеса не было прозрачного, ясного механизма вложения средств в образование, науку, некоммерческие и благотворительные организации. С принятием закона такой инструмент появился, что позволит некоммерческим организациям получить финансовую устойчивость и независимость..."
Ну, а что дальше? - задаются вопросом читатели "Гудка"...
Как считает Д.Медведев, "приоритетные проекты задали хороший темп системному развитию отраслей социальной сферы. Этот темп не должен быть потерян. В здравоохранении с 2007 года начинается реализация "пилотных" проектов в 17 регионах страны. Мы планируем выработать наиболее эффективные организационно-экономические механизмы, в том числе перейти к одноканальной модели финансирования здравоохранения. Предстоит разработать отраслевую систему оплаты труда, учитывающую результаты деятельности медработников..."
Это наметки, ближайшие задачи... Но какие трудности впереди?
Есть ли проблемы?
"Есть, причем, немалые, - отвечает Д.Медведев.- Здесь и несовершенство механизмов проектной работы, и диспропорции при оказании поддержки отдельным категориям работников или направлениям деятельности при недостаточном внимании к другим. Есть чисто управленческие, административные проблемы. Они должны найти свое решение в 2007 году, не сдерживая реализацию существующих планов. Останавливаться нельзя.
Главное, мы должны сохранить и развить конструктивное и творческое начало в нашей работе, сберечь доверие и заинтересованное отношение профессионалов, всего общества..."

Конечно, сберечь доверие - это главное в судьбе любого политика. И то, что куратор нацпроектов об этом говорит, - показатель зрелости и, если хотите, профессионализма государственного деятеля, которому "навешали" самые трудные и "кровоточащие" болячки нашего общества: здоровье, жилье, образование, сельское хозяйство. Министр при четырех портфелях, полных... сами знаете чего!
И все же, вслушиваясь в слова Дмитрия Медведева, почему-то хочется верить: у России есть свой путь развития...

06.02.07






Док. 275808
Перв. публик.: 06.02.07
Последн. ред.: 07.02.07
Число обращений: 1246

  • Семенихин Игорь Васильевич
  • Дмитрий Медведев. Национальные проекты: от стабилизации - к развитию. Отклики и комментарии

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``