В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим АРТЕМЬЕВ. Попцов ушел, да здравствует..? Назад
Максим АРТЕМЬЕВ. Попцов ушел, да здравствует..?
Последние два-три года новости с телевидения перестали будоражить общественность. После жесткой зачистки государством телеэфира от несистемных и неуправляемых элементов, "пособников олигархов", там воцарилось благостное затишье, на фоне которого сенсации приходится буквально высасывать из пальца. Неудивительно поэтому, что когда ревнивый муж одной из телеведущих пырнул ножом удачливого соперника, это стало чуть ли не главной новостью о ТВ на несколько недель.

Сегодня же отставка Олега Попцова с должности гендиректора ТВЦ стала скандалом подлинным, привлекшим не случайное и не имитированное внимание.

С первого взгляда даже не очень понятно, что тут важнее - должность ли Попцова, или его имя? Телеканал ТВЦ не входит в тройку "главных" каналов (ОРТ, РТР и НТВ), да и СТС по охвату зрительской аудитории уступает. Сам же по себе Олег Попцов - фигура известнейшая, в чем-то даже легендарная и историческая.

Напомним вкратце его жизненный путь. Олег Максимович Попцов начинал свою карьеру в пятидесятых годах прошлого столетия как комсомольский функционер. В руководстве этой организации, которую принято считать сугубо конформистской и бюрократической, тем не менее, собирались разные люди. Кто-то действительно был тупым и серым карьеристом, кто-то - как Юрий Афанасьев или наш герой, на поверку оказались людьми творческими и нестандартными. Ничто не указывало в средине шестидесятых годов на то, что молодой секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ Олег Попцов, по профессии - лесничий, которого переводили в Москву, сделает впечатляющую карьеру в СМИ. Тем не менее, именно ему доверили в 1968 году руководство журналом "Сельская молодежь". Этот пост он сохранял в течение двадцати двух лет, давным-давно выйдя из комсомольского возраста. Под его руководством, журнал стал довольно интересным изданием - настолько, насколько это было возможно в условиях жесткой советской цензуры. При этом Попцов всегда находил общий язык со своими меняющимися начальниками-кураторами из ЦК ВЛКСМ.

"Вторая молодость" пришла к нему вместе с перестройкой. Олег Попцов поучаствовал в создании Крестьянской партии вместе с Ю.Черниченко, успел поработать первым замом главного редактора в легендарных "Московских новостях", стать народным депутатом РСФСР. Ярко проявив себя в то революционное время как демократ и "прораб перестройки", он закономерно возглавил новое российское телевидение - ВГТРК. Начав с нуля, он в сжатые сроки создал вполне работоспособный коллектив под кураторством ныне забытого Михаила Полторанина. (Для историков российских СМИ разница в траекториях карьер этих двух менеджером масс-медиа должна стать впечатляющим примером того, как не всегда публичность и близость к первому лицу способствуют творческому долголетию).

Свое шестидесятилетие в 1994 году Олег Попцов встретил на самом пике карьеры. Еще бы - председатель ВГТРК, человек руководивший вещанием в критические дни октябрьского путча 1993-го года из резервной студии, знаковая фигура нового, "демократического" истеблишмента. Руководитель, державший марку российского телевидения как независимого, служащего обществу. Особенно ярко это проявилось с началом первой чеченской войны, когда деятельность телеканала "Россия" попала под жесткую критику Кремля, развязавшего войну, но Попцов, тем не менее, сдерживал эту атаку, и журналисты преподносили зрителям не приукрашенную картинку восстановления "мирной жизни" как сегодня, а жесткие картины боев, смертей и страданий. Так год его триумфа как телебосса, стал началом и его заката. Ослушника терпели год, и в канун выборов президента в феврале 1996 года освободили от должности. Кремль должен был быть уверен в том, что ВГТРК не подкачает в решающий момент, и обеспечит должное информационное сопровождение ельцинской кампании. Поэтому неподконтрольный Попцов оказался не у дел. Так исчезла иллюзия "независимости" российского ТВ, но, что важно, тогда этого общественность не заметила, введенная в заблуждение криками о предотвращении "коммунистического реванша".

Четыре года Попцов занимался проектами в сфере печатных СМИ, руководил (и продолжает руководить до сих пор) издательским домом "Пушкинская площадь", впрочем, без особого успеха. Никто не скажет что издания холдинга - "Алфавит", "Версты", "Ах...", "Ять" играют хоть сколько-нибудь заметную роль на рынке печатных СМИ. Он написал две книги о современной политике - "Хроника времен "царя Бориса" и "Тревожные сны царской свиты", которые подтвердили, ту истину, что хороший редактор - не обязательно хороший писатель. Многословные, написанные тяжелым языком, они не стали бестселлерами и не принесли дополнительной славы автору. Неудивительно поэтому, что ровно через четыре года после своей отставки Олег Попцов вернулся на ТВ, став гендиректором столичного телеканала ТВЦ.

