В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Актеры московских театров начинают преподавать литературу Назад
Актеры московских театров начинают преподавать литературу
Столичный департамент образования и Московский экспериментальный театр под управлением Вячеслава Спесивцева решили общими усилиями превратить хрестоматийную школьную программу в театральное действо.

Для того, чтобы современные школьники, не желающие читать классику, увидели красоту русской литературы собственными глазами: как зрители. Уже с февраля артисты начнут кочевать из школы в школу в качестве "наглядного пособия".

Эксперимент, приуроченный к году ребенка, начнется с общеобразовательных школ на востоке Москвы.

Как стало известно корреспонденту "РГ", специально для школьного проекта театр Спесивцева адаптировал со своей молодежной труппой десять произведений российской классической литературы: "Евгений Онегин", "Горе от ума", "Ревизор" и другие. Продолжительность каждого спектакля, как и урока, ровно 45 минут. В течение года эти постановки увидят учащиеся двух отобранных для эксперимента школ города.

"Так сложилось, что современные школьники не испытывают особого интереса к обязательной литературе, - считает Вячеслав Спесивцев. - Дело в том, что большинство произведений написаны для взрослой аудитории, а ребята просто вынуждены их штудировать, чтобы получить приемлемую оценку по предмету. Неудивительно, что при таком подходе подлинный художественный смысл российской драматургии для них так и остается непознанным".

В правительстве Москвы считают, что сценические постановки школьной литературы способны изменить шаблонный подход к изучению классики русской литературы.

"Не спорю, что театральная постановка может дать только общее представление о драматургии Пушкина, Грибоедова или Есенина и не освобождает от принятой учебно-методической методики, - поясняет особенности театрального приема префект Северо-Восточного округа Москвы Ирина Рабер. - С другой стороны, ведь в школьную программу входят и произведения, представляющие собой сценарии театральных пьес и постановок, которые действительно стоит сначала посмотреть на сцене, а уже потом изучать "на бумаге". В этом смысле театральная постановка, пусть и в сокращенном виде, способна дать школьнику живое представление о том, что хотел сказать автор в своем произведении".

Вопрос: хватит ли у артистов времени, сил и желания работать с оглядкой на тинейджеров, да еще так, чтобы пробудить в них интерес к классике?

"Ни один театр не в состоянии объехать все столичные школы, чтобы показать им "Евгения Онегина" за 45 минут, - говорит Вячеслав Спесивцев. - Но мы уверены, что эту инициативу поддержат и другие театры: как профессиональные, так и самодеятельные, включая и школьные театральные коллективы. Если школьники не идут в театр, значит, театр должен прийти в школу. Процесс изучения литературы не должен сводиться к литературоведческим формулировкам советских времен вроде тех, что "Онегин - лишний человек", а "декабристы разбудили Герцена". Театр для того и создан, чтобы не оставлять зрителя равнодушным к тому, что происходит на сцене".


Мария Ермакова

Опубликовано в "Российской газете" (Центральный выпуск) N4286 от 5 февраля 2007 г.



Док. 275443
Опублик.: 05.02.07
Число обращений: 280

  • Спесивцев Вячеслав Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``