В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Батанов: пришло время многое менять в системе инвестирования средств `молчунов` Назад
Геннадий Батанов: пришло время многое менять в системе инвестирования средств `молчунов`
Четыре года назад, когда в России реально стартовала пенсионная реформа, миллионы россиян получили право на накопительную часть пенсии. На сегодня специальную часть лицевых пенсионных счетов, где фиксируются платежи на финансирование этой части пенсии, имеют уже более 54 миллионов работающих.

По законам рыночной экономики средства, которые накоплены будущими пенсионерами, не должны оставаться мертвым неработающим активом. Впрочем, пенсионные деньги уже начали работать. Вопрос заключается в том, как сделать эту работу максимально эффективной. Об этом говорит в эксклюзивном интервью обозревателю агентства "ФК-Новости" Алексею Подымову специально для журнала "Финансовый контроль" председатель Пенсионного фонда Российской Федерации Геннадий Батанов.

А. П. : Пенсионная реформа идет уже не первый год, но только в последнее время у нас реально заговорили о необходимости найти пенсионным деньгам эффективное применение. Почему проблема инвестирования средств пенсионного фонда приобретает такой острый характер? И почему мы дополнили именно сейчас распределительную пенсионную систему накопительным элементом?

Г. Б. : Хотел бы напомнить: о том, как функционировала советская финансовая система, имели понятие только специалисты. Социальные отчисления, конечно, существовали, но деньги на выплату пенсий выделялись из казны как бы сами по себе, а предприятия и работники были избавлены от забот о будущей пенсии. Впрочем, и в те времена, когда действовала распределительная система, пенсионеры не могли похвастаться особым богатством, хотя пенсионные выплаты им обеспечивали не двое работающих граждан, как сейчас, а 4-5.

Необходимость пенсионной реформы, можно сказать, продиктовали экономика и демография. Население России стремительно стареет, и в не столь далеком будущем одного пенсионера будет "содержать" всего один работник. Созданная в СССР распределительная система в условиях рыночной экономики уже не могла существовать. В советской пенсионной системе была уравниловка при назначении пенсий, неполный учет стажа и заработка - все то, что недопустимо для пенсионной системы страны с рыночной экономикой.

А. П. : Чем же лучше советской распределительной системы ныне создаваемая накопительная - тем, что она просто более современная?

Г. Б. : Само название "накопительная" я считаю не совсем правомерным, правильнее было бы назвать ее смешанной, так как "страховую" часть пенсии никто не отменяет и не собирается отменять. В том, что современная система должна быть более справедливой, чем старая, я не сомневаюсь. Поймите, мы формируем новую пенсионную систему в расчете на будущее - неслучайно главными ее участниками становятся прежде всего очень молодые люди - те, кому сейчас нет даже 40 лет.

К сожалению, по целому ряду причин - признаем, не в последнюю очередь в силу определенных просчетов, - от системы буквально на старте пришлось "снять с дистанции" очень большую группу работающих - 1966 года рождения и старше. Если бы даже кому-то из них удалось накопить 300-500 рублей прибавки, это, скорее всего, лишь дискредитировало бы саму идею. Кроме того, к счастью, не совсем оправдываются опасения того, что эти люди будут выходить на пенсию в сложной демографической ситуации.

Однако не надо думать, что у этих людей хоть в какой-то мере пострадает накопительная часть пенсии - то, что они заработали за первые три года, остается у них. Да, изначально этой группе будущих пенсионеров было предоставлено право на накопительную составляющую пенсии, под это было зарезервировано два процента от страховых платежей на ее будущее финансирование. Но, к сожалению, довольно быстро выяснилось, что за годы, которые остались этим людям до пенсии, они не смогут, точнее, просто не успеют заработать сколько-нибудь значительную прибавку. После этого было решено обязать работодателей направлять на формирование страховой части их пенсии все 14 процентов страховых взносов.

А вот для более молодых групп работающих новые механизмы будут работать уже в полной мере - пенсия для них будет зависеть от размеров заработанного ими пенсионного капитала, от того, как долго они работали и как много зарабатывали. Вот почему у тех, кто моложе, пенсии будут расти более существенно, чем у нынешних пенсионеров и у тех, кто выходит на пенсию в ближайшие годы. Дело в том, что пенсия для более старших возрастов (до 1966 года рождения) будет рассчитана по ныне действующему пенсионному законодательству.

Реально же первые пенсионеры, которые будут получать пенсии с учетом накопительной составляющей, появятся в России только в 2013 году. При этом далеко не у всех, кто сегодня застрахован, накопительная часть будет играть существенную роль в будущих пенсионных выплатах. И только за счет более молодых людей - всех, кто родился в 1967 году и позже, - общая численность обладателей прав на накопительную часть пенсии будет год от года возрастать. Со временем, за счет увеличения доли этих возрастных групп среди получателей пенсий, роль и значение накопительной части станут более существенными.