Так началась самая свежая глава его телевизионной биографии. Компания, в которую он пришел, резко отличалась от ВГТРК. Созданная московским правительством в 1997 году как федеральный канал, ТВЦ должен был способствовать информационному проникновению в регионы идей Лужкова, а с другой стороны служить его собственной дубиной в грядущей информационной войне. Собственно, так оно и случилось. ТВЦ вместе с НТВ стал медийной опорой лужковско-примаковского "Отечества" в кампании 1999-го года. Напомним, что в то время ТВЦ руководил Сергей Ястржембский, которого и сменил Попцов. ТВЦ особенно "Отечеству" не помог, но существование свое продолжил, так как стал неотъемлемым и привычным телевизионным сопровождением московской мэрии.

Попцов пришел на ТВЦ в тот момент, когда канал должен был решить - в каком качестве ему существовать дальше? ТВЦ так и не стал достойным конкурентом "большой тройке" - ОРТ, РТР и НТВ. Замыкаться в собственно московских рамках ему также не позволялось. Все "попцовские" годы канал не то, чтобы влачил жалкое существование, а был, скорее, в роли догоняющего, так сказать, "третьим-с-половиной" каналом, то есть чем-то большим чем просто "столичное" ТВ, но ощутимо меньшим, чем вышеупомянутые три.

В этой специфической роли ТВЦ удалось избежать тех бурь, что произошли на ОРТ, НТВ, ТВ-6 и ТВС. Более того, именно на ТВЦ были возможны те проекты, те критические выступления, которые стали немыслимыми на других каналах. Прикрываясь внешней лояльностью Кремлю и мэрии, Попцов оказался в состоянии допускать значительный элемент вольнодумства. Конечно, это касалось в первую очередь, федеральных проблем. Чисто московские вопросы трактовались весьма и весьма осторожно и почтительно, с обязательными реверансами в сторону Лужкова. Олицетворением последнего стала передача Павла Горелова.

Карауловская "Момент истины", пушковская "Постскриптум" в условиях ликвидации серьезной политической аналитики на ТВ стали выделяться на общем фоне. Правда, первая программа превратилась в некий телевизионный аналог "Компромат.Ру", а вторая скатилась в слишком злобное антизападничество. Но на безрыбье - и рак рыба.

Апофеозом вольномыслия стала лебединая песнь Олега Попцова - "Ваше высокоодиночество", трехчастный цикл - то ли монолог, то ли диалог с Путиным, в котором непривычно-еретически звучали "острые" вопросы к президенту. Ничего скандалезного или призывающего к революции в передаче не прозвучало, но по единодушному мнению телетусовки именно она стала последним камнем, переполнившим чашу терпения Лужкова, потребовавшего отставки Попцова.

Заметим, что в никуда Попцов не исчезает, как он сам выражается, был выбран "мягкий" вариант" его ухода. За ним остаются издательские и типографские проекты. Ему есть чем заняться, и вряд ли он особенно сильно переживает - один только внешний вид способен ввести кого угодно в заблуждение - мало кто даст ему семьдесят один год. Если человек так прекрасно сохранился на столь ответственной работе - запас сил у него велик.

Посему не будем беспокоиться о дальнейшей судьбе Олега Попцова и озаботимся будущим ТВЦ. Перед новым гендиректором встанет непростая задача - сохранить лицо канала, постаравшись максимально расширить его аудиторию. Понятно, что многое упирается в объективные обстоятельства - недостаточное финансирование (по данным "Коммерсанта" оно приблизительно равно 100 млн. долларов - 80 % поступает от московского правительства, остальное канал зарабатывает сам), цензурные ограничения. Впрочем, последнее не является таким уж значимым фактором. Подавляющее число зрителей равнодушно к политическим передачам, и им интересней "развлекуха", а по этой части догнать тот же ОРТ ой, как трудно. То, что ТВЦ позиционировал себя как "социально ориентированный" канал также не способствует значительным рейтингам.

99,2 % акций ТВЦ принадлежат столичным властям. При таком раскладе трудно привлечь инвестора, который был бы способен вложить средства, привести современных управленцев. Принадлежность к мэрии - одновременно и гарантия существования и тяжкая обуза. Мэрия заказывает музыку, которая мало интересна зрителям. В этом смысле сделать из ТВЦ нечто коммерчески прибыльное весьма и весьма затруднительно. Новый руководитель канала должен либо плыть по течению, действуя в жестко заданных рамках, либо должен будет попытаться "восстать", предложив концепцию независимого развития ТВЦ. Но на это мало надежд и еще меньше вероятностей. Скорее всего, ТВЦ постигнут какие-то косметические изменения, но суть останется та же. Пока у столичной мэрии будут "лишние" деньги и информационные амбиции, канал будет жить. Но ждать от него каких-то свершений вряд ли придется.


27 декабря 2005
http://www.novopol.ru/article5271.html

Док. 274748
Перв. публик.: 27.12.05
Последн. ред.: 31.01.07
Число обращений: 372

  • Артемьев Максим Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``