В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Морозов: Нацпроекты как формирование новой среды Назад
Олег Морозов: Нацпроекты как формирование новой среды
Выступление вице-спикера Госдумы Олега Морозова на "правительственном часе"

- Обсуждение годичных итогов реализации национальных проектов позволяют нашей фракции заявить: мы разделяем вместе с президентом России политическую ответственность за эту работу и оцениваем ее как в целом успешную. Напомню, что идея четырех национальных проектов родилась в ходе обсуждения проекта федерального бюджета 2006 года, и президент Российской Федерации, прежде чем публично выдвинуть эту идею, активно обсуждал ее с парламентским большинством.

Но очевидно и то, что исполнителем проектов является правительство. Поэтому для нас сегодня важен не только отчет правительства, но и возможность подтвердить правильность выбранного курса, оценить масштаб достижений и нерешенных проблем, увидеть перспективу.

Еще совсем недавно мы и помыслить не могли о долгосрочных стратегических вложениях в социальную сферу, а также в жилищное строительство и сельское хозяйство.

Но сегодня благодаря курсу, который проводит президент при поддержке нашей партии, экономическая ситуация в стране в корне изменилась. Создан запас экономической и политической прочности. Появилась возможность переплавить финансово-экономическую стабильность в четыре национальные проекта, каждый из которых - это ответ на высокие социальные ожидания людей. Впервые за последние десятилетия столь крупные средства вкладываются в повышение качества жизни людей.

Год работы над реализацией национальных проектов позволяет сделать ряд выводов.

Первый. Был выбран правильный подход к разработке самих проектов. Его можно назвать программно-целевым. То есть предусмотренные на проекты деньги были переданы не вообще в четыре отрасли, а на решение строго определенных приоритетных внутриотраслевых задач. Именно такой подход привел к тому, что вложенные почти 140 миллиардов рублей дали, по нашей оценке, почти максимально высокую отдачу.

Второй. Пожалуй, впервые за последние годы правительство и региональные органы исполнительной власти досконально проработали механизмы реализации проектов, знают, что надо делать в каждый момент времени. Особенно важно то, что исполнители постоянно отчитываются перед президентом и парламентом, в том числе в рамках созданного при президенте Совета, в который входят представители всех думских фракций.

Третий. Под контроль взят каждый бюджетный рубль, и может быть даже не в силу какой-то особой добросовестности правительства, а в силу системности подхода, общественного внимания к проблеме, депутатского контроля, прозрачности самой системы реализации нацпроектов.

Четвертый. Проходит проверку на прочность так называемая властная исполнительная вертикаль. Совершенно очевидно, что федеральный центр в лице всех ветвей власти, с одной стороны, и регионы - с другой, работают над реализацией нацпроектов как единая властная машина.

Пятый. Успешную реализацию нацпроектов мы рассматриваем не как возможность решить четыре частные задачи, а как источник глубокой модернизации страны в целом. Это своеобразный спусковой крючок для перехода к новому качеству жизни общества. Нам нужно не просто хорошее здравоохранение, но здравоохранение, обеспечивающее сбережение нации. Не просто достойное образование, но образование, обеспечивающее нашу историческую конкурентоспособность. Не просто ускоренное строительство жилья, но модернизация на этой основе всего хозяйственного комплекса страны. Не просто развитие агропромышленного сектора, но утверждение нового уклада жизни на селе и обеспечение продовольственной безопасности страны.

Наконец, шестой вывод. Заметно повышен градус публичности в реализации проектов, особенно в последние полгода. Впервые столь крупные общенациональные задачи обстоятельно обсуждаются с профессиональным сообществом. В то же время, как показывают опросы общественного мнения, значительным слоям населения суть проектов остается малоизвестной. Это тем более прискорбно, что людям есть, что сказать. Есть результаты, которые в буквальном смысле слова можно потрогать руками, будь то машины скорой помощи, новейшее медицинское оборудование или животноводческие предприятия, оснащенные за счет льготных кредитов.