А. П. : В чем заключается принцип действия накопительного механизма, который можно считать основной отличительной чертой новой пенсионной системы?

Г. Б. : Он не так сложен, как его у нас частенько описывают: чем дольше человек работает, чем больше средств пенсионных накоплений поступает на специальную часть его лицевого счета, тем больше окажется накопительная составляющая его пенсии. Причем чем моложе сегодня будущий пенсионер, тем большую долю в его пенсии будет составлять накопительная часть. При этом желательно, чтобы не становилась мизерной и базовая часть, то есть гарантированная, стабильная составляющая пенсии.

В целом же не забудьте, что создание механизма накопления одной из частей пенсии - явление в российской пенсионной системе совершенно новое. И сама эта система станет "накопительной" только в будущем.

На сегодня же основная масса пенсионных обязательств государства реализуется еще через распределительные механизмы.

А. П. : Как же будет идти формирование накопительной части пенсий? За счет каких средств и с помощью каких механизмов можно будет ее наращивать?

Г. Б. : Чтобы выделение накопительной части пенсии вообще имело какой-нибудь смысл, необходимо, чтобы средства, предназначенные на это, работали, и работали эффективно. Вот почему уже сейчас, когда до начала первых реальных выплат по накопительной схеме осталось восемь лет, проблема инвестирования пенсионных денег становится такой актуальной.

Норма отчислений для формирования накопительной части пенсий была установлена практически сразу - 2 процента из тех 14, которые обязаны платить предприятия. При этом никому не возбраняется самостоятельно пополнять свои пенсионные средства, доверяя их государственной или частной управляющей компании (ГУК и УК).

В соответствии с заявлениями застрахованных лиц о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании) - а впервые такой выбор россияне осуществляли в 2003 году - ПФР передает средства пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям, отобранным по конкурсу. По итогам проведенного в 2003 году конкурса ПФР было заключено 62 договора доверительного управления с 55 управляющими компаниями - некоторые компании предложили на выбор застрахованным более одного инвестиционного портфеля.

Начиная с 2004 года к деятельности по обязательному пенсионному страхованию были допущены и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По состоянию на 1 октября 2005 года 94 негосударственных пенсионных фонда получили право участвовать в работе со средствами пенсионных накоплений государственного обязательного пенсионного страхования.

Общее количество НПФ сейчас - 298. Их собственные средства составляют свыше 215 млрд. рублей. Общее число участников НПФ - 5, 5 млн. человек (8 процентов экономически активного населения). Надо отметить, однако, что из общего числа НПФ три владеют 93 процентами средств, в том числе один - 50 процентами.

А. П. : Создана ли правовая база инвестирования пенсионных средств - ведь в России очень часто доброе дело может остановиться потому, что для него нет соответствующего закона?

Г. Б. : Главным и практически исчерпывающим правовым основанием для инвестирования можно считать Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Именно в нем и была проработана та система, которая позволяет гражданам выбрать, кто будет распоряжаться теми средствами, из которых будет формироваться накопительная часть их будущей пенсии.

А. П. : А насколько активно будущие пенсионеры готовы распоряжаться своими средствами?

Г. Б. : К сожалению, в настоящее время граждане "застрахованные" еще не слишком активны в выборе управляющих компаний и независимых пенсионных фондов. За два первых года - 2003-й и 2004-й - этим правом воспользовались всего около миллиона человек из тех, у кого оно есть. Что касается застрахованных лиц, которые не воспользовались правом выбора или просто промолчали (их так и называют - "молчуны"), то по закону их пенсионные средства передаются в доверительное управление ГУК.

Пока средства страховых взносов, поступившие на накопительную часть трудовой пенсии, не будут, так сказать, "персонифицированы", ПФР осуществляет их временное размещение. Законом, к примеру, предусмотрено (статья 14 Федерального закона N 111), что страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступающие в ПФР в течение текущего финансового года, аккумулируются в ПФР и временно размещаются в разрешенные законодательством виды активов.

А. П. : Что собой представляют эти "разрешенные" виды активов, насколько эффективно они работают?

Г. Б. : Начну ответ со второй части вопроса. Эффективность временного размещения Пенсионным фондом России сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии определяется ситуацией, которая складывается на финансовом рынке страны в целом и на рынке государственных ценных бумаг в частности в периоды формирования инвестиционного портфеля и его последующей реализации перед передачей средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды.

О конкретных результатах судите сами: по состоянию на начало текущего года сумма средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении у ГУ К, составила 91, 5 миллиарда рублей, у частных УК ~ 2, 9 миллиарда. Сумма средств пенсионных накоплений, переданных в негосударственные пенсионные фонды, на то же время составила 1, 1 миллиарда рублей.

