В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Предпосылки для создания активного гражданского общества. Интервью Назад
Предпосылки для создания активного гражданского общества. Интервью
Сегодня итоги работы Государственной Думы в этом сезоне мы подводим вместе с Владимиром Груздевым, депутатом Государственной Думы, заместителем председателя комитета Госдумы по законодательству. И.МАЛИКОВА - Первый год работы Государственной Думы в этом составе после выборов. Вы очень удачный в этом смысле гость, поскольку вы депутат Госдумы вот этого созыва, и до этого у вас был опыт законодательной работы в Московской Думе. Сейчас масштаб задач совершено другой. Каким образом в этом году, на ваш взгляд, поработала Государственная Дума? В.ГРУЗДЕВ - Очень тяжело оценивать свою работу и работу своих коллег. Я думаю, что, наверное, жители Москвы и граждане России оценят это более четко и более точно. Хочу сказать, что работа была достаточно напряженной и, как мне показалось, эффективной. Насколько будут те законы, которые мы приняли, жизнеспособны, насколько они смогут улучшить жизнь жителей России и жителей Москвы, время покажет. Если останавливаться на некоторых законопроектах, безусловно, это 122-ой закон о монетизации льгот, то есть о компенсации выпадающих льгот. Это первое. Второй блок законопроектов, это законопроекты, связанные с доступным жильем, жилищный кодекс, закон об ипотеке, изменения в гражданский кодекс и многие остальные. И.МАЛИКОВА - По большому счету, перспективные законы, потому что закон о монетизации льгот вступит в действие с 1 января 2005 года. С 1 марта 2005 года вступает в действие жилищный кодекс. Закон о выборах и назначении губернаторов, подписанный президентом, в полной мере с 2007 года заработает? В.ГРУЗДЕВ - Наверное, да. Закон предусматривает форму, по которой действующий избранный губернатор может добровольно обратиться к президенту за получением доверия. Это третий важный блок законопроектов, законопроекты, связанные с укреплением вертикали исполнительной власти, и не только исполнительной, в том числе, наверное, законодательной, укрупнение политических партий, создание гражданского общества, то есть предложение нашему гражданскому обществу поучаствовать в управлении государством посредством Общественной палаты. Данный законопроект принят Государственной Думой в первом чтении. Также закон о пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы, который тоже в прошедшую пятницу мы проголосовали и приняли в первом чтении подавляющим большинством голосов. То есть все эти законопроекты, конечно, являются важными. У нас происходит настройка не только динамической системы. Это настройка органов исполнительной власти, вертикали исполнительной власти, потому что законы у нас, по большому счету, хорошие, только они часто вообще никак не исполняются, а часто исполняются из рук вон плохо. И.МАЛИКОВА - Надо сказать, что все те законы, в том числе и Жилищный кодекс, наверное, были самыми спорными за последнее время. Наверное, такие же ожесточенные споры за последние несколько лет вызывал Трудовой кодекс, когда он принимался Думой прежнего созыва, и, наверное, Земельный. В.ГРУЗДЕВ - Безусловно. Вот, скажем, монетизация льгот. Прежде всего, кого мы касаемся? Это старшее поколение. В основном, это пенсионеры, ветераны труда, ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды и так далее. Мы этим законопроектом затрагиваем, прежде всего, их интересы. Блок законов о рынке доступного жилья. Кого мы здесь касаемся? Наиболее активную молодую часть населения, тех, кто на сегодняшний день не имеют жилья, предоставленного государством, но люди активно зарабатывают и хотели бы иметь возможность приобрести жилье. В принципе, мы затронули все возрастные категории. Я думаю, что это предпосылки для создания активного гражданского общества. Потому укрупнение политических партий и влияние на принимаемые законопроекты через своих представителей это как раз то будущее, которое нас с вами ожидает. И.МАЛИКОВА - В начале нашего разговора вы сказали, что обсуждение вопроса и принятие закона о создании Общественной палаты закладывает основу для создания гражданского общества. Получается, что у нас законодатель будет создавать гражданское общество? В.ГРУЗДЕВ - Не совсем так. Я сказал, что это создание предпосылок для наиболее активного участия граждан в создании гражданского контроля за исполнительной и не только исполнительной, в том числе и за законодательной властью. У нас же четко декларируется принцип разделения властей. Поэтому гражданского контроля за работой исполнительной власти у нас, к сожалению, пока нет. Попытка принятия закона об Общественной палате это некая возможность создания предпосылок для возникновения контрольного органа со стороны общества. Безусловно, если говорить о создании гражданского общества сверху, то наверное, всегда движение происходит навстречу друг другу: и снизу, и сверху. Гораздо хуже, когда верхи не будут совсем интересоваться, что же происходит на самом деле, и общество будет организовываться по каким-то другим правилам и принципам поведения. И.МАЛИКОВА - Некоторое время назад в Москве проходил гражданский конгресс. На нем были собраны всем представители разных общественных организаций. И он ничем не закончился. Возлагались очень большие надежды. Гражданское общество, которое так долго формировалось в нашей стране, так и не получилось. Сейчас есть очень мощное оппонирующее мнение созданию общественной палаты. Буквально на минувшей недели в нашей студии был Георгий Сатаров, который последовательно занимает демократические позиции. По его мнению, создание такой Общественной палаты - это создание места для почетной ссылки бывшей номенклатуры. Есть такая опасность. В.ГРУЗДЕВ - Опасности есть любые. Что такое Общественная палата? Это 126 человек. Первые 42 представителя рекомендованы президентом. Если президент будет рекомендовать представителей бывшей номенклатуры, то, наверное, да, это бывшая номенклатура точно также будет отбирать бывшую номенклатуру с уровня федеральных округов, а потом с регионального уровня. Президент, как мне кажется, и ради этого и вносился законопроект, будет предлагать таких людей, которые действительно будут пользоваться авторитетом в обществе, которые за свою работу не будут получать ни копейки денег. Это работа полностью на общественных началах. Люди, которые дорожат своим именем, люди, которые авторитетны в обществе. Какие есть полномочия у Общественной палаты? Прежде всего, это возможность создания Общественного совета при министерствах и ведомствах. Это новая форма контроля. И президент в своем обращении говорил, что, после событий в Беслане он надо создавать эффективные органы гражданского контроля за действиями правоохранительных органов и, прежде всего, спецслужб. У нас, к сожалению, правоохранительная система во много чувствует себя достаточно безнаказанно. Здесь нужен эффективный гражданский контроль. И.МАЛИКОВА - Это новогодняя неделя. Поэтому каждый из пришедших в нашу студию поздравляет слушателей Москвы и России с Новым годом. В.ГРУЗДЕВ - Дорогие друзья! Я рад представившейся возможности поздравить с Новым годом. Пускай Новый год принесет вам удачи, чтобы все были здоровы, живы. За "сбычу мечт" и всего самого наилучшего. Я очень надеюсь, что следующий год принесет всем нам с вами радость и удачу.

Ильмира Маликова
Говорит Москва


30.12.2004
http://www.gruzdev.ru/massmedia/show_45.html

Док. 273705
Перв. публик.: 30.12.04
Последн. ред.: 25.01.07
Число обращений: 541

  • Груздев Владимир Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``