В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. `Родина`: провал между стульями Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. `Родина`: провал между стульями
Очередной съезд "Родины" завершился предсказуемо. Дмитрий Рогозин был снят со своего поста в партии и заменен Александром Бабаковым. Череда неизбежных комментариев по горячим следам прошла, и о "Родине" уже не вспоминают, так как информационный повод исчез. Однако, вне зависимости от этого, проблема никуда не делась. У партии есть свои депутаты в Думе, есть какие-никакие имя и имидж. В любом случае, в раскладе выборов-2007 ей предстоит сыграть какую-то роль. И эта роль будет определяться тем, что сегодня сделает новое руководство партии и ее сторонники.

Но прежде им самим нужно осознать - что же произошло с "Родиной"? Без ответа на этот принципиальный вопрос, у них вряд ли что получится. Как писал классик, не решив главные вопросы, политическая сила неизбежно будет спотыкаться на второстепенных.

Общее впечатление от оценок самих родинцев накануне и после съезда - попытка сделать хорошую мину при плохой игре на публике и полная растерянность наедине с собой. Последнее особенно хорошо чувствуется при чтении "интимных" комментариев активистов "Родины" на сайте Livejournal, например Михаила Делягина или Сергея Шаргунова.

Их общее настроение можно передать так: "мы обхитрили Кремль, пошли на незначительные уступки, ради спасения нашего дела в целом". Как выразился активист "Родины" из Тульской области Владимир Тимаков, отставку Рогозина можно сравнить с "похабным" Брестским миром. Но так ли все классно, господа?

Вспомним предысторию рассматриваемой партии. "Родина" возникла довольно внезапно летом-осенью 2003-го года как сугубо кремлевский проект по переманиванию голосов избирателей от КПРФ, которая тогда еще пыталась играть в независимость. Администрации президента, которая перед этим провела удачную атаку на коммунистов в Думе, лишив их руководящих постов, и оторвав от них спикера Селезнева, было также весьма важно лишить КПРФ нового знакового имени - Сергея Глазьева, который в 2002 году удачно "раскрутился" на выборах в Красноярском крае, и мог придать коммунистам новый импульс, привлечь голоса избирателей, истосковавшихся по новым именам и идеям.

Процесс отхода Глазьева от КПРФ несколько затянулся, ибо внезапно предать партию, его выдвинувшую на высокие посты в Думе, он сразу не мог и должен был найти для этого подходящий повод. Он выдвигал руководству КПРФ один ультиматум за другим, предлагая идти на парламентские выборы широкой коалицией, и когда Зюганов окончательно отверг это предложение, Глазьев смог вздохнуть свободно, с "чистой совестью" бросить своих союзников, и объединиться с Рогозиным.

Дмитрий Рогозин также в то период испытывал резкие колебания. Член группы "Народный депутат", председатель думского комитета по иностранным делам, специальный представитель президента России по урегулированию Калининградской проблемы, он не знал - как лучше позиционировать себя в начинающейся избирательной кампании? В "Единую Россию" его не взяли, хотя и были планы сделать его чуть ли не лицом блока. Он остро ощущал потребность в чем-то более существенном, чем просто очередная победа в одномандатном округе, его вождистские амбиции требовали лидерства в некой политической силе. Поэтому предложение возглавить вместе с Глазьевым левопатриотическое объединение пришлось как нельзя кстати.

"Родина" изначально создавалась как сугубо кремлевский проект, эдакое второе, более удачное, издание блока Ивана Рыбкина с целью зачерпнуть в провластную сеть голоса левых избирателей. На ее поддержку был брошен мощнейший информационный ресурс государственных электронных СМИ, курировать который в интересах "Родины" командировали опытного политтехнолога Марата Гельмана. Тогда как КПРФ и ее вождя Геннадия Зюганова на ОРТ и РТР либо замалчивали, либо всячески обливали грязью, лидеров "Родины" раскручивали по полной программе.

В ее избирательный список включили с бору по сосенке самых разных людей - генерала ВДВ Георгия Шпака, бывшего председателя Центробанка Виктора Геращенко, экс-генерала КГБ Николая Леонова, а вместе с ними - молодых бизнесменов и олигархов, таких как Александр Бабаков или Дмитрий Савельев, который до последнего числился в СПС вместе с Гайдаром и Немцовым.