В процессе реализации проектов была решена одна общая для всех четырех отраслей универсальная задача: проведена инвентаризация проблем и установлена очередность их решения. Доклад Д.Медведева, его ответы на вопросы, равно как ответы его коллег, показывают, что у правительства есть ясное понимание того, какие проблемы перед ним стоят, как и в какие сроки их следует решать. Это как раз тот случай, когда работу правительства следует оценить положительно.

В рамках каждого из четырех национальных проектов есть свои достижения и свои просчеты.

Реализация проекта "Здоровье" привела к существенному повышению заработной платы у более, чем четверти медицинских работников. Обеспечен более высокий уровень кадровой и материально-технической укомплектованности первичного звена здравоохранения. Возрождается массовая диспансеризация и иммунизация населения. Пусть медленно, но, тем не менее, снижаются показатели младенческой смертности. Существенно увеличиваются объемы высокотехнологичной медицинской помощи населению.

Но задача нацпроекта "Здоровье", по мнению фракции, состоит в том, чтобы изменить саму суть отечественного здравоохранения. А именно: граждане должны в разы меньше болеть, а те, кто болеет, должны получать в разы более качественную медицинскую помощь. Если отталкиваться от такого подхода, то мы пока находимся в самом начале пути. Тем более, что стартуем мы прямо скажем с неблагоприятных позиций. Диспансеризация работников бюджетной сферы и вредных производств показала, что лишь 17 процентов обследуемых могут считаться практически здоровыми.

Главную проблему мы видим в том, что по-прежнему не обеспечена прямая зависимость между оплатой труда работников и качеством оказываемых медицинских услуг, конечными показателями эффективности.

К проблемам более частного порядка можно отнести заметное отставание от плановых показателей диспансеризации граждан, недоукомплектованность муниципальных поликлиник так называемыми "узкими" специалистами, отсутствие здесь лицензий на полный спектр медицинских услуг.

Дума завалена обращениями медицинских работников, возмущенных тем, что денежные выплаты, получаемые ими в рамках национального проекта, не учитываются при начислении отпускных и больничных. Букве минфиновских инструкций это может быть и отвечает, но по существу является издевательством над здравым смыслом.

Фракция "Единая Россия" подготовила перечень предложений по совершенствованию механизмов реализации данного проекта и направила их в правительство. При этом главное внимание мы уделяем его законодательному и нормативно-правовому обеспечению.

В части реализации национального проекта "Образование" примечательным является его субъективная оценка участниками ряда социологических исследований. По сравнению со всеми остальными нацпроектами здесь наиболее высок процент позитивных оценок. Возможно, это объясняется тем, что нацпроект "Образование" оказался так сказать наиболее широкозахватнам. То есть в поле его воздействия в той или иной степени оказались практически все учебные заведения, а значит практически все работники этой отрасли и, соответственно, учащиеся и студенты.

Примечательно также, что именно в сфере образования обозначилась наибольшая активность региональных институтов власти, которые обеспечили существенное софинансирование проекта. Причем в некоторых случаях (Тюмень, Татарстан, Свердловская область) региональное финансирование проекта превышало или было сопоставимым с федеральным.

Вместе с тем мы обращаем внимание министерства, что при подготовке мероприятий в рамках проекта был допущен ряд просчетов, которые пришлось исправлять. На 35% оказался первоначально заниженным объем средств, планируемых направить на увеличение выплат учителям за классное руководство.

Недоиспользованы средства, предназначенные для создания национальных университетов и бизнес-школ.

По мнению фракции, явно недостаточны суммы, запланированные в бюджете 2007 года, для субсидирования бюджетов субъектов РФ, внедряющих комплексные меры модернизации системы образования. Предлагаем правительству вернуться к этой теме при корректировке бюджета текущего года и при планировании соответствующих затрат на 2008 и 2009 годы. Хотя нельзя не отметить, что объем расходов на продолжение реализации проекта в 2007 году составляет 49 миллиардов рублей, что составляет рост на 67 процентов к уровню предыдущего года.