Благодаря инвестированию полученных средств на 1 октября 2005 года стоимость чистых активов инвестиционного портфеля ГУК выросла до 148 миллиардов рублей, частных УК - до 4, 7 миллиарда.

В структуре совокупного инвестиционного портфеля, сформированного за счет средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении всех УК, основную долю составляют государственные ценные бумаги (71, 82 процента), при этом доля наиболее рисковых активов (акции российских эмитентов) не превышает 0, 41 процента.

Еще один конкретный пример: в 2004 году Пенсионный фонд России "рассчитал" более чем 40-процентный промежуточный прирост по чистому финансовому результату, полученному от временного размещения страховых взносов 2002 года. По сумме в 33, 68 млрд. руб. , поступившей в ПФР на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 2002 год, этот результат составил 13, 48 млрд. руб. Средства, поступившие позже в 2003 и 2004 годах, - пока настолько существенно не подросли.

Но в целом за период инвестирования средств пенсионных накоплений (18 месяцев) все управляющие компании достигли прироста стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, не менее 4 процентов. При этом по 13 инвестиционным портфелям зафиксированы показатели прироста в пределах от 7 до 10 процентов; по 11 портфелям - от 13 до 16 процентов; по 17 инвестиционным портфелям - от 16 до 19 процентов.

Подобные показатели доходности являются достаточно привлекательными для будущих пенсионеров и могут реально стимулировать принятие ими решений о передаче своих пенсионных накоплений из государственной управляющей компании в частные или в НПФ.

Ну а что касается набора разрешенных видов активов, он достаточно традиционен, хотя и весьма ограничен.

Это ценные бумаги, в том числе государственные и наиболее надежные корпоративные. Пенсионные фонды и управляющие компании - такие же участники рынка, как и другие инвестиционные институты. Во всем мире пенсионные деньги - это один из наиболее мощных источников инвестиций. Пенсионные фонды, как стратегические инвесторы, во многом определяют погоду на фондовых рынках. Но для них повсюду существуют серьезные ограничения, которые призваны снизить степень риска при размещении средств.

Однако порой такие ограничения становятся явно чрезмерными, и они фактически ставят ПФР и государственную управляющую компанию в неравные конкурентные условия, что снижает эффективность использования доверенных средств. Не забывайте к тому же, что сам Пенсионный фонд не занимается размещением своих временно свободных средств. По решению правительства это делают два наших агента - Центробанк по рублевым операциям и Внешэкономбанк по валютным.

После этого вся полученная прибыль зачисляется в доходы ПФР.

А. П. : Не значит ли это, что ПФР и независимые пенсионные фонды готовы вкладывать средства в более рискованные, но более прибыльные активы?

Г. Б. : Перечень разрешенных активов для инвестирования средств пенсионных накоплений надо расширять, и в первую очередь это касается государственной управляющей компании. По закону основными активами для инвестирования государственной управляющей компанией и временного размещения ПФР средств пенсионных накоплений являются государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Но федеральный бюджет сейчас практически не нуждается в заемных средствах - он неплохо сбалансирован и без них. К тому же доходность по государственным ценным бумагам заметно снизилась. И если сейчас не расширить перечень активов, разрешенных для инвестирования, то последствия для инвесторов будут негативными - хотя бы в силу снижения эффективности размещения их средств.

Если же назвать конкретные активы, куда можно было инвестировать пенсионные деньги, скажу об ипотечных ценных бумагах. Они, в силу своей надежности и оптимальной доходности, могли бы стать наиболее привлекательным активом для инвестирования пенсионных накоплений. Можно также вкладывать средства в инфраструктурные проекты через облигации банков развития. В экономически развитых странах банки развития служат проводниками инвестиционной политики государства.

Необходимо знать, что уже сейчас объемы средств пенсионных накоплений тех самых "молчунов", о которых я сказал выше, настолько велики, что государственная управляющая компания сталкивается с тем, что инструментов инвестирования явно не хватает. Вот почему в середине года мы так активно "озвучивали" идею о необходимости существенных изменений системы инвестирования средств "молчунов". Если еще совсем недавно мы могли позволить их средствам работать "тихо", то сейчас пришло время многое менять в самой системе инвестирования.

А. П. : С чем же связана необходимость таких перемен?

Г. Б. : Никто не снимает с нас задачу обеспечить приток долгосрочных инвестиционных ресурсов в реальную экономику России. К тому же в ближайшие годы численность пассивных инвесторов - "молчунов" вряд ли существенно снизится. И доля их средств будет никак не меньше 90 процентов, а когда темпы роста пенсионных накоплений намного опережают планируемые темпы роста государственного долга РФ, емкость рынка государственных ценных бумаг окажется недостаточной для того, чтобы инвестировать все средства "молчунов".

А. П. : Как же можно изменить систему инвестирования и что это даст будущим пенсионерам?

