В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Бизнес - не политика Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Бизнес - не политика
Четыре года назад на Северном Кавказе произошла маленькая сенсация. Многолетнего президента Адыгеи Аслана Джаримова победил никому неизвестный предприниматель Хазрет Совмен. Конечно, в узких кругах он был широко известен как крупнейший золотопромышленник России, но публично он заявлен никак не был.

Джаримов же, наоборот, был фигурой весьма раскрученной, власти которой, казалось, ничто не угрожало. Выйдя в 1991 из Краснодарского края, Адыгея под его руководством превратилась в регион с типичным этнократическим правлением. Русские, составляющие почти три четверти населения, были удалены от властных рычагов, которые крепко держала в своих руках адыгская элита. Спайку бывших партийных кадров, скрепленных национальным происхождением удалось разбить только выдвинув фигуру миллионера-земляка. Совмен устраивал как националистически настроенную элиту, так и русских, уставших от Джаримова.

Но приход к власти совершенно новой фигуры из бизнеса, как оказалось, не означал перехода к новому типу управления. В республике все осталось по-прежнему. Адыгейцы доминировали в аппарате управления, остальные же этносы ощущали себя второстепенными и дискриминированными. Федеральный центр предпочитал закрывать глаза на все происходящее в регионе, как и прежде. Считалось, что главное - не будить темные силы национализма, и не допускать появления второй Чечни.

В экономике также никаких особых свершений замечено не было. Рыночные таланты Хазрета Совемна не проявились в родной республике. Она оставалась темной окраиной Краснодарского края, в который входила ранее. Бизнес убегал из Майкопа, переходя в Краснодар.

Но в последние несколько лет на повестку дня вышел вопрос укрупнения российских регионов. Это касалось тех бывших автономных округов и областей, которые вышли из своих краев в период поздней перестройки. Рано или поздно, но процесс дошел и до Адыгеи. В принципе, Краснодарский край не так уж много приобретает с возвращением "блудной дочери". Территория республики - менее 8 000 квадратных километров, что равно примерно пятой части Московской области. Население не дотягивает до полумиллиона. Никакой заметной промышленности не наблюдается, равно как и добычи полезных ископаемых. Тем не менее, губернатор Ткачев весьма заинтересовался идеей слияния двух субъектов. Во-первых, есть желание влиться в официально одобряемый процесс. Во-вторых, любое укрупнение всегда приятно чиновничеству. В-третьих, территория Адыгеи хотя и окружена со всех сторон территорией края, однако в свою очередь "пронзает" его сердцевину. Земли уже другого субъекта федерации начинаются буквально в нескольких километрах от Краснодара, что создает немало проблем в плане землеотвода и т.д. В-четвертых, хоть экономические потенциалы и несопоставимы, тем не менее, в определенном смысле республика представляет собой "лакомый" кусочек. В ней есть плодородные земли, Майкоп притягателен для торговли и бизнеса. Однако Александр Ткачев всякий раз подчеркивает, что торопиться не следует и что народ Адыгеи сам должен дозреть до объединения.

Тема возможного исчезновения республики как самостоятельного субъекта федерации играла немалую роль в недавней избирательной кампании по выборам ее парламента. Хазрет Совмен занимал в отношении этой проблемы двоякую позицию. С одной стороны, он публично осуждал идею укрупнения, с другой, в приватных разговорах с чиновниками полпредства был готов ее поддержать в обмен на преференции для своего бизнеса. Об этом, в частности, сообщает газета "Коммерсант". Его позиции после неудачных для партии "Единая Россия" выборов в парламент заметно пошатнулись. Хотя "ЕР" и пришла первой, ее результат был намного хуже чем в других регионах. Нараставшие подспудные противоречия дали о себе знать 4 апреля, когда Совмен совершил непонятный демарш. На сессии парламента он сперва подал заявление об отставке. А после взял его обратно, пояснив, что "его не так поняли".

Однако унять страсти было уже невозможно. В своем интервью тому же "Коммерсанту" Совмен подверг резкой критике полпреда Дмитрия Козака, что является абсолютно недопустимым в современной России. Результатом стала его встреча с Сергеем Собяниным и Дмитрием Козаком, на которой он повторно написал заявление об уходе на имя президента - уже "всерьез".

Теперь республике стоит ожидать нового главу и... продолжать пользоваться статусом полноправного региона. Как следует из утечек информации в прессу, Совмену были даны гарантии того, что Кремль не станет инициировать вопрос об укрупнении, по крайней мере, в ближайшее время.

Скорее всего, так и произойдет. Москва не заинтересована в новых политических проблемах на взрывоопасном Северном Кавказе. Разговоры об укрупнении в этом регионе чреваты новой эскалацией национализма. Политические проигрыши в таком случае значительно превысят положительные дивиденды от объединения.

Из персональной же истории мультимиллионера Хазрета Совмена, удачливого бизнесмена и неудачливого в итоге политика, можно извлечь весьма важный урок: политика - не бизнес, а бизнес - не политика.


4 апреля 2006
http://www.novopol.ru/article7385.html

Док. 274764
Перв. публик.: 04.04.06
Последн. ред.: 31.01.07
Число обращений: 375

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``