В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Еще не предвыборный, но уже рубежный Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Еще не предвыборный, но уже рубежный
2005 год стал рубежным для второго президентского срока Владимира Путина. Позади два года и впереди столько же. Но часы упрямо ведут отсчет времени, остающегося перед финишем. Российская элита уже задумалась о том, что будет дальше. Но, впрочем, наша цель - осмыслить итоги года уходящего, а в течение него тема смены поколений во власти еще не звучала так громко.

Года начался с давно не виданных массовых протестов населения, причем никем не организованных. Пенсионеры и прочие ущемленные льготники перекрывали трассы, выходили на митинги сами, почувствовав себя обиженными и несправедливо обделенными. Власть оказалась растерянной и не знала - что предпринимать? Понадобились усиленные подачки людям, срочные увеличения выплат и доплат, чтобы хоть как-то сбить накал страстей. Губернаторы и прочие местные власти также оказались не на высоте положения, и лишь растерянно кивали на федеральный центр. Главный урок, который Россия извлекла и волнений, вызванных пресловутой "монетизацией" льгот заключается в том, что в случае возникновения непредвиденных ситуаций "вертикаль власти", которую так бережно выстраивали все последние годы, малоэффективна, и все надежды возлагаются на ее вершину - президента. Составные ступени вертикали не способны ни дать соответствующих разъяснений, ни взять какую-то толику ответственности на себя.

В феврале, ровно день в день со своей прошлогодней отставкой, из небытия показался бывший премьер Михаил Касьянов. Он объявил о своем несогласии с нынешним курсом Кремля, но за весь год его усилия ни к чему не приводили. Он так и остался изолированной фигурой, подозрительно воспринимаемой в правой оппозиции, при безразличном отношении народа. К тому же к его мизерной популярности вряд ли могли что-то добавить скандалы с приватизацией им госдач.

Март ознаменовался двумя нашумевшими покушениями. Аслана Масхадова удалось ликвидировать, Анатолия Чубайса, к счастью, нет. Эффект от убийства Масхадова свелся к дальнейшей фрагментации сил чеченских сепаратистов, что выразилось в значительном снижении их диверсионной активности. Это позволило в более-менее спокойной атмосфере провести выборы чеченского парламента, окончательно сформировав, таким образом, структуру власти в республике.

Но в то время как в самой Чечне ситуация оставалась под контролем, главным образом за счет усиления позиций клана Кадырова, в соседних республиках ситуация порой ухудшалась. Исламисты явственно стремились перенести тяжесть боевых и террористических действий на другие регионы Северного Кавказа. Первую половину года ознаменовали беспрестанные сражения в центре Махачкалы и Нальчика, в ходе которых федеральные спецслужбы ликвидировали одну за другой подпольные боевые группы. Когда казалось, что основные нелегальные центры сопротивления ликвидированы, случился Нальчик. Правда, в течение суток удалось почти полностью уничтожить основные силы боевиков, нанеся им, таким образом, тяжелейшие потери.

Покушение же на Чубайса, последующее выдвижение полковника Владимира Квачкова в депутаты, и полученные им почти треть голосов, выявили такую неприятную картину современных настроений как готовность части общества поддержать политическое насилие. Весьма тревожный симптом! Трагические уроки русского терроризма конца XIX - начала XX века уже забыты, и очередной цикл кровопролития, похоже, не пугает. Даже такой "забавный" эпизод того же времени как удар Гарри Каспарова шахматной доской по голове вполне укладывается в логику революционного насилия.

В том же марте российское руководство впервые сыграло на опережение, столкнувшись с очередной "оранжевой" революцией. Кремль на стал до последнего держаться за Аскара Акаева, а быстро признал революционные власти, и попытался ввести их в сферу своего влияния, правда, с переменным успехом. Режим Бакиева-Кулова изгонять американскую авиабазу не торопится.

Май открылся широкомасштабным празднованием 60-летия Победы. Слет всех гостей мира в Москву подпортился пререканиями с Польшей и Прибалтикой, которые смогли-таки сфокусировать внимание на своих обидах. Правда, Буша чуть не взорвали гранатой в Тбилиси, показав, что в "новых демократиях" не все так благостно как хотелось бы Западу.

