В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление первого вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева в Государственной думе на `Правительственном часе` 24 января 2007 г. Назад
Выступление первого вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева в Государственной думе на `Правительственном часе` 24 января 2007 г.

Уважаемые депутаты!

Сегодня мы можем подвести первые итоги приоритетных национальных проектов за 2006 год. Как известно, нацпроекты охватывают важнейшие сферы жизни нашего общества: образование, здравоохранение, жилье, сельское хозяйство. Начну с итогов...
За прошлый год заработная плата и иные выплаты были увеличены 680 тысячам медицинским работников, это приблизительно одна треть от списочного состава врачей, среднего и младшего медицинского персонала в нашей стране. Около 13,5 тысяч врачей участковой службы повысили свою квалификацию, это почти вдвое превышает плановые показатели. За счет поставок диагностического и санитарного оборудования, автотранспорта оснащено более 5,5 тысяч медицинских учреждений. Значительно обновлен парк автомобилей скорой помощи. В результате срок ожидания диагностических исследований сократился в среднем с 10 до 7 дней, время прибытия скорой помощи в среднем до 25 минут. Это на десять минут раньше, чем год назад. В 2007 году мы ставим задачу существенно сократить и эти сроки.
Далее... Основой системой образования, конечно же, являются школы и учителя. За год в рамках проекта "Образования" в Российской Федерации регионами обеспечено полное оснащение учебными пособиями и оборудованием более 12 тысяч кабинетов физики, химии, биологии, приобретено около четырех тысяч школьных автобусов. Это без тех программ, которые реализуются на эту тему в регионах. Более 11 миллиардов рублей направлены в 2006 году на выплаты за классное руководство, их получили почти 900 тысяч педагогов. В предстоящем году начинается поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования.
Проект АПК, несколько слов о нем, дал серьезный импульс развитию малых форм хозяйствования на селе. По итогам 2006 года общий объем выданных кредитов составил 40 млрд. руб., а за 2005 год эта цифра была почти в 15 раз меньше. Количество заемщиков составляет более ста тысяч человек и организаций. Особенно заметно вырос спрос на кредиты в рамках личных подсобных хозяйств. Национальный проект АПК также направлен на развитие сети потребительских кооперативов. В 2006 году их было создано 2117 штук, что более чем два раза превышает запланированный уровень.
Отмечу, что те решения, которые были приняты недавно Государственной думой, создают хорошие условия для выхода на рынок отечественных сельхозпроизводителей, выхода прямого, без перекупщиков, без посредников, всех тех, кто присосался к сельскому хозяйству, не создавая дополнительной стоимости. Развивается льготное кредитование и строительство крупных животноводческих комплексов. Здесь мы поддерживаем в первую очередь тех, кто готов к долгосрочным инвестициям. По итогам 2006 года выдано около шести миллиардов рублей восьмилетних кредитов. Это превысило запланированные объемы приблизительно на 20 процентов. За счет кредитных ресурсов идет строительство или модернизация 1240 животноводческих комплексов. Есть положительные эффекты и от лизинговых услуг. По лизингу хозяйствам поставлено более 50 тысяч голов племенного высокопродуктивного скота и оборудования для содержания 185 тысяч голов, что соответствует плановым показателям.
Могу лично подтвердить в ходе посещения различных животноводческих комплексов, они, действительно, претерпевают реальные изменения, и та реконструкция, которая идет, или создание новых комплексов впечатляют. Это, прежде всего, новые технологии, новая производительность труда, если хотите, иная культура работы.
Остановлюсь и на ряде других значимых результатах реализации проектов, уже не связанных с первичным звеном. Так, важнейшими задачами проекта "Образование" является поддержка наиболее талантливых учителей и учеников, содействие внедрению инновационных методов обучения. В 2006 году десять тысяч лучших учителей России, отобранных по конкурсу, получили премии по сто тысяч рублей. Коллективам трех тысяч школ, которые внедряют инновационные технологии, были выделены гранды по миллиону рублей на цели развития, 17 лучших инновационных университетов, которые тоже отбирались по конкурсу, получили на реализацию своих программ около пяти миллиардов рублей.
