В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Аюев: Московская энергосистема должна соответствовать современным требованиям мегаполиса Назад
Борис Аюев: Московская энергосистема должна соответствовать современным требованиям мегаполиса
В Московском регионе в результате энергоаварии 25 мая 2005 года было обесточено 42 муниципальных образования, в том числе 24 города. Без света осталась 151 больница. Всего в зоне энергокризиса оказалось около 4 миллионов жителей области. В результате аварии также были обесточены северные районы Калужской области - Боровский, Жуковский и Малоярославецкий районы, а также город Обнинск. В Московском регионе было прервано движение пригородных поездов на курском, павелецком, рижском и казанском направлениях.

ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление ЕЭС" - 100%-ная дочерняя компания РАО "ЕЭС России". После завершения реформирования РАО "ЕЭС России", государство будет владеть не менее 75% плюс 1 акция Системного оператора. Системный оператор управляет режимами работы Единой энергетической системы России. В ведении "СО - ЦДУ ЕЭС" находятся технологические режимы работы всех объектов электроэнергетики - генерирующих станций, линий электропередач, трансформаторных подстанций и т. д.

Прошел год с момента аварии в Московской энергосистеме. Анализируя ситуацию с позиций сегодняшнего дня как вы можете оценить прошлогодние события?

Есть целый ряд технологических и иных причин произошедшей 25 мая 2005 года аварии в Московской энергосистеме. Это и возгорание трансформатора на подстанции "Чагино", и короткие замыкания на сетях (из-за установившейся в те дни жаркой погоды провода линий электропередач провисали больше нормы, что и приводило к коротким замыканиям) и как следствие аварийное отключение нескольких ЛЭП. Усложнило ситуацию и то, что летом проводится плановый профилактический ремонт оборудования Такое беспрецедентное сочетание неблагоприятных факторов в условиях высоких нагрузок на энергосистему стало основной причиной аварии прошлого года. Скорее всего, в случае принятия жестких решений по ограничению ряда потребителей, можно было предотвратить каскадное развитие событий, однако, тогда сделать это было невозможно, т.к. ограничения требуют предварительных согласований с самими потребителями, с московской администрацией.

Московские диспетчеры боролись не только за минимизацию числа аварийных отключений, но и за живучесть энергосистемы, сохранность энергооборудования. После подобных аварий процесс восстановления работы энергосистем может проходить достаточно долго. В Нью-Йорке в 2003 году восстановление электроснабжения заняло десятки часов. В Италии после каскадной энергоаварии также 2003 года электроснабжение нормализовалось через двое суток. В Московской энергосистеме уже через 6 часов основной объем потребителей был вновь подключен. Станции были грамотно развернуты, применены временные режимы электроснабжения, правильно выбраны схемы подачи напряжения. Это притом, что у нас масштабы не сравнимы с другими энергосистемами. В Московском мегаполисе живет 15% жителей всей страны, на небольшом географическом участке сосредоточены потребители мощности равной, к примеру, половине такой масштабной энергосистемы, как Украинская.
Тот факт, что ликвидация последствий прошлогодней майской энергоаварии прошла предельно быстро, говорит также об абсолютной скоординированности действий персонала Системного оператора и всех энергетических компаний Московского региона.

Как изменилась работа диспетчеров после 25 мая 2005 года?

Авария всегда дает энергетикам возможность обнаружить слабые места в энергосистемах. В Московском региональном диспетчерском управлении внедрена более мощная информационно-вычислительная система, увеличено количество телеизмерений, чаще стали проводиться тренировки диспетчеров. Привлекаем в Москву и новые кадры - в столицу пришли специалисты из регионов, которые имеют опыт работы в условиях сложных режимов.

Расскажите о новом диспетчерском центре в Москве.

Управление режимами и организация работы диспетчеров требует серьезных инвестиций, а вложения средств должны производиться рачительно. Здесь есть два пути - либо пытаться что-то "подлатать" в имеющемся у нас оборудовании, либо радикально менять технологию. В конечном счете, последнее обходится дешевле, т.к. устаревшие технологические площадки зачастую не пригодны для того, чтобы их оснащали новейшим оборудованием. В Московском региональном диспетчерском управлении сейчас необходимо заменить технологию отображения информации, серьезно модернизировать связь с объектами, усилить вычислительный инструментарий. Мы приняли решение создать новый диспетчерский центр Московского РДУ - приобрели для него здание и намерены к середине 2007 года ввести в эксплуатацию первую очередь нового диспетчерского центра.

За счет каких средств осуществляются инвестиции в развитие диспетчерского комплекса?