Затем в мае новое движение "Наши" вывело на Ленинский проспект в столице более 60 тысяч человек. Тем самым была продемонстрирована сила организованной молодежи, идущей в "верном" направлении. Ни одна сила в России не способна собрать, даже за любые деньги, такое количество демонстрантов. Потенциальные "оранжевые" революционеры могут отдыхать.

Завершился же горячий май энергетической катастрофой в Москве, равной которой она не знала за всю свою историю. Парализовав целый город с десятимиллионным населением, Чубайс отделался легким испугом. Его протеже сняли с "Мосэнерго" - и только. Главный электроэнергетик воистину оказался заговоренным - и пуля его не берет, и шок, устроенный в мегаполисе ему нипочем. Надо думать, у него впереди - светлое будущее.

Главным событием лета стало празднование тысячелетия Казани. Еще недавно город считался на двести, как минимум лет моложе, но в угоду политической конъюнктуре возраст Казани срочно повысили, дабы Минтимер Шаймиев мог лицезреть еще будучи у власти собственный триумф - преображенный город. Федеральное правительство не стало спорить с Татарстаном, рассудив, что его лояльность стоит небольших уступок национальному самолюбию.

2005 год ознаменовался началом внедрения в жизнь системы назначенных президентом губернаторов. Уже несколько десятков человек могут сказать, что целиком и полностью зависят не от своих избирателей, а от Кремля. Большинство среди них - переназначенные старые кадры, но есть и немало любопытных новичков. Самой интересной тенденций стало перемещение руководящих кадров по горизонтали - из Москвы. Таковых целых четыре человека - Карлин на Алтае, Шанцев в Нижнем Новгороде, Боос в Калининграде и Мень в Иваново. Как видим, трое из них - люди команды Лужкова, которая, похоже, распадается на ходу.

Выборы в Мосгордуму как и в заксобрания других регионов страны, подтвердили сложившуюся тенденцию - партия власти - "Единая Россия" получает более чем ощутимое большинство, вслед за ней приходит с большим отставанием КПРФ, "демократы" же, если и проходят избирательный барьер, то еле-еле.

В экономике итоги года своей отставкой подвел Андрей Илларионов. Государство всецело контролирует нефтяной и газовый сектор, ради чего готово заплатить 13 миллиардов Роману Абрамовичу за "Сибнефть", и стремится сделать Россию "энергетической сверхдержавой", вместо того, чтобы просто модернизировать экономику. В сентябре, неожиданно были запущены четыре проекта, сразу же объявленных "общенациональными". Резкое увеличение трат на здравоохранение, образование, строительство и село способно стать миной "замедленного действия" под, с таким трудом достигнутую, макроэкономическую стабилизацию. Понятно, что экономика становится менее либеральной и более "управляемой". На благо ли это стране, судить пока рано. Посмотрим.

Введение четырех программ сопровождалось важными кадровыми изменениями в высших эшелонах власти. Дмитрий Медведев ушел с поста главы администрации президента в правительство. Повысился статус Сергея Иванова. Из губернаторов в главы кремлевской администрации шагнул Сергей Собянин. Кириенко и Пуликовский перестали быть полпредами, и нашли себе хорошие должности в Москве. Обозреватели единодушно расценили эту рокировочку, как маневры перед выдвижением официального наследника.

Напоследок коснемся судьбы многострадальных российских СМИ. Поменялись хозяева и руководители в "Московских новостях", РЕН-ТВ, Олег Попцов ушел из ТВЦ. Устойчиво рос рейтинг СТС, на рынке печатной продукции лихорадило "Известия". Сами же правила игры не менялись, и речь идет о том, чтобы научиться выживать в них.

Общий итог года таков - жизненный уровень населения чуть-чуть подрос, нефтедоллары поступают в Россию исправно, политическая стабильность крепка и нерушима. Но необходимость передавать через два года дела другому президенту заставляет Кремль волноваться уже сегодня. В этом и заключается смысл основной интриги, это и служит источником политической динамики.


30 декабря 2005
http://www.novopol.ru/article5382.html

Док. 274749
Перв. публик.: 30.12.05
Последн. ред.: 31.01.07
Число обращений: 349

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``