В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анатолий Сысоев: Надо научить человека работать Назад
Анатолий Сысоев: Надо научить человека работать
Вице-президент ОАО "СУАЛ-Холдинг" по Уральскому региону Анатолий Сысоев в интервью корр. ИТАР-ТАСС рассказал о кадровых проблемах промышленных предприятий.

Анатолий Васильевич, сейчас очень много говорят об инвестициях в человеческий капитал. У вас богатый производственный и общественный опыт. Насколько, по-вашему, остро стоит сейчас это проблема?

- Есть инвестиции в производство, а есть инвестиции в человека. И трудно однозначно сказать, что важнее. Без человека даже самое передовое, самое современное производство работать не будет. Поэтому проблема человеческого капитала - это сегодня вопрос номер один.

Сейчас мы говорим, что нужно увеличить ВВП в два раза. Но никто не может сказать, хватит ли у нас трудовых ресурсов, чтобы сделать это. Есть данные, что Россия к 2015 году потеряет 12 млн человек населения, в том числе и трудоспособного. Миграция? Практика показала, что иностранная рабочая сила, как правило, неквалифицированна и рассчитывать на нее в высокотехнологичных областях не приходится. Страна может прийти к тому, что трудовых ресурсов просто не останется. Сейчас никто не задумывается о тех, кто дает добавленный продукт, за счет которого живет страна. А эти люди обслуживают всю бюджетную сферу. В том числе армию, управленцев и неработающее население. И если производительность труда будет низкой, то все будут жить плохо. Поэтому сегодня в основе всех наших успехов и неудач лежит качество человеческого труда. Сегодня приянто говорить о повышении зарплаты, но мало кто говорит о повышении производительности труда.

- И за счет чего, по-вашему, ее можно повысить?

- На первом этапе нужно заняться серьезной реструктуризацией экономики - промышленности, торговли, услуг и госуправления. Что я имею в виду?

С 2000 года из состава металлургических производств страны выведены так называемые непрофильные активы, на которых заняты около 350 тыс работников. Основные производства стали работать лучше, сосредоточившись на самом главном для себя - производстве металла и продукции из него, а те, кто вышел - стали думать о том, как им не просто выжить, а зарабатывать. В результате, большинство из таких непрофильных производств нормально работают на рынке и живут намного лучше прежнего.

Весь мир сегодня живет по законам оптимизации. К примеру, в Австралии на предприятии, выпускающем 240 тыс тонн алюминия в год, работает всего 500 человек! На российских предприятиях при таких же объемах работают более 6 тыс. человек. Когда работник занимается узкой специализацией, его производительность гораздо выше. Простой пример. В Краснотурьинске мы на нескольких предприятиях отказались от уборщиков и создали клининговую компанию. И все встало на свои места. Вместо штатных заводских уборщиц, которых нужно было содержать, оснащать инвентарем теперь приходят хорошо экипированные профессионалы и за два часа наводят порядок. Быстро и качественно. При этом производственники свободны от лишних хлопот. Если я делаю алюминий - я должен делать алюминий. А все остальное не должно меня касаться. Все вспомогательные производства надо выводить в малый бизнес.

- То есть, вы считаете, что необходимо разделение сфер деятельности? "Пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать сапожник"?

- Да, но есть и другая сторона проблемы. Она связана с национальной картой классификации, которая у нас до сих пор не разработана. Она существует во всем мире. Всего там 8 уровней. По каждому из них существует стандарт профессий. В России таких нет. Мы не умеем писать такие стандарты, мы в должностных инструкциях указываем обязанности, которые в основной своей массе не дают прибавочного продукта и не повышают производительности труда. Вот я, например, инженер цветных металлов и должен хорошо ориентироваться в технологических тонкостях производства различных металлов. Это же почти вся таблица Менделеева! Думаете, я все знаю? Нет. Я имею лишь общие знания. А вот когда я стал алюминщиком, то я очень много занимался дополнительно и стал специалистом именно в области производства этого металла. Но сегодня очень многие выпускники учебных заведений не занимаются самообразованием и на всю жизнь остаются плохими специалистами.

Другой важный вопрос - переподготовка кадров. Будучи директором Богословского алюминиевого завода я ввел порядок, в соответствии с которым 75 % рабочих, и 100 % инженерно-технических работников регулярно проходили переподготовку. В результате, мы на тех же мощностях увеличили объем производства алюминия на 20 процентов. При этом резко улучшили качество продукции. Мы смогли внедрить новые технологии, потому что подготовили людей. В мировой практике такого еще не было, чтобы на тех же конструкциях увеличить производство так существенно. Я даже докторскую диссертацию по этой теме защитил. Но подчеркну, если бы люди не были соответствующим образом подготовлены, то мы бы ничего не достигли.

- Выходит, проблема в качестве образования?

Учить надо конкретному делу. Сейчас выпускник с его "общими понятиями" не является специалистом. Ему еще надо долго учиться профессии.

Сегодня необходимо изменить стандарты профессионального обучения. Отрасль готова выработать стандарты образования по алюминиевому производству. Кроме того, надо разработать систему, при которой работники со специальным образованием могли по ускоренной программе получить высшее. Не за пять лет, а за три года - для специалистов со среднетехническим образованием и опытом работы на производстве, не общее и размытое, а более узкое - специальное.

Информация в разделе "Галерея экспертов":
Анатолий СЫСОЕВ, Председатель комитета по промышленной, аграрной политике и природопользованию Палаты представителей Законодательного собрания Свердловской области, вице-президент ОАО "СУАЛ-Холдинг" по Уральскому региону



01/02/2007

http://www.itartass.ur.ru/redakt/?id=825

Док. 275351
Опублик.: 02.02.07
Число обращений: 308

  • Сысоев Анатолий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``