Важно подчеркнуть, что в этих конкурсах - а это были открытые соревнования, участвовало значительно большее количество ВУЗов - около двухсот... А на 2007 год - заявки сейчас собирают, уже подано 267 заявок. Судя по такому интересу, сотни ВУЗов и десятки тысяч школ готовы к инновациям и уже разработали собственные и, что особенно важно, конкурентоспособные стратегии развития.
Перспективной представляется и работа по созданию двух университетов - Южного и Сибирского федеральных университетов. Я был в этих образовательных центрах, могу сказать, что работа там идет энергично, последовательно, и, несмотря на организационные трудности, в целом есть ощущение, что мы создадим новые современные учебные заведения, отвечающие требованиям ХХI века.
В 2007 году эти университеты получат на развитие учебного процесса шесть миллиардов рублей. Одновременно развиваются и процессы, связанные с созданием двух бизнес-школ для подготовки менеджеров высшего класса. Вы знаете, они создаются в Москве и Санкт-Петербурге.
Более 20 тысяч школ, включая сельские, обеспечены широкополосным доступом в интернет. За этими цифрами много возможностей для проведения дистанционных уроков и консультаций. В семи регионах уже оборудованы специальные автоматизированные рабочие места для учителей, которые победили в конкурсе на звание лучших педагогов. С начала 2007 года инновационные школы во всех регионах станут центрами повышения квалификации учителей. Отмечу, что директорами и учителями этих школ уже проведена работа по экспертизе государственных образовательных стандартов. Ее результаты направлены в Российскую академию образования.
Системной становится поддержка талантливой молодежи. В 2006 году присуждены премии более пяти тысячам победителей и призерам международных олимпиад и других конкурсов. Таким образом, эти конкурсные начала, которые мы считаем самыми правильными - и с точки зрения справедливости, с точки зрения защиты от всякого рода злоупотреблений, активно внедрялись в образование. В этом году начнется отработка конкретных моделей модернизации систем - образования и здравоохранения. Цель - предоставление более качественных услуг, повышение эффективности этих отраслей и, естественно, рост доходов учителей и медицинских работников. Субъекты, которые осуществляют эти комплексные программы, получат специальную федеральную поддержку. В рамках нацпроекта "Образование" таких экспериментальных регионов выбрано 20. Здесь будет внедряться нормативно-подушевой режим финансирования, когда средства следуют за учениками с учетом качества оказываемых образовательных услуг. Начинаются пилотные проекты и в здравоохранении. Там выбрано 19 регионов. Мы рассчитываем подготовить эффективные организационные экономические механизмы с переходом к преимущественно одноканальной системе финансирования здравоохранения и внедрения отраслевой системы оплаты труда.
Говоря о проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", отмечу, прежде всего, что объем выданных ипотечных кредитов - то есть основной показатель, который мы планировали в прошлом году, значительно превысил плановую величину. По данным банка России, на октябрь 2006 года уже было выдано ипотечных кредитов на сумму 160 млрд. рублей. Это на 40% превышает заданные параметры, что неплохо, хотя пока и недостаточно. Снижается ставка по ипотечным кредитам. Мы-то ориентировались на то, что снизим ее в только наступившем году, однако удалось с учетом той макроэкономической ситуации, которая сложилась в стране, снизить ее до 11% годовых уже в прошлом году. И в этом году мы рассчитываем на дальнейшее снижение ипотечной ставки, а это важнейший элемент управления ипотечным рынком. В целом в 2006 году введено около 50 млн. кв. метров жилья, что на 19% больше, чем в 2005. Иными словами, контрольные цифры в этом плане достигнуты. Вопреки тому, что иногда пишут в газетах.