Сейчас единственный источник инвестиций - тарифы на электроэнергию. С каждого рубля, который платят за электричество потребители, на управление режимами идет примерно 1 копейка. Денег из тарифа хватает на обеспечение текущей работы диспетчерских служб, но для технологического развития необходимо привлекать средства из других источников. Если в других секторах энергетики, например, тепловой генерации, возможно привлечение частных инвестиций, то для нас это невозможно. Системный оператор, так же, как и Федеральная сетевая компания (объединяет магистральные линии электропередачи - Ред.) является естественно-монопольной инфраструктурной компанией, и после завершения реорганизации РАО "ЕЭС России" контроль над ними сохранит государство. Поэтому надо искать альтернативные источники, в частности, провести дополнительную эмиссию акций ОАО "СО - ЦДУ ЕЭС" в пользу государства. Правительство за счет средств федерального бюджета выкупит часть акций Системного оператора и получит в результате 75%-ый пакет. Общий объем допэмиссий в течение 2007 и 2008 годов может составить 5 млрд. руб. Эти средства будут направлены на опережающее развитие диспетчерского управления. Сейчас в составе Системного оператора действуют 64 диспетчерских центра - от Хабаровска до Калининграда. Все они требуют значительной модернизации. В программе, которую Системный оператор представил в Правительство в качестве обоснования допэмиссий, подробно прописан график и содержание всех планируемых работ.

Можно ли обеспечить 100%-ную надежность энергетической системы?

Все энергосистемы обладают исключительно сложной технологической структурой. Когда я объясняю схему работы диспетчерского центра и показываю, как все функционирует, то зачастую даже специалисты-энергетики бывают удивлены сложностью и взаимосвязанностью этой технической системы. Наша энергосистема - это яркий пример того, как современные и старые элементы работают вместе, и ее обслуживание требует высокого уровня подготовки персонала.

Вопрос надежности всегда идет бок о бок с экономической целесообразностью затрат на те или иные мероприятия. К примеру - к дому идет провод. Если этот провод оборвется, то в доме не будет света. Как повысить надежность электроснабжения дома? Можно провести два провода. Но если один провод будет в ремонте, а второй оборвется, то также не будет света. Конечно, можно провести три провода, но вопрос именно в том, - сколько проводов необходимо для того, чтобы жители какого-то одного отдельно взятого дома гарантированно на 100% всегда имели электричество? И чтобы при этом стоимость обслуживания всех этих резервных проводов была приемлемой... Ведь всегда есть вероятность, пусть и минимальная, что роковым образом совпадут все неблагоприятные факторы и энергоснабжение будет нарушено. Когда мы говорим о том, что прошлогодняя авария в Москве - это следствие совпадения множества факторов, вероятность которого очень невысока, это звучит фаталистично, но на практике, к сожалению, случается раз в 25-30 лет.

Вопрос, который вы задали, пока открыт для энергетиков любой страны - аварии в сложных энергосистемах еще никому не удалось исключить на 100%. Каждый новый элемент, призванный повысить надежность энергосистемы, делает ее более сложной, что, в свою очередь, повышает риск сбоев. Другое дело, что персонал всех элементов системы - диспетчерских пунктов, электростанций, сетей и подстанций, каждую секунду делает все возможное, чтобы все не допустить аварийных ситуаций.

Что сейчас делается, чтобы повысить надежность Московской энергосистемы?

Сейчас главная задача - сделать Московскую энергосистему адекватной современным требованиям крупнейшего мегаполиса, обеспечить всех потребителей электроэнергией в условиях резкого роста энергопотребления, который мы сейчас наблюдаем в столичном регионе. Идет модернизация сетевого хозяйства и генерации, чтобы увеличить мощность электростанций и пропускную способность сетей, осуществляется модернизация диспетчерского управления. Разворачивается комплексная реконструкция подстанций Московского энергетического кольца. Модернизация подстанции "Белый Раст", призванной решить проблемы загруженности Северных сетей пройдет нынешним летом, начинается реконструкция подстанций "Чагино", "Очаково", "Бескудниково". Кроме того, ввод подстанции "Встреча" в районе Апрелевки поможет снять часть нагрузки с подстанции "Очаково" и значительно разгрузить Западные сети. В комплексе эти мероприятия позволят увеличить трансформаторную мощность Московского кольца на 3500 МВА, что частично компенсирует дефицит генерирующей мощности.

Что касается генерации, то сейчас идет строительство энергоблоков на ТЭЦ-21 и ТЭЦ-27, начато возведение энергоблока на Каширской ГРЭС. В ближайших планах - строительство еще двух энергоблоков на станциях "Мосэнерго" и Шатурской ГРЭС. Эти мощности будут введены в эксплуатацию в 2007-2009 гг.



25/05/2006 09:31

Интервью члена Правления РАО "ЕЭС России", Председателя Правления ОАО "Системный оператор - ЦДУ ЕЭС" Бориса Аюева
http://www.rian.ru/interview/20060525/48590355.html

Док. 273816
Опублик.: 25.01.07
Число обращений: 450

  • Аюев Борис Ильич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``