Возникающие по ходу кампании скандалы, такие как выход из игры Александра Дугина, официальные СМИ успешно замалчивали. В итоге "Родина" получила четвертое место и прошла в Думу. Но победа оказалась пирровой. Как сразу же оказалось, кремлевские технологи и не думали хоть как-то допускать самостоятельность "Родины". Первым из вождей "Родины" сорвался Глазьев, который вступил в президентскую гонку. Партия его не поддержала, Рогозин демонстративно дистанцировася, называя в то время партию "президентским спецназом" (а раз так, то разве можно бросать вызов президенту?). В результате Сергея Юрьевича сместили с поста лидера фракции, коим и стал наконец-то Рогозин. До этого он находился на ничего не значащем посту вице-спикера.

Но затем и Рогозин, по какому-то необъяснимому закону ослепления, попытался играть в независимость. Вместо того, чтобы вести себя смирно, слегка журить власть, "не выходя за рамки", он начал позиционировать себя как истинного оппозиционера - устроил голодовку в Думе, нападал на "Единую Россию". В ответ был инициирован уход от него Сергея Бабурина, создавшего одноименную мини-фракцию. Многие депутаты покинули фракцию еще раньше, тот же Дмитрий Савельев, попользовавшись именем "Родины", даже не стал входить в нее, с первого дня перебежав в "Единую Россию". Думу покинули Геращенко и Шпак. Но Рогозин упрямо гнул свое, непонятно на что надеясь. Как тогда заявлял в интервью "Новой политике" лидер молодежного крыла "Родины" Сергей Шаргунов, "Рогозин, использовав Кремль, послал его куда подальше, и вышел на самостоятельный путь".

Окончательной "точкой невозврата" стали выборы в Мосгордуму. Дмитрий Рогозин решил разыграть националистическую карту, причем в самом экстремистском варианте. До сих пор неизвестно, на что он рассчитывал. То ли на реальную победу, то ли на скандал, с последующим извлечением максимальных дивидендов от снятия партийного списка. Но никаких дивидендов на его долю не пришлось. Кремль окончательно разуверился в своем протеже, и в ответ снял "Родину" почти со всех региональных выборов. Во многих регионах были сорваны конференции по выдвижению делегатов на партийный съезд. Ультиматум обозначился во всей своей неотвратимости - или Рогозин уходит, или проект "Родина" окончательно закрывается. Принципиальных не нашлось и околополитические дельцы, образующие, собственно, "Родину" решили благоразумно не рисковать, даже не будущим, а своим настоящим.

Была придумана успокаивающая совесть формула нового "Брестского мира", необходимого компромисса ради спасения партии. Но что теперь ждет "Родину"?

Александр Бабаков - фигура не то что не харизматичная, а вовсе никакая. Быть главным спонсором партии и быть ее лидером - две больше разницы, как говорят в Одессе. Публичный политик не может находиться в тени, а Бабаков до последнего времени тщательно избегал всякой публичности.

Строить в нынешних условиях политику оппозиционной партии на примиренческих позициях ("конструктивная оппозиция") не слишком дальновидно. Все кого более-менее устраивает текущая жизнь, опасаются резких перемен и поддержат "Единую Россию". Те, кого она не устраивает, ждут сильных слов и решительных действий. В итоге "Родина" может оказаться между двух стульев и свалиться в политическое небытие.

Можно сказать, что проект "Родина" более не интересен Кремлю. Коммунистов опасаться нечего, они бессильны и вполне управляемы, понимают правила игры и оттягивают на себя голоса недовольных, которые могли бы при известных событиях уйти к "оранжевым" революционерам. Кроме того, для националистов есть ЛДПР, так что - зачем еще "Родина"? Скорее всего, переход власти в руки Бабакова - это шаг к плавному закрытию данного проекта. Как специалист в области управления активами, он сможет обеспечить контролируемый процесс по ликвидации структуры оказавшейся банкротом. В предвыборный сезон 2007-го года это будет как раз - вялая, умеренная кампания, непрохождение 7%-го барьера, и самороспуск.

Единственное, что вызывает интерес - это судьба газеты "Завтра", поступившей в свое время на содержание к "Родине". Кого теперь будет восхвалять и бранить Александр Проханов? В ком он найдет очередного кумира? Как объяснить неудачу с Рогозиным?

А Сергею Глазьеву и Дмитрию Рогозину можно напомнить старинную русскую пословицу - "коготок увяз - всей птичке пропасть". Нельзя быть одновременно и решительным революционером и бегать ежеминутно в Кремль за поддержкой и согласованиями. Всякий вступивший в подобную игру, рано или поздно кончает крахом.


31 марта 2006
http://www.novopol.ru/article7100.html


Док. 274760
Перв. публик.: 31.03.06
Последн. ред.: 31.01.07
Число обращений: 358

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``