В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПВП КАК ПНП Назад
ПВП КАК ПНП
На минувшей неделе первый вице-премьер (ПВП) и куратор приоритетных национальных проектов (ПНП) Дмитрий Медведев был официально номинирован на роль главного модернизатора России.
Вероятно, именно в этом образе - убежденного сторонника умеренно-либерального развития страны - он и будет номинирован на главный государственный пост. Если, конечно, ближе к выборам не возникнет спрос на людей с принципиально иным имиджем и стилем...
Успех Дмитрия Медведева впечатляет: в минувшую среду он поразил депутатов Госдумы рассказом об успехах, достигнутых в ходе реализации ПНП, а уже на следующий день в "Коммерсанте" вышла его программная статья "Нацпроекты: от стабилизации - к развитию". (Важно, что Медведев, статьи которого выходят исключительно в неофициозных и даже порой во вполне либеральных изданиях, и тут остался верен себе).
В статье первый вице-премьер сформулировал ряд весьма важных мыслей. Во-первых, о необходимости перехода от стабилизации (этой визитной карточки "эпохи Путина") к развитию (чьей именно оно окажется "визиткой" и окажется ли, пока неясно - возможно, как раз "эпохи Медведева"). Во-вторых, Медведев дал понять, что с процессом такого перехода затягивать никак нельзя ("нельзя упустить время для модернизации России, без которой ей не сохранить себя в жесткой мировой конкуренции"). Все, что в его силах, он уже делает: по его словам, "благодаря приоритетным национальным проектам наша большая страна пришла в движение". Цель этого движения - переход "от экономики "ресурсной и индустриальной" к экономике знаний, к экономике "ежедневной технологической революции", которая создается личными усилиями активных, здоровых, образованных граждан". Медведев уверен: "от успеха отдельного человека, от его возможности реализовать свой талант" будет зависеть и "успех страны" в целом.

