В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Иванов, профессор МГИМО: У России есть стратегия развития Назад
Алексей Иванов, профессор МГИМО: У России есть стратегия развития
В последнее время стало модно упрекать правящий режим в отсутствии идеологии и стратегии развития. Настолько модно, что этот тезис стал "общепринятым". Из этой же "общепринятости" делаются многозначительные выводы накануне политического сезона 2007-2008 годов. Например, о том, что "...России нужен настоящий национальный лидер" (Новая газета, 2007 г.,No3, с.9), либо попытках её "гегемонии на постсоветском пространстве" (Ведомости, 2007, 18.01., с.А4), либо "отсутствия видения будущего страны" (Эксперт, 2007, No3, с.9) и т.д.
Действительно, если у правящей элиты нет приоритетов развития, стратегии и идеологии - как системы взаимосвязанных идей и мер по их реализации,- то будущее такой страны печально. Тем более, если эти идеи и цели, как уже не раз бывало в истории России, - ошибочны. Современный мир предполагает, что нация и государство обязаны иметь такую идеологию, из которой вытекает стратегия развития, стратегическое планирование и конкретные стратегии и концепции развития (отраслевые, региональные и т.д.).
В этом смысле меня искренне порадовала статья Д. Медведева, опубликованная 25 января в газете "Коммерсант" под заголовком "Национальные проекты: от стабилизации к развитию", которая в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к стратегии развития.
Прежде всего в ней четко обозначено то место, тот этап, на котором сегодня находится Россия, а именно - этап завершения периода стабилизации и выбора стратегии развития. Действительно, как справедливо пишет автор, в 2006 году Россия стала "другой страной". За последние два десятилетия мы настолько привыкли к тому, что у нас "все не так", что сегодня с трудом отвыкаем от этой мысли.
Впрочем, не только мы, но и на Западе, где давно списали нас на периферию большой политики и были крайне удивлены, что мы не просто живы, но и активно начали защищать свои национальные интересы. Как признает недавно в своем докладе директор национальной разведки США Дж. Негропонте, "Очевидные экономические и предполагаемые политические успехи внутри страны и за рубежом усилили уверенность России в себе".
И дело даже не только в том, что восстановлен докризисный экономический потенциал, что Россия, как справедливо отмечает автор, превратилась из страны-должника в страну-кредитора(хотя еще недавно нам предрекали, что мы не выплатим внешних долгов даже ценой всего бюджета и заставляли принимать самые унизительные, в том числе политические условия).
Дело в том, что в 2006 году мы перешли рубеж кризисного развития и вышли на путь ускоренного, опережающего развития. Кто бы из критиков сегодня не говорил, но темпы роста в 7% не просто лучше, чем темпы падения в 5%-10%, наблюдавшиеся до прихода Путина, но они и значительно выше среднемировых. Они действительно опережающие. Когда страна в короткий срок преодолевает огромный разрыв и вдруг возвращается в число государств, определяющих мировую политику, вновь становится её субъектом, а не объектом, это действительно удивляет.
Но развитие, в отличие от стабилизации, диктует новые правила игры, включая правила управления экономикой, когда от антикризисного, "ручного управления" обязательно необходимо переходить к определению (причем точному, безошибочному) приоритетов развития и стратегии. И в статье Медведева мы видим, что главный приоритет выбран правильно. Это человек, его потенциал, качество его жизни, развития, самореализации, или, как подчеркивает автор, ""стратегия эффективных инвестиций в целовека"". Собственно это и есть суть приоритетных национальных проектов, главное в идеологии и стратегии режима.
Конечно, хотелось бы как можно скорее перейти в иное состояние, когда накопленные проблемы не навесают тяжелым грузом, хотелось бы развиваться еще быстрее. Но, заметьте, - сегодня мы спорим не о том, где бы занять или выпросить денег, чтобы заплатить бюджетникам, а сколько и когда добавить, как эффективнее истратить заработанное. Это совершенно иное качество проблем, которые Медведев справедливо уже называет задачами развития. Сегодня все - от Глазьева до Кудрина - спорят о том, насколько больше нужно инвестировать в человека, а не объясняют, как при Черномырдине и Гайдаре, почему трудно прожить на 300 рублей.
Наконец, сегодня, пусть с опозданием, но власть ясно заговорила о главном - создании экономики знаний и нового, творческого общества, о том, что стало банальностью в развитых странах еще 10-15 лет назад, но чего всячески избегали в СССР и России в 90-е годы, предпочитая выдвигать заведомо ложные цели, которые вели (и привели) в никуда.
Понятно, что в 2007 году перед российским обществом будут стоять сложные задачи, которые я бы назвал поиском наиболее эффективных путей реализации заявленных целей. Но уже ясно, что приоритеты, вектор развития определены, а скорость движения по пути развития будет зависеть прежде всего от нас, нашего умения, нашей воли, нашей энергии.

газета Завтра январь-февраль, 2007 г. No 5 (689)
http://zavtra.ru/cgi/

Док. 274876
Перв. публик.: 31.01.07
Последн. ред.: 01.02.07
Число обращений: 389

  • Подберезкин Алексей Иванович
  • Дмитрий Медведев. Национальные проекты: от стабилизации - к развитию. Отклики и комментарии
  • Иванов Алексей

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``