Президент неоднократно подчеркивал, наша задача сделать жилье реально доступным для людей с разным уровнем достатка. И это, действительно, существенный аспект и социальной, и демографической политики. На вчерашнем заседании Президиума по приоритетным национальным проектам рассматривался вопрос о поддержке молодых семей, приобретающих жилье. В 2006 году такую поддержку получили приблизительно 33 тысячи молодых семей, из них 12 тысяч на селе.
В наступившем году мы уточним механизм предоставления такой поддержки с тем, чтобы он стал более гибким. И, конечно, необходимо развитие всего спектра финансовых механизмов, которыми пользуются граждане для приобретения жилья. Такие механизмы должны быть доступны для людей с различным уровнем достатка. Во-первых, будем заниматься и классической ипотекой, повышать ее доступность, работать над кредитной ставкой, о чем я уже говорил. Во-вторых, заслуживает внимание распространение того позитивного опыта, где осуществляется так называемая социальная ипотека для бюджетников, молодых семей и специалистов в рамках так называемой жилищно-ипотечных, жилищно-накопительных программ. Опыт позитивный, во многих регионах результаты весьма впечатляющие.
Кроме того, на последнем заседании Президиума Государственного совета, в данном случае, президент РФ говорил о формировании законодательной базы для накопительной системы жилья через, так называемые, стройсберкассы. Этот механизм более простой для граждан. Там меньшее количество требований и солидные субсидии со стороны государства. Повторю, что логика наших действий будет заключаться в том, чтобы число людей, которые способны приобрести жилье через различные механизмы, постоянно расширялось.
Уважаемые депутаты Государственной думы!
Как показал опыт, национальные проекты не только влияют на социальные показатели, но и стимулируют рост экономической активности. Ведь развитие строительства, жилья, аграрно-промышленный комплекс, образование, здравоохранение... неизбежно вовлекают в этот процесс и регионы, и все новые отрасли. Иными словами, выражаясь по-научному, национальные проекты имеют довольно солидный мультипликативный эффект.
Отчетливо обозначились инфраструктурные ограничения, с которыми мы столкнулись в среднесрочной перспективе. Поэтому реализация проектов потребовала формирования долгосрочных отраслевых и межотраслевых стратегий. В качестве примера могу привести уже классическую ситуацию с промышленностью строительных материалов. Она выросла в 2006 году очень неплохо - аж на целых 15%. И этого все равно не хватает. Этот рост не позволяет двигаться за ростом строительства, создавая проблему дефицита некоторых строительных материалов, о чем мы, очевидно, сегодня поговорим. С учетом полученного опыта уточнен порядок предоставления субсидий и госгарантий на обеспечение земельных участков коммунальными инфраструктурами. Теперь эти гарантии будут выдаваться юридическим лицам, то есть застройщикам и предприятиям ЖКХ. Для дальнейшего развития малоэтажного домостроения будут предоставлены субсидии в 3,5 млрд. руб. для развития улично-дорожной сети. И еще одна очень важная "новелла", за которую я хотел бы поблагодарить Государственную думу, быстро принявшую решение, - это работа по передаче в залог земельных участков, которые предназначены для целей жилищного строительства. Теперь муниципалитеты такое право получили. Цель этого механизма - облегчить привлечение кредитов для создания коммунальной инфраструктуры и, может быть, - мы, во всяком случае, на это рассчитываем, это будет самый эффективный и самый простой инструмент.
Отдельно остановлюсь на вопросах, к которым президентом привлечено особое внимание общества. Это вопросы демографического развития. В прошлом году отмечен прирост численности рожденных детей, но общая демографическая ситуация остается весьма серьезной. В этой связи будем последовательно реализовывать намеченные планы в рамках демографического проекта. Речь идет именно о целостной политике, которая включает в себя и повышение рождаемости, и снижение смертности от так называемых управляемых причин, и регулирование вопросов миграции. В прошлом году принята программа по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Этот процесс в рамках региональных программ начнется уже с этого года. Также начинается реализация ряда мероприятий, направленных на поддержку семьи, материнства и детства. Существенно повышено пособие по уходу за ребенком до полутора лет: до полутора тысяч рублей на первого ребенка и до трех тысяч рублей для второго и последующих детей. Введено новое единовременное пособие при всех формах устройства ребенка в замещающую семью, установлен порядок компенсации части родительской платы за посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения. С 1 января на практике запущена программа "Материнский капитал", которая предоставляется женщинам, которые родили второго и последующих детей. Первые сертификаты на материнский капитал уже получен. Учитывая масштаб и социальную значимость этих обязательств, мы будем вести за этим, естественно, постоянный контроль.