В общем было бы странным, если бы человек, позиционирующий себя в качестве защитника "отдельного человека", не возглавил бы социологический рейтинг "преемников Путина". По данным "Левада-Центра", если бы президентские выборы проходили в ближайшее воскресенье, за Медведева готовы были бы проголосовать 17% граждан (за его спарринг-партнера министра обороны Сергея Иванова - 11%). И все потому, что Иванов - все больше про армию, авиацию и флот, а Медведев - исключительно про отдельно взятого человека: отдельно взятые люди это ценят.
Впрочем, успех любого преемника во многом будет зависеть не столько от личных качеств, харизмы, и даже - от расположения ныне действующего первого лица (хотя и это предельно важно), сколько от слаженной работы всей команды. И, в первую очередь, президентской администрации как головного органа, отвечающего за процесс передачи власти. Но именно здесь в последнее время все чаще наблюдаются "нестыковки".
Самый свежий пример - история с поправками в закон о митингах и шествиях. Предложенные группой депутатов (с ведома "одной из башен" Кремля) изменения, предусматривавшие запрет на проведение массовых акций за две недели до и две - после выборов, по слухам, вызвали крайне негативную реакцию со стороны главы администрации президента Сергея Собянина. И хотя депутаты (опять-таки - с ведома "одной из башен") постарались было подправить проект, "вето Собянина" оказалось сильнее: авторов заставили отозвать законопроект. Как будто в назидание "башне-инициатору".
К счастью, аппаратные бои вряд ли могут хоть как-то поколебать идеологическое единство властной вертикали. Тем более после опубликования брошюры "Основные тенденции и перспективы развития современной России", разработчиком которой выступил замглавы президентской администрации Владислав Сурков. В книге, рекомендованной в качестве учебного пособия для студентов одного из вузов, собраны высказывания президента и самого Суркова по основным проблемам страны: от анализа недавнего прошлого до планов на ближайшее будущее. В общем, как сказал бы классик, "очень своевременная книжка!"
Не менее своевременный текст подготовил и глава думской комиссии по мандатным вопросам (есть в Думе и такие) и вопросам депутатской этики Геннадий Райков. Речь идет о "Кодексе поведения депутата": нормы этого документа, по замыслу комиссии Райкова, должны лечь в основу депутатского поведения "в том числе вне Думы и за рубежом". Для тех, кто откажется эти нормы соблюдать, комиссия Райкова подготовила систему "штрафов". Одним из наиболее суровых наказаний за недостойное поведение парламентариев станет публикация информации об их проступках в СМИ.
Борьба с нарушителями обещает быть хоть и бескомпромиссной, но далеко не бесчеловечной. Так, если допустивший проступок депутат раскается, то прессе, скорее всего, о его поведении сообщать не станут. "Тут один депутат устроил драку в VIP-зоне, милиция пришла, а он говорит: идите сюда и только дотроньтесь до меня пальцем... Но потом извинился, признал, что был не прав: что же, и такое публиковать в прессе?" - задал риторический вопрос Райков.
Ведь работа депутата по большей части нервная - вот некоторые и срываются. Особенно несладко, по словам главы комиссии по мандатным вопросам, приходится депутатам, пришедшим в Думу из бизнеса. Ведь по закону они, получив мандат, вынуждены юридически оформлять свой бизнес на кого-то другого. А ведь сейчас даже "жене опасно передавать: она завтра развелась и забрала все имущество!" - полагает Райков. В настоящее время возглавляемая им комиссия пытается защитить депутата, который переоформил дела на компаньона (по сведениям "Профиля", в качестве "компаньона" выступала как раз жена этого депутата), "а компаньон аккуратно, пользуясь его доверием, вывел все его имущество, и сегодня он (депутат. - "Профиль") - нищий".
Между тем скоро все народные избранники будут выглядеть нищими: Совет Федерации (правда, со второй попытки - кто ж хочет выглядеть как босяк) поддержал законопроект, лишающий парламентариев права на использование "мигалок" и спецномеров. Один из сенаторов (некто Александр Суворов) точнее других сформулировал негодование по поводу предложенных "Единой Россией" нововведений: "Если инициатор этого закона в лице Бориса Грызлова будет ездить так же, как и я, то давайте проголосуем. Но если я вижу, как к супермаркету подъезжает в сопровождении джипов с охраной и автоматчиков тот или иной гражданин, имеющий спецномера, то я против", - сказал сенатор. То есть, по его логике, им можно, а "тому или иному гражданину" (не тот ли это "отдельный гражданин", о коем печется Медведев?) - нет. В общем, если бы не спикер Сергей Миронов, вынудивший сенаторов переголосовать, соблюдение принципа равенства граждан перед законом оказалось бы под угрозой.
Правда, есть вероятность, что равенство граждан все-таки нарушат, причем сделают это в особо извращенной форме - в момент формирования нового состава Центризбиркома (все должно случиться в феврале). Тут есть два подхода. Нынешний глава ЦИК РФ Александр Вешняков настаивает на сохранении действующего порядка формирования "думской части" комиссии (всего в ЦИК 15 членов: 5 от президента, 5 от СФ и 5 от Думы), в соответствии с которым в комиссии должны быть представители всех фракций (по одному от каждой). Другой подход исповедуют единороссы: думская часть должна быть сформирована на пропорциональной основе - чем больше фракция, тем больше должно быть у нее членов в ЦИК. В последнее время в спорах Вешнякова с думским большинством, как правило, побеждает большинство. Что поделать: таковы неумолимые законы любой демократии, а уж суверенной - тем более.
К тому же с каждым днем становится очевидно, что отдельно взятые "башни Кремля" этому большинству все чаще и не указ. Имеет значение мнение лишь одного человека, а к нему с мелкой проблемой - как формировать ЦИК - вряд ли кто-нибудь побежит. В итоге даже Общественная палата (до чего докатились!) устами своего члена, адвоката Анатолия Кучерены, заявляет, что мнение о подконтрольности палаты Кремлю - "это миф: если бы на нас оказывалось давление, кто бы дал нам возможность бичевать чиновников?"
А так - пожалуйста: только бич над спинами посвистывает.

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Источник: Профиль 27.01.2007


Док. 274600
Перв. публик.: 30.01.07
Последн. ред.: 01.02.07
Число обращений: 1063

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Дмитрий Медведев. Национальные проекты: от стабилизации - к развитию. Отклики и комментарии

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``