Г. Б.Для начала инструменты инвестирования надо диверсифицировать, то есть, следуя известной народной поговорке, "не класть яйца в одну корзину". Независимые пенсионные фонды и частные управляющие компании имеют большие возможности для маневра активами и должны проявлять себя как более активные инвесторы. Однако при этом надежность инвестиций должна все же стоять на первом месте, а доходность - на втором.

Средства "молчунов" можно было бы вложить не только в ипотечные облигации, но и в российские и зарубежные корпоративные облигации и акции. Но тут есть опасность, что если на отечественный фондовый рынок, не слишком крупный пока, выйдет такой мощный инвестор, как Государственная управляющая компания, она может монополизировать целые его сектора, что вряд ли поможет развитию рынка в целом.

Не забудем, что в настоящее время обозначился рост дефицита Пенсионного фонда РФ, так как единый социальный налог существенно снижен, а у работодателей очень большая и, к сожалению, растущая задолженность по базовой и страховой частям пенсии. Если дефицит ПФР будет финансироваться не за счет накопительной части пенсионных средств, а из иных источников (например, из средств Стабилизационного фонда), то проблема нехватки инвестиционных инструментов потребует решения уже в 2007 году.

А. П. : Сейчас для многих стало чуть ли не правилом хорошего тона говорить о том, что пенсионная реформа застопорилась, но даже нынешние пенсионеры уже получили немалые прибавки к пенсиям.

За счет чего удалось этого добиться? И когда уже не отдельные индивидуумы, а миллионы россиян почувствуют реальную отдачу от пенсионной реформы?

Г. Б. : Во многом благодаря наведению элементарного порядка в пенсионных отчислениях предприятий мы смогли за три года увеличить среднюю трудовую пенсию почти вдвое - с 1138 рублей до 2100. Таких темпов Россия не знала, а если в полной мере заработают стимулы, которые заставят работодателей выводить зарплаты "из тени", они могут стать и еще выше. А реального повышения пенсий, которое будет напрямую связано с новой пенсионной системой, россияне могут ожидать не ранее 2010-2012 годов. Тогда начнут выходить на пенсию люди, у которых страховой стаж в новой пенсионной системе будет исчисляться хотя бы одним десятилетием.

Говорить же об успехе или неудаче реформы в целом пока просто рано. К примеру, образцовой сегодня считается пенсионная реформа, проведенная в Чили.

Но никто не говорит о том, что начали ее еще в 80-е годы, а завершить собираются только к 2021 году - через 40 лет после старта. И оценивать ее первые результаты в Чили стали только сейчас - так сказать, в середине пути. В России, напомню, старт пенсионной реформе был дан лишь в 1991 году, после чего были экономические эксперименты и дефолт. Наверное, даже неплохо, что переход к накопительной системе начисления пенсий начался в России только в 2002 году, когда отечественная экономика уже стала набирать обороты.

***

СПРАВКА

Бюджет Пенсионного фонда РФ на 2006 год составит 1, 6 триллиона рублей с дефицитом 94 миллиарда рублей, из которых 74 миллиарда будут покрыты из федерального бюджета.

"Пенсионный фонд уже многие годы не был дотационным. Дефицит возник в связи с тем, что изменилось законодательство в области тарифов, ставок и отчислений в наш бюджет. Мы заканчиваем работу по разработке мер, направленных на ликвидацию дефицита", - сказал Геннадий Батанов. Он предположил, что соответствующие проекты законов правительство внесет в Госдуму не ранее 2006 года, а дефицит бюджета ПФР будет ликвидирован не ранее 2008 года.

Расходы на пенсионное обеспечение в 2006 году составят 1, 3 триллиона рублей, в том числе на выплату трудовых пенсий предусмотрено 1, 1 триллиона рублей (выплата базовой части трудовой пенсии - 479, 2 миллиарда рублей, выплата страховой части - 669, 4 миллиарда). На пенсии военнослужащим заложено 11, 5 миллиарда рублей, социальные пенсии - 43 миллиарда.

Кроме того, запланированы расходы на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в размере 210, 2 миллиарда рублей.

По состоянию на 1 января 2006 года запланирован остаток средств финансового резерва фонда в сумме 26 миллиардов 398, 1 миллиона рублей, а на 1 января 2007 года - 7 миллиардов 57 миллионов рублей.

Средства пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2006 года запланированы в размере 250 миллиардов 206, 5 миллиона рублей, а на 1 января 2007 года - 346 миллиардов 601, 3 миллиона рублей. На капитальное строительство в 2006 году выделяется 1, 6 миллиарда рублей, или на 300 миллионов больше прошлогоднего.

02.02.06

FundsHub.ru

Док. 274982
Опублик.: 01.02.07
Число обращений: 316

  • Батанов Геннадий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``