И, наконец, с 2008 года мы планируем дополнить проект "Здравоохранение" рядом мероприятий, которые направлены на снижение смертность от управляемых причин. Это меры по организации более качественной помощи при дорожно-транспортных происшествиях, при острых отравлениях, а также более эффективного лечения при сосудистых заболеваниях, снижению смертности от травматизма и профессиональных заболеваний.
Совершенно очевидно, что ключевую роль в демографической политике должны сыграть региональные и местные власти. Задача федеральных властей - помимо выделения соответствующего ресурса, - это установление общих правил, норм и гарантий, которые смогут заработать в том случае, если получат соответствующую поддержку в регионах. Именно на эти гарантии и направлена сегодняшняя деятельность. Кроме того, в ведении регионов сегодня находятся выплата детских пособий и компенсации родительской платы за посещение ребенком детского дошкольного учреждения. Регионы начали получать субсидии из федерального бюджета на реализацию этих мер. И необходимая нормативно-правовая база на федеральном уровне уже создана: это и те законы, которые вы, уважаемые коллеги, приняли, и подзаконные акты правительства, которые в прошлом году удалось принять до наступления времени выплат.
Завершая, еще два слова об одном проекте, который не включен в проекты государственные, но по своей сути является таковым. Это проект газификации, корпоративный проект "Газпрома", который имеет очень важное значение. На заседании Совета директоров, которое прошло 19 декабря прошлого года, мы рассмотрели весь спектр вопросов, с этим связанных... В бюджете "Газпрома" предусмотрены инвестиции в сумме 20 млрд. руб. на 2007 год. А всего на эту программу в рамках корпоративного бюджета предусмотрено 43 млрд. руб. В 2005 году - пять млрд. руб. В прошлом году - 17 млрд. руб. В нынешнем - 21 млрд. руб. Это не считая средств, которые в рамках софинансирования выделяются регионами. Работа идет в 68 регионах, графики синхронизации расписаны. Между "Газпромом" и субъектами РФ распределены обязанности по поводу того, как финансировать этот важнейший проект: межпоселковые сети финансирует "Газпром", как единая газотранспортная система России, а внутрипоселковые, внутристволовые сети финансирует местная администрация. Итогом должно стать повышение уровня газификации до 67% в городе и 44% на селе. Мы и дальше, естественно, будем эту работу продолжать. Это лишь один из рубежей. Очевидно, что газификация - неотъемлемое условие для того, чтобы реализовывались другие национальные проекты. И строительство жилья, и аграрный проект... Чтобы нормальные человеческие условия были в домах наших граждан. Результаты в целом, повторяю, в этой части неплохие. Работа будет продолжаться.
Уважаемые коллеги!
Сегодня в зале присутствуют руководители ведомств, отвечающие за реализацию национальных проектов. Они вместе со мною готовы дать ответы по конкретным направлениям проектной работы. Завершая свое выступление, хотел бы еще раз поблагодарить депутатский корпус за плодотворное сотрудничество, за быструю реакцию на те инициативы, которые рождались, по сути, с колес в ходе работы над национальными приоритетами в прошлом году. В рамках национальных проектов нам предстоит еще большая совместная работа, и, прежде всего законодательная... Я убежден, что она принесет ощутимые результаты для всех российских граждан.
Спасибо за внимание.

24 января 2007 года.
www.nasledie.ru




Док. 273447
Опублик.: 24.01.07
Число обращений: 2590

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``