В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Андрей Бунич. Приоритетные национальные проекты: исторический шанс. Назад
Андрей Бунич. Приоритетные национальные проекты: исторический шанс.
Опубликованная в конце января газетой "Коммерсантъ" статья Первого заместителя Председателя Правительства РФ Д.Медведева "Национальные проекты: от стабильности к развитию" стала заметным событием в общественной жизни нашей страны.

Комментарий Андрея Бунича:
В статье Дмитрия Медведева дается объяснение необходимости национальных проектов, а также анализируется текущее состояние каждого проекта. Абсолютно правильно указана основная идея национальных проектов "Нельзя упустить время для модернизации России, без которой ей не сохранить себя в жесткой мировой конкуренции".
Благодаря выигрышной для России мировой конъюнктуре появилась возможность для качественного скачка, прорыва в постиндустриальное общество. Это возможно лишь на основе "нового экономического курса", и фактически национальные проекты и есть начало этого нового курса. Переход от ресурсной и индустриальной экономики к экономике знаний, капитализация человеческого потенциала, обеспечение конкурентоспособности страны на основе технологического развития: вот его основные направления. У России есть все возможности для того, чтобы конвертировать нефтяные и газовые доходы в современную структуру экономики, сопоставимую с другими странами G-8.
С помощью национальных проектов и должна поменяться отраслевая структура. Фактически через национальные проекты запускаются инвестиционные процессы в строительстве и АПК, а также стимулируется внутренний спрос через финансирование сферы образования и здравоохранения.
Таким образом, национальные проекты нельзя считать чисто затратными, дотационными. Кроме перспективного развития потенциала личности и социального развития, проекты включают коммерческие и экономические механизмы.
Однако все сделанное за 2006 год, на мой взгляд, лишь начало большого пути. В этой связи хотелось бы высказать несколько пожеланий:
1. Проекты должны быть именно проектами, т.е. очень важно создать проектную структуру управления. Подобные методы управления хорошо отработаны на Западе в крупных корпорациях, да и правительства развитых стран часто создавали аналогичные структуры. Достаточно вспомнить Управление развития долины реки Теннеси во времена "Нового курса" Рузвельта. Нельзя допустить, чтобы национальные проекты были наростом на теле правительства, поскольку в этом случае отраслевые департаменты и региональные власти могут легко свести их на нет, а точнее воспримут лишь как еще один источник финансирования.
2. Проектов должно быть больше. Конечно, с чего-то надо начинать, но проблемы образования тесно связаны с наукой, информационными технологиями, то же самое и с другими проектами. Развитие строительной индустрии в рамках проекта "Доступное жилье" может одновременно являться базой для развития туристической отрасли, которая для России просто необходима.
3. Проекты должны постепенно приобретать более конкретную юридическую, финансовую и организационную форму - тогда они легче заработают. В будущем могут возникнуть новые консорциумы, акционерные общества, фонды, другие юридические лица, которые будут непосредственно воплощать государственные задачи.
4. Целесообразно согласовать в большей степени национальные проекты со многими целевыми программами правительства либо принятыми ранее, либо обсуждаемыми сейчас. Более того, логично было бы совместить управление национальными проектами и всеми (или почти всеми) целевыми программами. Это обеспечит комплексный анализ ситуации, исключит параллелизм, позволит точнее заложить параметры для бюджета на основе программно-целевого подхода. В результате в правительстве должна сформироваться независимая проектная структура управления. То есть в государственном управлении окажется три среза: отраслевой, региональный и проектный.
5. Проекты не обязательно должны быть убыточными. Вполне допустима ситуация, когда в рамках национальных проектов будут осуществляться перспективные и выгодные инвестиции. В таком случае, государство выступит локомотивом инвестиций, вложит часть средств, а затем может подтянуться частный бизнес, в т.ч. и иностранный. Участие государства и признание проекта национальным будет дополнительной гарантией для инвесторов. Кроме того, в данном случае применима теория "мультипликатора" Джона Мейнарда Кейнса - государство финансирует отрасли, они обеспечивают занятость, доходы, полученные работниками этих отраслей дают возможность наладить производство товаров уже для них, но в этих отраслях тоже есть работники и т.д.
6. Все, что сказано об "экономике знаний", безусловно верно. К сожалению, в России мало кто пока понимает важность построения "экономики знаний". Поэтому на первом этапе очень важна просветительская работа, формирование концепции реформ, внедрение в общественное сознание новой для России цели. Только при наличии концепции, переориентации внимания бизнеса, руководителей государственных учреждений, молодежи на перспективы этого сектора можно рассчитывать на успех. В противном случае это может оказаться очередным ритуальным заклинанием. И бизнес, и потенциальные работники этой сферы только тогда активизируются, когда почувствуют конкретные механизмы заработка.

7. И, наконец, структурная реформа, о которой так много говорит оппозиция, в свете национальных проектов. Мне кажется, что задача реструктуризации нашей экономики в целом может быть успешно совмещена с проектной структурой управления. Целесообразно объединить усилия ведомств, регионов, бизнеса и разработать, наконец, программу реструктуризации (не РАО ЕЭС, не МПС - а экономики в целом), и эту программу совместить с национальными проектами. Принятие масштабной программы реструктуризации было бы естественным развитием концепции национальных проектов.
Конечно, все это невозможно сделать сразу. Но тем не менее уже сейчас надо говорить об этом. Ведь в завершении статьи Дмитрий Медведев пишет о "чисто управленческих, административных проблемах", которые должны найти свое решение в 2007 году. В России множество прекрасных реформ так и не были реализованы из-за казавшихся пустяковыми "административных" проблем. Россия сейчас имеет исторический шанс, и мы не имеем права допустить, чтобы технические трудности помешали сделать главное.

Источник: bunich.ru

viperson.ru

Док. 275025
Перв. публик.: 01.02.07
Последн. ред.: 10.02.12
Число обращений: 2212

  • Бунич Андрей Павлович
  • Дмитрий Медведев. Национальные проекты: от стабилизации - к развитию. Отклики и комментарии

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``