В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Уличная демократия по-киргизски Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Уличная демократия по-киргизски
Острый политический кризис в Киргизии, похоже, завершился. Особенностью молодой демократии в этой стране является то, что культуры решения споров там еще не выработалось, и чтобы добиться своего политики выводят на площади народ. Так случилось и в этот раз.

После тюльпановой революции, свергнувшей президента Аскара Акаева, к власти в Бишкеке пришел дуумвират Бакиев-Кулов. За истекшие полтора года стало ясно, что стабильности республике добиться не удалось. Хотя Курманбек Бакиев и показал себя реальным лидером (а Феликс Кулов - фигурой во многом второстепенной), большую роль играли и продолжают играть другие политики.

Не случайно, что все время после революции в стране происходили публичные конфликты - мятежи, демонстрации, шествия - разной интенсивности. Все это свидетельствовало о неурегулированности обстановки, о продолжении кипения страстей, равно как и о том, что молодая демократия не научилась решать проблемы за столом переговоров. Другой характерной чертой является слабость собственно партий и доминирование личных интересов того или иного лидера и стоящего за ним клана. Подобная система всегда неустойчива и чревата конфликтами, так как опирается на личности, а не на партийные принципы и интересы, выражаемые в программах.

Пусть война "всех против всех" в Кыргызстане и не происходила, но обстановка была близкой к этому. В лагере победителей, как всегда, наметился раскол. Один за одним, объединенные до того лишь чувством неприязни к Акаеву, откалывались от правящей команды те, кто был чем-то ею обижен. Еще одной немаловажной особенностью Киргизии явилось наличие у многих политических и общественных лидеров собственных формирований, групп поддержки, порой - полувоенного типа. Во время обострения обстановки главы кланов выводили в кратчайшие сроки тысячи своих сторонников. Этими частными армиями страна напоминает Римскую империю времен упадка, когда каждый уважающий себя феодал имел личную гвардию.

Такие особенности не позволяли установиться как авторитарному режиму, так и дееспособной власти. Чем сильнее укреплялись позиции Курманбека Бакиева, тем сильнее росло недовольство тех, кто оказался оттерт от рычагов влияния, распределения финансов, властных кресел, но претендовал на них, считая себя обделенным после революции.

Недовольство накапливалось, чтобы разрядиться в первые дни ноября. Сформировавшаяся оппозиция - Алмаз Атамбаев, Азимбек Бекназаров, Омурбек Текебаев, Роза Отунбаева и другие - смогли вывести на площадь в центре города тысячи своих сторонников с весьма решительными требованиями. Формальным поводом послужило невнесение Бакиевым новой редакции конституции, что он обещал сделать прежде. Страсти накалялись до того, что, казалось, повторяются мартовские дни 2005 года, когда свергли Акаева. Понятно, что ради каких-то формальных моментов типа редакции основного закона в том или ином варианте народ на улицу не призовешь. Движущей силой для людей стало отсутствие значимых изменений в плане борьбы с коррупцией, клановостью, социальной несправедливостью. Также бунт принял форму борьбы "северян" с "южанами", чье засилье при Бакиеве стало очевидным.

В какой-то момент казалось, что ситуация выходит из-под контроля как оппозиции так и власти, и беспорядков, столкновений, погромов не избежать. Правительство обвинило оппозиционеров в подготовке вооруженного захвата власти. Часть депутатов в пику Бакиеву приняла свой вариант конституции на драматическом ночном заседании парламента, когда недостающие голоса приходилось собирать буквально по одному.

Однако в момент высшего накала за кулисами происходили тайные переговоры, которые и привели к неожиданному успокоению страстей. Все завершилось компромиссом. На экстренном заседании парламента поспешно приняли новую процедуру голосования и внесения поправок, а затем сразу во всех чтениях - согласованный, компромиссный проект конституции.

На взаимные уступки пошли как оппозиция, так и президент. Теперь в Киргизии будет президентско-парламентская республика. Исполнительная власть уравновешивается законодательной, и, таким образом, баланс соблюден. Парламент отныне будет избираться по смешанной пропорционально-мажоритарной системе, и победившая партия формирует правительство.

Таким образом, обе стороны конфликта продемонстрировали мудрость и готовность искать консенсус. В этом заключается положительное значение противостояния. Людям продемонстрировали, что при взаимном уважении, с помощью диалога можно добиться многого. Есть все основания ожидать, что политическая элита Киргизии сохранит достигнутое. Это означает, что в стране будет сильная, ответственная и дееспособная оппозиция, реальное разделение властей.

Надо заметить, что в масштабах СНГ Киргизия представляет собой скорее исключение, чем правило. Республика устойчиво идет по пути реальной демократии, которая пока не может обойтись без митинговых форм. Но это лишь болезни роста.



09 ноября 2006
http://www.novopol.ru/article13071.html

Док. 274932
Перв. публик.: 09.11.06
Последн. ред.: 31.01.07
Число обращений: 383

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``