За минувший год наибольшее внимание наша фракция уделила контролю за реализацией национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В силу многих объективных и субъективных причин этот проект на старте являлся слабым звеном всей конструкции из четырех нацпроектов. Здесь заметно отставал от потребностей процесс формирования нормативно-правовой базы, обозначились крайне негативные тенденции на рынке жилья, связанные с неоправданным ростом цен и разгулом бюрократии. Тем не менее, сегодня, по нашему мнению, положение медленно выправляется. В результате законодательных инициатив нашей фракции удалось снизить влияние административных факторов на строительный бизнес и в сфере предоставления земельных участков для жилищного строительства. Заметно растет объем выдаваемых ипотечных кредитов, искореняется порочная практика создания финансовых пирамид за счет средств граждан, инвестируемых в строительство жилья. Федеральная целевая программа "Жилище" стала финансовым инструментом, ориентированным на решение задач национального проекта.

Однако мы констатируем, что на этом направлении по-прежнему остается очень много нерешенных проблем, каждая из которых вызывает весьма болезненную реакцию граждан. Мы рассчитываем на продолжение диалога с правительством и готовы пройти свою часть пути, которая касается скорейшего принятия законодательных актов, необходимых для реализации проекта.

Особо хочу выделить позицию фракции "ЕР" по проекту "Развитие АПК". Напомню, что именно наша фракция настаивала на сугубо рыночных инструментах реализации проекта, в то время как наши оппоненты и справа и слева предрекали этому проекту провал. Справа убеждали: сколько ни дай - все бес толку. Слева настаивали на бюджетных субсидиях, сомневаясь в том, что крестьянин согласно рыночным законам станет брать кредиты. Мы же изначально считали предложенные механизмы наиболее действенными. И оказались правы!

Такого объема кредитования крестьянских хозяйств (40,9 миллиардов рублей за год) наша страна еще не знала. Причем число желающих работать на этих условиях не уменьшается, а растет. Более того, темпы прироста животноводческой продукции в фермерских хозяйствах, работающих на условиях национального проекта, оказались примерно вдвое выше, чем в среднем по всем категориям хозяйств.

Одновременно наша фракция выступила инициатором увеличения бюджетного финансирования процесса обеспечения жильем молодых сельских специалистов. Здесь также обозначились позитивные тенденции.

К числу нерешенных вопросов относятся расширение территориальной сети "Россельхозбанка", на долю которого приходится более 70 процентов всех выдаваемых кредитов, упрощение процедуры оформления кредитов, законодательное регулирование залога земли, совершенствование налогообложение потребительских кооперативов и ряд других. Как свою победу мы рассматриваем принятие закона "О развитии сельского хозяйства", в соответствии с которым будет уже к июню принята соответствующая Госпрограмма. При этом мы намерены исходить из того, что количество граждан, фермерских хозяйств и сельхозорганизаций, желающих участвовать в национальном проекте, будет возрастать.

От имени фракции готов заявить, что мы и дальше намерены оказывать политическую и законодательную поддержку реализации четырех национальных проектов. Но мы также прекрасно понимаем, что нельзя программно-целевой подход сводить только к ним. К примеру, разработана и успешно реализуется система мер, направленная на преодоление демографического кризиса. И тема эта воспринимается в обществе как исключительно значимая. Наша фракции также считает, что не может остаться без внимания парламента тема выработки стратегических решений в области развития культуры. Мы согласны с тем, что не стоит бесконечно множить национальные проекты. Но намерены поставить проблемы развития культуры в центр своего внимания при принятии бюджета на трехлетнюю перспективу.

Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть, что фракция ЕР считает парламентский контроль над реализацией национальных проектов своей первостепенной задачей и готова к конструктивному взаимодействию с правительством.
Олег Морозов, Заместитель председателя Государственной Думы

24 января 2007

"Кремль.ORG".
www.kreml.org



Док. 273951
Опублик.: 26.01.07
Число обращений: 1596

  • Морозов Олег Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``